Методические разработки по речевому развитию
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Аржакаева Елена Николаевна

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии, педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психологического развития - мышления, воображения, памяти, эмоции. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст - период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон развития речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie_po_rr.docx122.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4

муниципального образования Усть – Лабинский район

Методические разработки

по речевому развитию

Автор – составитель:

Воспитатель МБДОУ № 4

Аржакаева Елена Николаевна

г. Усть - Лабинск

2021 год

Содержание

1.

Введение………………………………………………………………….……3

2.

Дидактические игры по речевому развитию детей

старшего дошкольного возраст……………………….……………………....6

3. Занятие по развитию речи в старшей группе

«Путешествие в страну сказок»………………………………………………..20

4. Составление описательного рассказа о зимующих птицах»

Конспект занятия по развитию речи в старшей групп…………………..….…26

5. «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ» Составление рассказа из личного опыта

детей с использованием картин-схем.

Закрепление произношения звуков [С], [З]…..…………………..………...……30

6. Беседа о весне. Занятие по развитию речи в старшей группе..……………...38

7. Список используемой литературы ……………………………………………….41

                                                                                           

«В связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей.

Ребенок учиться мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить»

Ф.А.Сохин.

Введение

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии, педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психологического развития - мышления, воображения, памяти, эмоции. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст - период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон развития речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей.

Основные задачи развития речи решаются на протяжении всего дошкольного детства, и на каждом этапе идёт постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.

В дошкольном возрасте ребёнок овладевает диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделённых по функционально - смысловому типу описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В тоже время речь детей должна быть живой, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в четкой, логичной речи. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об его речевом развитии.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениям и описаниями речь у детей дошкольного возраста  явление очень редкое. В речи детей существует много проблем:

  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
  • неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
  • бедность речи, не достаточный словарный запас;
  • бедная диалогическая речь, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
  • неспособность построить монолог - сюжет или описательный рассказ на предложенную тему;
  • употребление нелитературных слов и выражений;
  •  отсутствие логического обоснования своих утверждений;
  •  отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса, темп речи и т. п.;
  • плохая дикция.

Поэтому необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывая о различных событиях из окружающей жизни.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на занятиях.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, я использую следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии,  использование моделирования при составлении рассказов, технология ТРИЗ, ИКТ.

 С этой целью я в течение многих  лет работаю над темой «Современные педагогические технологии на занятиях по речевому развитию». Изучив ряд программ по речевому развитию, и используя методическую литературу, я разработала разнообразный игровой, практический материал для работы по данной теме.

Данные методические разработки могут быть использованы в дошкольных образовательных организациях как в группах общеразвивающей так и в группах компенсирующей направленностей.

Дидактические игры по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

 

«Волшебные бусы»

Цель: формирование звуковой культуры речи, активизация словаря.

Задачи: развивать речевой слух и фонематическое восприятие – выделять первый и последний звук в слове; развивать зрительное внимание.

Предметно-развивающая среда: карточки округлой формы в виде бусинок с предметными картинками, картинки с изображениями Принцессы и Волшебницы.

Предварительная работа: (к играм по формированию звуковой культуры речи) игры «Где звенит колокольчик?», «Какой музыкальный инструмент звучит?», «Какие звуки ты слышишь?», «Громко-тихо», «Кто говорит»; артикуляционные упражнения; постановка звуков, автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях; графические упражнения «Нарисуй картинку», «Нарисуй узор по клеточкам»; знакомство со звуками и буквами с помощью сказок.

Ход игры:

Воспитатель (логопед):

На самой опушке волшебного леса

Гуляла сказочная Принцесса

(Показывает Принцессу.)

Чудесные бусы она потеряла,

Теперь со Слугой своим собирала.

Слуга, хоть и был не высокого роста,

Но бусы найти ему было не просто.

Тут Фея лесная как раз прилетела,

(Показывает Фею.)

Принцессе помочь эта Фея хотела:

Она улыбнулась, взмахнула рукой,

И каждая бусинка стала большой.

(Показывает бусинку.)

Слуга смог те бусины быстро собрать,

Теперь же их нужно на нить нанизать.

(Раскладывает бусинки на столе.)

Но Фея сказала: «Пора мне в дорогу,

А бусы нанизывать дети помогут».

Сказав это, Фея, умчалась куда-то.

Давайте Принцессе поможем, ребята!

На бусинке каждой, как раз в серединке,

Наклеены разные чудо-картинки.

Чтоб правильно бусы смогли мы собрать,

Нам нужно подумать, картинку назвать

Красиво и чётко, желательно вслух,

Чтоб самый последний все слышали звук.

Нам выделить нужно его и узнать,

И новое слово с него начинать.

Назвали картинку старательно все вы,

Отчётливо, правильно слово звучало:

Тот звук, что последний у бусины слева,

У бусины справа он будет – начало.

Пусть Фея исчезла вдали, ну и что же:

Мы бусы нанижем, Принцессе поможем.

Воспитатель (логопед)прикрепляет сначала определённую бусинку. Дети нанизывают картинку, выделяют и определяют последний звук, после чего находят картинку, где этот звук стоит в начале слова, и прикрепляют следующую бусинку, и так до сих пор, пока все бусинки не будут «нанизаны».

Воспитатель (логопед):

Ну что ж, молодцы, вы все бусы собрали,

На тонкую ниточку их нанизали.

Но до того как Принцессе вручить,

Нам нужно слова ещё раз повторить.

(Дети проговаривают слова ещё раз, чётко выделяя первый и последний звуки.)

В шкатулочку сложим мы их аккуратно

И в сказку Принцессе отправим обратно.

А Фея, конечно, назад прилетит

И бусы в обычные вновь превратит.

 

«Вазы и цветы»

Цель: формирование звуковой культуры речи, активизация словаря.

Задачи: развивать фонематическое восприятие; учить подбирать звуковые схемы к картинкам и картинки к схемам.

Предметно-развивающая среда: четыре вазы из цветного картона с «узорами» в виде звуковых схем, семь цветов из цветного картона, в «сердцевине» - картинка.

Ход игры:

Воспитатель (логопед):

Дети по лесу гуляли

И букет цветов набрали.

Посмотрите-ка: цветы –

Небывалой красоты.

У цветочков в серединке –

Нарисованы картинки.

(Показывает цветы.)

Вазы – тоже непростые

Всюду – схемы звуковые.

(Расставляет вазы.)

С вами мы цветы возьмём

И по вазам разнесём.

Это, может, и несложно,

Только нужно осторожно

И, конечно же, не сразу

Брать цветы и ставить в вазу:

Картинку нужно называть

И к слову схему подбирать.

(Ребёнок берёт цветок, называет картинку и говорит, в какую вазу нужно поставить этот цветок. После этого следует работа по схеме: ребёнок называет первый звук, второй и далее, сопровождая показом изображения звуков на схеме.)

Ну что ж, вы выполнили это –

Какие яркие букеты!

Давайте мы к ним подойдём

И вновь картинки назовём.

 

«Внимательные глазки»

Цель: формирование звуковой культуры речи, активизация словаря.

Задачи: развивать зрительное внимание и память, мышление, наблюдательность, концентрацию внимания; развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов; совершенствовать навык чтения слов.

Предметно-развивающая: карточки, на которых слова записаны буквами, напоминающими изображение того предмета, о котором идёт речь (дом, аист, гусь, маяк, часы, утюг, лист, лампа, сумка, пенал, курица, сорока, яблоко, страус, фонарь, колокол, луноход, паровоз, трактор, слониха, вертолёт, пистолет, парашют, велосипед, телевизор, экскаватор, автомобиль).

Ход игры:

Воспитатель (логопед):

- Ребята предлагаю вам три карточки. На каждой карточке зашифрованное слово. Слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь. Я называю букву, с которой вы должны прочитать слово.

(Дети читают слова, показывая указкой буквы.)

Воспитатель (логопед):

Помогите мне, ребятки,

Разгадать ещё загадку.

Помогайте и смелее отвечайте:

Все слова скажите вслух,

Выделяя третий звук.

Звуки те соедините

И скорей произнесите.

(Дети выделяют новое слово по третьей букве: часы, слониха, лампа – сом.)

Логопед (воспитатель):

Что же мне ещё сказать?

Вы сумели разгадать.

Но игру продолжим мы с новыми словами,

Сами буквы вы найдите,

И слова вы все прочтите.

(Дети читают слова: утюг, колокол, трактор – юла и т.д.)

 

«Цепочка слов»

Цель: формирование звуковой культуры речи, активизация словаря.

Задачи: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах, расширять их словарный запас, развивать слуховое внимание, сообразительность.

Предметно-развивающая среда: звёздочки с предметными картинками (карандаш – шкаф – флажок – куст – топор – ракета – автобус – сук – ключ – чайник – кошка – абрикос – сом – мак – крокодил – лук).

Ход игры:

Воспитатель (логопед):

- Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнётся со слова карандаш. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается слово карандаш. Кто из вас найдёт предмет с таким названием у себя на картинке, присоединит свою картинку к моей и назовёт свой предмет так, чтобы чётко слышался последний звук в слове. Если вы дети найдёте два предмета, то приложит картинку тот, кто нашёл первым. А оставшуюся картинку присоедините позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком.

(Когда будет выложена вся цепочка воспитатель (логопед) предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого указанного, выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове.)

Дидактические пособия по формированию звуковой культуры речи

для детей 5 – 7 лет.

 

«Звуковые часы»

Цель: формирование звуковой культуры речи, активизация словаря.

Задачи: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком; развивать фонематический слух.

Предметно-развивающая среда: циферблат часов, разделённый на две половины (жёлтого и зелёного цвета), по краю циферблата в верхней и нижней части по 5 прозрачных кармашков, слева и справа макета по 4 прозрачных кармашка; в центре макета двойная стрелка; предметные картинки.

Вариант 1 (игра «Найди пару»)

Ход игры:

Воспитатель (логопед) помещает в верхнюю часть часов картинки. Остальные картинки раскладывает на столе.

Воспитатель (логопед): Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Найди пару». Наши часы поделены на две части. В верхней части размещены картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а другая – на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку, которая звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка.

Воспитатель (логопед): Назовите, что изображено на этой картинке?

Дети проговаривают слово (н-р: коза).

Воспитатель (логопед): Подберите сходное по звучанию слово из предложенных картинок.

Дети: коза – коса.

(Мишка – миска,

каска - маска,

дрова – трава,

удочка – уточка.)

Вариант 2 (игра «Подружи картинки»)

Цель: формирование звуковой культуры речи, активизация словаря.

Задачи: автоматизировать звук Ш; развивать логическое мышление.

Предметно-развивающая среда: циферблат часов, разделённый на две половины (жёлтого и зелёного цвета), по краю циферблата в верхней и нижней части по 5 прозрачных кармашков, слева и справа макета по 4 прозрачных кармашка; в центре макета двойная стрелка; предметные картинки.

Ход игры:

Воспитатель (логопед): Ребята, назовите картинки на верхней части часов, чётко проговаривая звуки.

Дети: Мышка, шмель, бабушка, шайба, лягушка.

Воспитатель (логопед): Назовите картинки на нижней части часов.

Дети: Кошка, шиповник, дедушка, камыш, клюшка.

Воспитатель (логопед): Подберите пару к картинке, на которую указывает верхняя стрелка. Например, что изображено на этой картинке?

Дети: Шайба.

Воспитатель (логопед): Какая картинка подходит, как вы думаете?

Дети: Клюшка.

Воспитатель (логопед): А на этой картинке что изображено?

Дети: Мышка.

Воспитатель (логопед): Подберите пару. Чётко проговаривайте слова.

Дети: Мышка – кошка.

(Дети подбирают пары и к другим картинкам.)

Воспитатель (логопед): Ребята, какой звук в словах встречается чаще?

Дети: Звук Ш.

Далее дети ещё раз проговаривают словосочетания,

выделяя звук Ш.

Шиповник и шмель.

Бабушка и дедушка.

Лягушка и камыши.

Клюшка и шайба.

Мышка и кошка.

Вариант 3 (игра «Назови первый звук»)

Цель: формирование звуковой культуры речи, активизация словаря.

Задачи: упражнять детей в выделении первого звука в слове; закрепить знания о диких животных.

Предметно-развивающая среда: циферблат часов, разделённый на две половины (жёлтого и зелёного цвета), по краю циферблата в верхней и нижней части по 5 прозрачных кармашков, слева и справа макета по 4 прозрачных кармашка; в центре макета двойная стрелка; предметные картинки по теме «Дикие животные», буквы.

Ход игры:

Воспитатель (логопед) раскладывает в верхней части часов картинки с изображением диких животных.

Воспитатель (логопед): Как можно назвать всех, кто находиться на жёлтой половинке?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель (логопед): Назовите все картинки, выделяя первый звук в слове (дети называют). Подберите букву, обозначающую этот звук, и поместите в пустой кружок, на который указывает стрелочка.

Дети: Белка – первый звук Бь, заяц – первый звук З, волк – первый звук В, лиса – первый звук Ль, медведь – первый звук Мь.

Вариант 4 (игра «Назови последний звук»)

Цель: формирование звуковой культуры речи, активизация словаря.

Задача: упражнять детей в выделении последнего звука в слове.

Предметно-развивающая среда: циферблат часов, разделённый на две половины (жёлтого и зелёного цвета), по краю циферблата в верхней и нижней части по 5 прозрачных кармашков, слева и справа макета по 4 прозрачных кармашка; в центре макета двойная стрелка; предметные картинки.

Ход игры:

Воспитатель (логопед) помещает в верхнюю часть часов картинки. Остальные картинки раскладывает в боковые кармашки.

Воспитатель (логопед): Сейчас я буду называть картинки, а вы слушайте внимательно и называйте только последний звук в слове.

Воспитатель (логопед): «Ракета» - какой последний звук?

Дети: Звук А.

Воспитатель (логопед): Найдите картинку на этот звук. Поместите картинку в кармашек, куда указывает стрелочка.

(Далее дети самостоятельно называют предмет, определяют последний звук и подбирают картинку).

 

«Аквариум»

Цель: формирование звуковой культуры речи, активизация словаря.

Задачи: совершенствовать умение самостоятельно производить звуковой анализ слов, согласовывать числительные с существительными; закреплять навыки количественного счёта в пределах десяти; развивать мыслительную и речевую деятельность, речевой слух.

Предметно-развивающая среда:

три плоскостных аквариума,

предметные картинки

с изображением рыбок.

Ход игры (на примере звука Ш):

Воспитатель (логопед): Ребята, я произнесу 10 слов, если звук Ш в начале слова, опускайте рыбку в первый аквариум. Во второй аквариум – если звук Ш в середине слова. В конце слова – в последний аквариум. Так вы узнаете, в каком аквариуме плавает больше рыбок.

Слова: шест, сушка, солнышко, камыш, шахматист, душ, шелест, спешить, стишок, малыш, шмель, пушка, мишка…

(Дети выполняют задание.)

Воспитатель (логопед): Сколько рыбок в первом аквариуме? Посчитайте.

Дети: В первом аквариуме четыре рыбки.

Воспитатель (логопед): Почему, вы так думаете?

Дети: Потому что четыре слова: шест, шахматист, шелест, шмель, где звук Ш стоит в начале.

Воспитатель (логопед): Сколько рыбок во втором аквариуме? Почему?

Дети: Во втором аквариуме шесть слов: сушка, солнышко, спешить, стишок, пушка, мишка, в которых звук Ш в середине.

Воспитатель (логопед): Сколько рыбок в третьем аквариуме? Почему?

Дети: В третьем аквариуме три слова: камыш, душ, малыш, в которых звук Ш в конце.

(Аналогично проводится звуковой анализ с другими звуками.)

 

«Прокати животных»

Цель: формирование звуковой культуры речи.

Задачи: Совершенствовать умение самостоятельно производить звуковой анализ слов; расширять и обогащать словарь по лексической теме «Домашние животные».

Предметно-развивающая среда: плоскостной паровоз с четырьмя вагонами, со звуковыми схемами под каждым окошком; картинки с изображением домашних животных.

Ход игры:

Воспитатель (логопед): Домашние животные решили покататься, но они столкнулись с определёнными трудностями. Давайте поможем им преодолеть возникшие трудности.

Перед вами вагоны со звуковыми схемами под каждым окошком и картинки с изображением домашних животных. Возьмите любую картинку, произнесите название животного, подумайте к какой схеме подходит это слово, и посадите животное в вагон соответственно схеме.

(Дети выполняют задание.)

Воспитатель (логопед): Кого вы поселили в первый вагон?

Дети: В первый вагон – кролика, потому что в этом слове шесть звуков. Первый звук К – согласный, твёрдый, глухой. Второй звук Р – согласный, твёрдый, звонкий. Третий звук О – гласный. Четвёртый звук Ль – согласный, мягкий, звонкий. Пятый звук И – гласный. Шестой звук К – согласный, твёрдый, глухой.

(Аналогично проводится звуковой анализ с другими словами.)

 

«Какой?  Какая? Какое?»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными по теме «Продукты  питания»

Материал:  предметные картинки с изображением продуктов питания.

 Ход игры: ребенок выбирает предметную картинку, воспитатель  задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

          Каша (какая?) – вкусная, горячая, манная…

          Чай  (какой?)  – сладкий, теплый, душистый….

          Яблоко  (какое?)  – кислое, круглое, румяное…

«Назови ласково»

       Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: воспитатель называет словосочетание и бросает мяч ребенку. Ребенок  должен вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково:

Зима холодная – зимушка холодненькая

Руки чистые – ручки чистенькие

Кошка серая – кошечка серенькая

Помидор красный – помидорчик красненький

«Узнай по описанию»

Цель: учить составлять описательные загадки о фруктах, ягодах,  овощах, грибах.

Материал: предметные картинки с изображением фруктов, ягод, овощей, грибов.

Ход игры: воспитатель предлагает детям выбрать картинку и самостоятельно составить описательную загадку о том, что на ней изображено:

 «Есть ножка, шляпка, растет на пнях целыми семьями…»

 «Съедобные – ядовитые»

Цель: закреплять знания о съедобных и ядовитых грибах. 

Материал: карточки с картинками грибов; корзинка.

Ход игры: воспитатель предлагает детям выбрать картинку, и  определить какой это гриб, если съедобный положить в корзинку, если ядовитый  оставить на столе.

«Мой. Моя. Мое. Мои»

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Материал: карточки с предметными картинками.

Ход игры: воспитатель предлагает детям выбрать картинку и определить какое местоимение подойдет к предмету, изображенному на ней,  и произнести вслух:

Очки мои

Кукла моя

Стул мой

Яблоко мое

«Кто где живет?»

Цель: закреплять место обитания животных,  упражнять в употреблении предложного падежа существительного.

Ход игры: воспитатель начинает предложение, а  дети  должны его закончить:

Лиса живёт в ….

 Медведь зимует в… .

 У волка в лесу…

 Белка живёт в … .

 Собачий дом - …  

Свинья живет в ….

Птица вьет …..

У скворцов есть….

«Закончи предложение»

Цель: упражнять в употреблении нужного слова в определенном падеже, чтобы предложение имело смысл.

Ход игры.  Воспитатель называет слово и предлагает его изменить соответственно смыслу предложения:

Машина.

По дороге ехала грузовая ….

Колесо прокололось у ……

Домой я доберусь  на …..

Мой папа – водитель ….

Мягкое сиденье в нашей ….

«Кто что делает»

Цель: закрепить употребление глаголов в профессиях людей.

Оборудование: мяч.

Ход игры: воспитатель  бросает мяч ребенку и называет профессию, ребенок возвращает мяч и называет действия людей данной профессии:

Доктор лечит.

Пожарный….

Учитель…

Балерина…

«Какое блюдо?»

 Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Ход: воспитатель говорит начало предложения, дети заканчивают по смыслу, опираясь на опорные слова:

Суп из гороха…..

Котлеты из рыбы…..

Салат из свеклы…….

Гуляш из курицы…..

Начинка из яблок…..

«Улетели птицы»

Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Ход: воспитатель задает детям вопросы, они отвечают.

Нет (кого?) – нет лебедя, утки, воробья, голубя…

Нет (кого?) – нет лебедей, уток, воробьев, голубей….

«Назови одним словом»

Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.

Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Неподходящую картинку переверните, а оставшиеся назовите одним словом».

Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильное выполнение дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

«Зоопарк»

Цель: Расширять словарный запас детей на тему «Зоопарк». Продолжать знакомить детей с многообразием слов.

Ход: Дети называют животных, птиц, рыб, которые живут в «Зоопарке». Воспитатель каждый раз акцентирует внимание детей на термине «слово».  За названные слова дети поощряются фишками. У кого фишек больше, тот и победитель.

 «Найди рифму»

Цель: Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.

Ход: Воспитатель называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей, ребенок называет слово- рифму и возвращает мяч обратно:

 галка-палка,

мышка-мишка,

печка-свечка.

 «Спортсмены»

Цель: Активизировать словарь детей по теме «Спорт». Формировать звуко-слоговую структуру слова. Развивать грамматический строй речи, образование слов в мужском и женском роде.

Ход игры:

Занимается спортом (кто) – спортсмен, спортсменка

занимается гимнастикой – гимнаст, гимнастка

занимается фигурным катанием – фигурист, фигуристка

занимается теннисом – теннисист, теннисистка

занимается акробатикой — акробат, акробатка

катается на лыжах – лыжник, лыжница

бегает на коньках – конькобежец, конькобежка

играет в футбол – футболист, футболистка

играет в хоккей – хоккеист, хоккеистка

играет в шахматы — шахматист, шахматистка

стреляет из лука — лучник, лучница

ездит на велосипеде — велосипедист, велосипедистка

ездит на мотоцикле — мотоциклист, мотоциклистка

прыгает в высоту, в длину – прыгун, прыгунья

прыгает с парашютом — парашютист, парашютистка

плавает – пловец, пловчиха.

«Чем (кем) был раньше?

Цель: Развивать мышление, расширить словарь. Закрепить падежные окончания.

Оборудование: мяч.

Ход игры:

Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были.

Воспитатель,  бросая мяч ребёнку, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

цыпленок – яйцом,

лошадь – жеребенком,

корова – теленком,

дуб – желудем,

рыба – икринкой,

яблоня – семечком,

лягушка – головастиком,

бабочка – гусеницей,

хлеб – мукой,

шкаф – доской,

велосипед – железом,

рубашка – тканью,

ботинки – кожей,

дом – кирпичом.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну сказок».

Тема«Путешествие в страну сказок»

Цельразвитие всех компонентов устной речи детей.

Программные задачи:

- закрепить знания о сказках;

- закрепить умение подбирать родственные слова и слова антонимы;

- упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значениями; упражнять в согласовании существительных с числительными; упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе;

- совершенствовать умения составлять связный рассказ по сюжетной картине;

развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движениемразвивать общее звучание речи, интонационную выразительность, темп, ритм;

- воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам;

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитиеразвитие сенсорных умений – мелкой моторики рук, закреплять знание детей о цвете;

Развитие речи: приобщение к художественной литературе на примере сказокразвитие эстетических и эмоциональных чувств, при восприятии художественного слова;

Социально - коммуниативное развитие: формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость;

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

Физическое развитиеразвитие потребности в двигательной активности, упражнять в прыжках;

Художественно-эстетическое развитиеразвивать эмоциональные чувства при восприятии произведений музыкального творчества;

Методы и приемы: беседа, вопросы, дыхательная гимнастика, дидактическое упражнение, загадывание загадок, счёт, дидактическая игра, артикуляционная гимнастика, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, сравнение, рассматривание, рассказ, уточнение, напоминание, поощрение;

Предшествующая работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы по теме «Сказки»;

Материалы и оборудование: ноутбук (телевизор), Лэпбук  «В гостях у сказки», два шнура, карточки с гномами, карточки «фрукты и ягоды», трафареты «стаканы и баночки» для игры «Приготовим угощение», индивидуальные зеркала, шаблоны разноцветных цветов с изображением героев сказок с обратной стороны, сюжетная картина, медали.

Ход:

- Ребята вы любите сказки?

- Какие вы знаете сказки? Назовите.

- А какие бывают сказки(народные, авторские).

- Ребята, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).

- Почему сказки называют авторскими(потому что, их сочинил и написал один человек – автор).

- Дети, как начинаются сказки? (Жили- были… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве)

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, побываем в стране сказок, там нас ждёт много загадок и заданий. А на чём можно отправиться в путешествие?

(дети могут назвать)

- А полетим мы туда на воздушных шариках.

Дыхательная гимнастика «Давайте надуем шарики». Сделайте большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш).

(Руками изображают шар, идут в круг, из круга

- А теперь надо приземлиться. Наши шарики начинают медленно сдуваться. Сделали вдох и выдох (с-с-с).

- Вот и попали мы с вами в сказочную страну.

- Что это? Перед нами овраг, перепрыгнуть его сможет тот, кто скажет слово наоборот:

(Дидактическое упражнение «Слова- антонимы»)

Добрый - злой

Смелый – трусливый

Мудрый – глупый

Жадный – щедрый

Трудолюбивый – ленивый

Веселый – грустный

Друг – враг

Правда – ложь (перепрыгивание на двух ногах через два шнура лежащих на полу).

- А теперь посмотрите на экран, в нём спрятались сказочные герои, отгадайте их.

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Сказка «Три медведя». Назовите всю медвежью семью: мама - медведица, папа медведь, сын медвежонок. Как их звали?

- А кто ещё герой этой сказки(Машенька)

- А Машенька испугалась трех медведей?

- Конечно, испугалась Машенька, если:

- У медведицы - лапы, у медвежонка? Скажите ласково(лапки).

- А у медведя огромные - (лапищи).

- У медведицы – глаза, у медвежонка? (глазки).

- А у медведя? (глазищи).

- У медведицы – нос, у медвежонка? (носик).

- А у медведя? (носище).

- У медведицы – рот, у медвежонка? (ротик).

- А у медведя? (ротище).

- Чем закончилась эта сказка(Машенька убежала от медведей).

- Слушайте следующую загадку.

(Загадка)

С зеркалом вела беседу

Королева до обеда,

А оно правдиво было,

Красоту её хвалило.

Но принцесса стала краше,

Всех красавиц лучше даже…

И тогда принцессу эту

Мачеха сжила со свету.

Что случилось – каждый знает,

Сказку сразу отгадаетСказка «Белоснежка и семь гномов»

- Давайте сосчитаем всех гномов из этой сказки. Будем считать и называть их. (1 гном, 2 гнома, 3 гнома, 4 гнома, 5 гномов, 6 гномов, 7 гномов)

- Узнайте следующего героя, из какой он сказки?

(Загадка)

Любит тортики, варенье,

Сушки, сладости, печенье.

Он упитанный вполне.

И пропеллер на спине! (Карлсон)

- Как правильно называется эта сказка? («Малыш и Карлсон»)

- Что больше всего любил кушать Карлсон? (Сладости)

- Давайте для Карлсона приготовим угощение: варенье и сок. Вы знаете, что варенье хранят в баночках, а сок пьют из стакана (картинки выставляются на доске) Угощение будем готовить из фруктов и ягод. Назовем давайте их.

Дидактическая игра «Приготовим угощение для Карлсона»

- Настюша, какое ты угощение приготовила? (Я приготовила вкусное малиновое варенье).

- Артём, а ты что приготовил для Карлсона? (Я приготовил ароматный клубничный сок). И т. д.

- Молодцы я думаю, что Карлсон будет очень рад.

- А следующий герой –

(Загадка)

Он не знает ничего.

Вы все знаете его.

Мне ответьте без утайки,

Как зовут его? (Незнайка)

- Незнайка так запутался в сказках, что ничего не знает и не понимает, давайте ему поможем и ответим на его вопросы.

- На чем катался Емеля в сказке «По щучьему велению»?

а) лыжи б) конь; в) печь. (Емеля катался на печи)

- Как в русских народных сказках называют птицу с золотым оперением?

а) лебедь; б) жар-птица; в) синяя - птица. (Птицу с золотым оперением называют жар-птица)

- Кого в сказках называют по отчеству Патрикеевна?

а) сову; б) кошку; в) лису. (Лису называют Патрикеевна)

- Кто убежал из дома и, преодолев много опасностей, всё-таки попался хитрой лисе?

а) Медведь; б) Незнайка; в) Колобок. (Из дома убежал Колобок)

- А давайте мы испечём своих колобков.

Артикуляционная гимнастика (использование индивидуальных зеркал)

Тесто мнем, мнем, мнем. (Легкое прикусывание языка зубами)

Тесто жмем, жмем, жмем. (Легкое прижимание губами языка)

После скалочку возьмем,

Тесто раскатаем. (Проталкивание языка между плотно сжатыми зубами)

Выпекать колобок поставим. (Распластать язык на нижней губе)

1, 2, 3, 4, 5- не пора ли вынимать? (Держим под счет)

Славный вышел Колобок, (Упражнение «Горка»)

Пышный и румяный бок.

- Ну что продолжим наше путешествие? А чтобы было веселей

Ой, ой, ой – повторяйте все за мной

Физкультминутка с проговариванием чистоговорок

Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)

Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)

Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)

Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).

Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками)

Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)

Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам)

Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)

- Давайте присядем и отдохнём, поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

Будем пальчики считать, (сжимают и разжимают кулачки)

Будем сказки называть.

Рукавичка, Теремок, (загибают пальчики по одному)

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад(хлопают в ладоши на каждое слово)

- Дети, а ведь мы с вами попали на цветочную поляну сказок. А вот и цветочки, в них спрятаны герои сказок, которые совершали добрые сказочные дела.

- Возьмите цветочек, назовите сказочного героя и его добрый поступок.

(У меня красный цветочек, героиня Дюймовочка, она спасла ласточку, умирающую под землёй) и т. д.

(«Петушок и бобовое зёрнышко», курочка помогла петушку)

(«Доктор Айболит», спас больных зверей в Африке)

Три цветка ставятся в вазу

- Молодцы справились с этим заданием.

- Давайте теперь сочиним свою сказку.

-Посмотрите на картинки кто здесь? (Девочка, собака, божья коровка).

- Что здесь? (Дом, лейка, цветы).

- С помощью этой картинки сочиним сказку(Сюжетная картинка на магнитной доске)

- Как начнём сказку(Жила- была девочка Маша).

- Кто был у Маши? (У неё была собака Шарик, с которой они не расставались).

- Что росло возле дома? (Возле дома на лужайке росли цветы ромашки).

- Что делала девочка? (Каждое утро девочка брала лейку и поливала цветы на лужайке).

- А что делали цветы? (Цветы улыбались и разговаривали с девочкой).

- Кто залетел на лужайку? (На лужайку залетела божья коровка).

- Что она увидела? (Божья коровка увидела, что ромашки улыбаются и разговаривают с девочкой).

- Что подумала божья коровка? (Она подумала, как хорошо делать добрые дела, даже цветы улыбаются).

- Кто сможет рассказать всю сказку(Полный пересказ сказки)

_ Молодцы, хорошо перессказали.

- Что больше всего запомнилось? Понравилось?

- Мне тоже понравилось путешествие, и вы такие молодцы, вы настоящие знатоки сказок, на память о нашем путешествии получите медали «Знатоки сказок».

Составление описательного рассказа о зимующих птицах»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Обучающие задачи: 
           * расширять представление детей о зимующих птицах  (о внешнем 
              виде, питании передвижении);       

  • совершенствовать  грамматический строй речи ( образование и

     использование  существительных в форме единственного числа      родительного падежа), слоговую структуру слова;

  • уточнять  и расширять словаря по теме «Зимующие птицы»;
  • упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по

схеме – модели;
Развивающие задачи:

  • закреплять общие речевые навыки: слуховое внимание, зрительное восприятие;
  • развивать умение детей соотносить знаковые символы  с образами;
  • продолжать развивать  мышление, память, внимание;

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам,

проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.

Оборудование:  Письмо с загадками, иллюстрации с изображением птиц, мнемосхема, мольберт, силуэт дерева с кормушкой, силуэты птиц, птицы из оранжевого картона на каждого ребёнка.

Ход занятия:    Дети садятся за столы принимают  позу лобно – затылочной коррекции (правя рука на лоб, левая рука на затылок, глаза закрыты).
                  Воспитатель. Глаза закрываем и представляем, 
                                    Здесь и сейчас себя представляем.
                                    Что было вчера, мы забываем
                                    Думаем только о том, что сейчас.
                                    Хороший, красивый каждый из вас,
                                    Вы самые лучшее, что есть на свете.
                                    Глаза открываем
                                    Здравствуйте дети!


     Воспитатель. Дети, сегодня к нам в группу пришло письмо. Давайте откроем? Интересно, что в этом конверте? (Воспитатель открывает конверт в нём загадки). Вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим.
Воспитатель загадывает загадки. При угадывании  на доску вывешиваются (Иллюстрации птиц).
     
         Угадай, какая птица,                               Угадай, что за птица,
           Бойкая, задорная,                                    Скачет по дорожке, 
          Ловкая, проворная,                                  Словно кошки не боится -
          Звонко тенькает:                                      Собирает крошки,
           «Тень, тень!                                             По ночам кочует - 
           Как хорош весенний день!»                   Зёрнышки ворует.
                                     (Синица)                                       (Воробей)

  Кто присел на толстый сук                      Грудка ярче, чем заря
       И стучит: «Тук – тук – тук!»?                  У кого? 
(У снегиря)
                                    
(Дятел)


       Воспитатель. Молодцы! Правильно отгадали загадки. Как можно назвать, одним словом этих птиц? Почему?
             А теперь давайте подробнее расскажем о каждой птице. Для этого мы будем использовать схему. (Воспитатель вывешивает на доску мнемотаблицу, по которой дети будут составлять описательный рассказ).  
   На таблице схематично изображена последовательность рассказа.
Вначале изображён знак вопроса – нужно сказать, как называется  птица, затем два круга – большой и маленький
  это обозначает размер, схематично крылья и лапы, что обозначает строение птицы,  потом  разноцветные кляксы – надо рассказать об окраски и мисочка с кормом -  чем питается птица.  
     По схеме дети составляют описательный рассказ о птицах. Например, о дятле.    
             - Это птица дятел. Дятел крупная птица. У него большие крылья, длинный хвост, с помощью которого он крепко держится на дереве. Клюв длинный и крепкий, он стучит им по дереву, и достаёт из под коры вредителей. У дятла голова, шея, спина, крылья – чёрные, на голове, шее и крыльях есть белые пятна, ещё на голове красные пёрышки как – будто красная шапочка. Он питается насекомыми  и семенами шишек.
  Воспитатель. Вы все хорошо справились с заданием, а сейчас отдохнём.
Дети встают, выходят на ковёр.
   Воспитатель. Представьте, что мы оказались на лесной полянке и увидели стайку красногрудых снегирей.
   
   Динамическая пауза «Снегири».

Вот на ветках, посмотри,                 

Опущенными руками хлопают себя  по  бокам                  

В красных майках снегири

Показывают грудку руками                    

Распустили пёрышки      

 Греются на солнышке              

Мелко потряхивают кистями опущенных  рук

Головой вертят,    

Улететь хотят                            

Повороты головы влево - вправо 

Улетели! Улетели!                            
За метелью, за метелью.

Бегут по кругу, взмахивают руками



                                                                                                                                                       Затем дети садятся за столы. На столе иллюстрации с  изображением птиц на каждого ребёнка.
     Воспитатель. Назовите каждый свою птицу и определите, сколько слогов в названии этой пиццы.  (Слоговой анализ).
   Ребёнок. Это ворона. В слове ворона 3 слога и т. д.
     Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом  и перьями. Как вы знаете зимой очень много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах и  птицам очень тяжело найти корм под снегом. Поэтому люди подкармливают их. Что они для этого делают?
          Ребёнок. Развешивают кормушки.
       Воспитатель. У нас на участке тоже есть кормушка. Мы подкармливаем птиц и к нам прилетают  различные птицы. А сейчас я вам покажу дерево с кормушкой, и вы мне скажите, какие птицы прилетели на кормушку. 
Воспитатель помещает на мольберт дерево с кормушкой и птичек, которые закреплены с помощью липучек.
    Воспитатель. Каких птичек вы видите у кормушки? Посмотрите внимательно и запомните, где находятся  птички. Сейчас вы закроете глаза,   а я уберу одну из них. Открыв глаза, вы скажите, кого не стало. 
Воспитатель убирает плоскостное изображение синички.
Воспитатель. Кого не стало?
   Дети. Синички.
  Воспитатель. Где сидела синичка?
   Дети. На ветке.
   Воспитатель. Что она делала?
   Дети. Клевала сало.
  
Воспитатель убирает плоскостное изображение воробья.
   Воспитатель. Кого теперь не стало?
   Дети. Воробья.
   Воспитатель. Где сидел воробей?
   Дети. В кормушке.
   Воспитатель. Что он делал?
    Дети. Клевал зёрнышки.
    Воспитатель продолжает задание с оставшимися птицами на мольберте.   
   Воспитатель. Вы сегодня просто молодцы хорошо рассказали о птицах и о том, что о них надо заботиться. После такого занятия у меня такое прекрасное настроение, а у вас? (Хорошее).

Когда у людей хорошее настроение, его называют оранжевым, чтобы у вас это настроение сохранилась на целый день, я хочу вам подарить оранжевых птичек. (Воспитатель раздаёт детям силуэты оранжевых птичек).

«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Составление рассказа из личного опыта детей с использованием картин-схем. Закрепление произношения звуков [С], [З].

ЦЕЛЬ: 1. уточнение и закрепление лексики по теме «Зима»;
2. подбор родственных слов к именам существительным;
3. упражнение в подборе имён прилагательных - антонимов;
4. закрепление произношения звуков [с] ,[з];
5. развитие зрительного внимания; 
6. обучение составлению рассказа с использованием картин – схем;
7. ориентирование детей на семейные ценности.

ОБОРУДОВАНИЕ: изображения снегиря, Маши – героини мультфильма « Маша и Медведь», «снежинки» на ниточках, символы звуков [с],[з], набор «Снеговик», для работы на доске, схемы-картинки для составления рассказа «Лепим снеговика», конверты для аппликации.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Здравствуйте , ребята. сегодня нас ждёт много интересного , к нам придут сказочные гости, но сначала я загадаю вам загадку:

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. Что это? (ответ детей : «зима») .

Воспитатель: Да, ребята, конечно, это зима, и мы с вами продолжаем разговор об этом времени года и послушаем стихи о зиме. Чтение стихотворения детьми.

Зима .
На картине у зимы
Всё бело от снега:
Поле, дальние холмы,
Изгородь, телега.

На заборах, на крылечке
Всё блестит и всё бело!
Нет свободного местечка – 
Всюду снега намело.

Нарядилась и рябина
В белый праздничный наряд.
Только гроздья на вершине 
Ярче прежнего горят.

Воспитатель: Спасибо, ребята. В наши края зима приходит надолго и в русском языке много слов, родственных слову «зима». Сейчас мы их подберём : зимний, зимушка, зимовать, на зимовье, озимые (хлеба). Во всех словах общая часть «зим».

А теперь мы с вами поиграем в игру « Скажи наоборот».
Подбор антонимов:
Горячий – холодный
Черный – белый
Тяжёлый –лёгкий
Твёрдый – мягкий
Повтор всех ответов: холодный, белый, лёгкий, мягкий – о чем так можно сказать? ( ответ детей : « снег»)
А теперь подберём к этому слову родственные слова : снежок, снежный, снеговик, Снегурочка, снежинка, снегирь (снежная птичка). Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Есть такая примета «Как только пойдет первый снежок – жди снегиря».
Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю «Снежное стихотворение», а вы будете внимательно слушать и добавлять слова, имеющие общую часть, то есть родственные.

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю …СНЕГ.
С неба падают пушинки – 
Серебристые СНЕЖИНКИ.
Кружатся над головою
Каруселью …СНЕГОВОЮ.
На просёлки, на лужок
Всё снижается …СНЕЖОК.
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью…СНЕЖНОЙ.
Вот веселье для ребят – 
Всё сильнее …СНЕГОПАД.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …СНЕЖКИ.
Снежный ком – на снежный ком,
Всё украсили … СНЕЖКОМ,
Словно в белый пуховик
Мы одели…СНЕГОВИК.
Рядом – снежная фигурка – 
Эта девочка - …СНЕГУРКА.
На снегу-то , посмотри – 
С красной грудкой…СНЕГИРИ.
... Словно в сказке , как во сне,
Землю всю украсил…СНЕГ.

Во всех словах , которые вы добавили, имеется общая часть – «снег или снеж».

Воспитатель: А теперь произнесём «зимние» скороговорки:
Са-са-са, са-са-са,
Сани , санки , небеса.
Какой звук часто повторяется в этой скороговорке? Звук [С].
Вспомним, этот звук гласный или согласный? Почему? Воздух встречает преграду, когда мы произносим звук [С]. Положите руку на горлышко. Горло дрожит? Нет, значит звук [С] глухой.

Произносим следующую скороговорку: «Звенят берёзы на морозе».

Какой звук вы слышали чаще других сейчас? Звук [З]. Этот звук гласный или 
согласный? Почему? Руки положим на горло. Горло дрожит? (Да.) Значит, звук звонкий.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

«Подуй на снежинку» – упражнение на развитие физиологического выдоха.
Дует ветер, дует, 
Дует, задувает.
(
Дети берут снежинки на нитках и дуют на них).

Динамическое упражнение «Снежинки кружатся».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки свободно подняты вверх, кисти расслаблены. Потряхивая кистями, повернуть туловище влево. Вернуться в и.п. То же в другую сторону.

Воспитатель: А вот и наши гости – красногрудый снегирь и Маша!
- Здравствуйте , ребята, - пропел Снегирь.
- Привет ! – весело сказала Маша. - Мы пришли к вам в гости, узнать, чем вы любите заниматься зимой.
Воспитатель и ребята. Здравствуй, уважаемый Снегирь, здравствуй дорогая Маша. Конечно, мы всё расскажем , да не просто расскажем, а загадаем всем загадки. 
(воспитатель читает загадки и по мере отгадывания выставляет картинки- отгадки из набора «Детские забавы. Зима».  Демонстрационный материал для фронтальных занятий(1)

Мчусь как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки!
Кто несёт меня…(коньки)

Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры – 
Помчались с горы. ( санки)

Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К:
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я -…(хоккей).

Выставляется картинка с изображением игры в снежки. Вопрос: « как называется эта игра?» , также с картинкой «Лыжники» - «Чем занимаются ребята , изображённые на этой картинке?»

Воспитатель: Все эти игры проходят на улице. Для чего нам нужно много гулять на свежем воздухе? 
( Ответ: Чтобы быть крепкими, закалёнными, сильными). Помогают детям стать крепкими спортивные игры, то есть хоккей , а кто скажет, как называются игроки в хоккей? (хоккеисты), на коньках катаются…(конькобежцы), на лыжах ходят лыжники, биатлоном занимаются …биатлонисты.

Итак, давайте ещё раз назовём зимние забавы – перечисляем содержание картинок. В процессе называния логопед убирает картинки.
Логопед: Ребята, Снегирь мне говорит, что шёл он к вам не только с Машей, был ещё один друг. Отгадайте , кто это.
Загадка о снеговике.

Красный нос, в руках метелка.
Проживает рядом с ёлкой.
К холодам давно привык
Наш весёлый … (Снеговик)

 Воспитатель: но он так спешил к вам в гости что рассыпался. Соберём его?

Игра « Собери снеговика» . Дети составляют снеговика из деталей на доске.

Воспитатель: А вы , ребята, умеете лепить снеговиков? Мы сейчас вспомним, как это делать, а помогут нам в этом картинки-схемы.

рисунок

Воспитатель: Что мы делаем сначала? (Ответ. Мы катаем (лепим) большой ком. Этот ком будет нижним.)

Какого размера должен быть нижний ком? (Ответ. Большой, тяжёлый, нижний.)
Теперь я хочу услышать полный ответ. Так какой ком мы катаем сначала? 
Полный ответ: «Сначала мы катаем большой тяжёлый нижний ком.»

Воспитатель: А дальше что будем делать? (Ответ. Лепим второй ком).

рисунок

Воспитатель: Какой он должен быть по размеру? Этот ком больше или меньше, тяжелее или легче, чем первый? (Ответ. Немного меньше и легче первого). 
Воспитатель: Что мы с ним должны сделать, когда слепим? (Ответ. Мы поставим сверху на большой ком.)
Воспитатель: Как вы думаете, его удобнее ставить одному или вдвоём? (Ответ. Вдвоём) 
Воспитатель: А почему? Потому что вдвоём не только легче и быстрее, но и надёжнее. Вдвоём ком не уронишь! Давайте дадим полный ответ, что же мы делаем со вторым комом?
Полный ответ: «Затем мы лепим ком поменьше и ставим его сверху.»

Воспитатель: Что мы делаем дальше? ( выставляется следующая картинка, подводим детей к тому, что добавить три комочка – один большой, два маленьких – голову и руки).

Ответ. Мы должны добавить три комка: побольше – это голова, два поменьше – это руки).
Полный ответ: «Затем мы лепим три небольших комка :голову и руки».

рисунок

Воспитатель: Как вы думаете, каких деталей не хватает снеговику?

 (Ответы. Глаз и носа, пуговичек, шапочки). Правильно, снеговика надо украсить.

рисунок

Подумайте, из чего можно сделать глаза, рот, пуговички?

(Ответ. Из ягод рябины, камушков, принести пуговицы из дома, для носа можно использовать морковку, шишку или палочку, а ведёрко наденем как шапочку.) А если нет ведёрка? Что можно сделать? (дети придумывают ответы)
Воспитатель: Мы украсили снеговика: вставили глазки, рот и глазки из ягод рябины, нос-морковку, на голову поставили шапочку из ведёрка.

рисунок

Вот такой у нас замечательный снеговик! 
Воспитатель даёт образец составления рассказа.
Я, ребята, представила себя маленькой девочкой, такой как Маша. И решила вам рассказать о том, какой бы снеговик получился у меня. Вот послушайте. «Ясным зимним днём мама, папа и я вышли на улицу. Снег сверкал на солнце, и всем было радостно. « Давайте слепим снеговика!», - предложила я. « Давай.», - согласились мама и папа. Я начала лепить первый ком, а мама и папа мне помогали. Огромный получился ком. Затем мы скатали средний комок - поменьше, и мама и папа помогли мне поставить его на большой ком. Маленькие комочки - голову и ручки слепила я, а папа прикрепил их на место. Вместе с мамой мы украсили снеговика. Вы спросите как? Вместо глаз вставили ягоды рябины, носом стала морковка, на голову надели ведро. Чудесный снеговик получился!
А теперь помечтаем, как вы пойдёте на прогулку с родителями и будете вместе лепить снеговика. « Дело было зимним днём. Стояла солнечная морозная погода. Я, мама, папа, (сестра, брат) пошли гулять… Выставляется первая картинка, затем дети по очереди описывают как они лепили снеговика. Дети предлагают свои рассказы.

В заключение воспитатель читает стихотворение:
Из снега соберём комок.
Поставим сверху мы горшок.
Заменит нос ему морковка.
Метлу в руках он держит ловко.
Наденем шарфик мы ему
И не замерзнет он в пургу.
К теплу он вовсе не привык.
Ведь это чудо – снеговик. 
Наши гости прощаются с вами , ребята, поблагодарим их и пообещаем, что будем ждать следующей встречи. До свиданья, Снегирь, до свиданья , Маша и Снеговик!

Итог занятия.
Ну вот и заканчивается наше занятие, вспомним о чём мы говорили :
- о зиме и снеге, подбирали родственные слова;
- о зимних забавах;
- отгадывали загадки 
- вспоминали как слепить снеговика и даже составили о этом рассказ.
А теперь вас ждёт сюрприз: в этих конвертах лежат детали снеговика, вместе с воспитателем 
вы сделаете аппликацию на память. 
Занятие закончено. Всем спасибо. Дети уходят под музыку из мультфильма «Маша и Медведь»

Беседа о весне.

Занятие по развитию речи в старшей группе.

Цель: Учить устанавливать взаимосвязь между весенним изменением в живой природе, Развивать умение логически мыслить, правильно формируя выводы, развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, выражаться точно словами. Совершенствовать экологические знания. Воспитывать детей, способных понять природу, беречь ее, любить. Воспитать внимание к собственной речи и речи друзей.
Ход занятия:
Воспитатель:  Сегодня  мы с вами поговорим вот о чем…Отгадайте загадку
                                   Тает  снежок
                                   Ожил лужок
                                   День прибывает
                                   Когда это бывает?
Дети:  весной
Воспитатель:  да, это весна.  А  какая бывает весна?
Дети:  Ранняя и поздняя
Воспитатель:   предлагаю  вам определить на  картинках  виды  весны,  которая  сейчас на 
                     дворе, виды ранней весны

(дети рассматривают фото и картинки  с изображением  весны. Отобранные картины  помещаем  на  мольберт)
Воспитатель:  в  природе  пробуждение после зимы происходит медленно. Снег долго лежит на полях, голые деревья  качаются  на  ветру.  Мы  с  вами  наблюдаем  приближение  тепла,  весны. Расскажите, что вы  начали замечать?

  1. Какой  стал  день?
  2. Как  светит солнце?
  3. Что  весной тает?
  4. Какое становится небо?
  5. Какая  становится  земля?

Дети  отвечают

Физминутка.

Предлагаю  вам  выйти на  лужок  и  полюбоваться  весенними цветами:  подснежниками и одуванчиками 

(на  ковре  лежат  в рассыпную  цветы, дети делятся  на две  команды  и  кто  быстрее  соберет  цветы: одни  собирают подснежники,  другие одуванчики)

Воспитатель: Ребята,  а  вы  знаете  стихи о  весне?
                 (Дети  читают стихи)
Воспитатель:  Молодцы, хорошие  стихи  прочли.  Скажите,  пожалуйста,

  1. Каким бывает  снег  весной?
  2. Как  называется  явление  весной,  когда тает большое  количество  льда,  снега?
  3. Как  вы думаете,  куда  потом девается  вода?
  4. Как изменилась жизнь животных?

Дидактическая  игра: «Когда это бывает?»

  1. прилетают  птицы
  2. идет  снег
  3. желтеет  листва на  деревьях
  4. появляются проталины
  5. птицы  строят гнезда
  6. улетают  птицы, медведь спит в берлоге
  7. проснулась лягушка
  8. половодье
  9. зреет  земляника
  10. цветут  сады
  11. метель
  12. белка серая
  13. заяц серый
  14. еж впадает в спячку
  15. у лисы шерсть густая, пушистая

Воспитатель: 

  1. Почему  весной  все хорошо  растет?
  2. Какие  птицы  возвращаются к  нам весной?  Что они  будут делать?
  3. Что делают люди  весной в полях, на огородах?
  4. С  чем  можно сравнить весну?
  5. Какими  словами можно  сказать о весне?

Обобщающий  рассказ воспитателя:
            Весной  солнце  светит ярко,  посылая  на  землю  много  тепла.  Дни  становятся  теплее,  а  ночи  короче.  От весеннего  тепла растаял  снег, оттаяла  почва. Маленькими  ручейками и бурными  потоками  сбежала  талая  вода.  Она  напоила  почву и  вместе  с  весенним  теплом разбудила  растения от  долгого  зимнего  сна.
            На  проталинах  зацвели первые  весенние  цветы.
            На деревьях  набухли  почки, зазеленела  трава.  Просыпаются  после  зимней  спячки  животные  и  насекомые.
            Весна – щедрое  на  радость время года.  Любуйся  красотой,  слушай пение  птиц и  наслаждайся  чудными запахами.

Итог  занятия.

Список литературы:

  1. Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР». – СПб: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-РПЕСС», 2012.
  1. Шевченко И.Н. «Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников». – СПб.; ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-РПЕСС», 2010.
  1. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи»: пособие для практ. работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкоьников,через дидактическую игру экологического характера".

Этим пособием я пользовалась в логопедической старше, подготовительной группе . Данная подбарка игр очень хорошо помогает в работе с детьми нуждающимся в логопедической помощи....

Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкольников через дидактические игры экологического характера".

Данное пособие, является как один из способов, развития речи ребенка в логопедической группе через игру....

«Методическая копилка»: "Речевое развитие - обучение грамоте"

Методические разработки по обучение грамоте дошкольников.Материал собран  (в разработке) для изучения азбуки вместе с ребенком. Выполняя задания, дети учатся писать печатные буквы, оп...

методическая разработка " Речевое развитие детей дошкольного возраста посредствам пальчиковых игр"

использование пальчиковых игр для развития речи у детей дошкольного возраста...

Методическая разработка Речевое развитие дошкольника как приоритетная задача ФГОС

 Речевое развитие дошкольника как приоритетная задача ФГОС  РЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА - ЭТО ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО РАЗВИТИЯ.  Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из на...