«Мнемотехника в работе с детьми по развитию речи»
презентация к уроку по развитию речи (средняя группа)
презентация по теме «Мнемотехника в работе с детьми по развитию речи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika_wecompress.com_.pptx | 356.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чистая, правильная речь одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.
В речи детей существуют множество проблем: недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ; бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование не речевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающие эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи . Мнемотехника » и « мнемоника » – это «техника запоминания«. Слова эти происходят от греческого « mnemonikon » – искусство запоминания . Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать : зрительную и слуховую память ; зрительное и слуховое внимание ; воображение; восприятие; развивает кругозор; развивает все стороны речи.
Задачи мнемотехники: 1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления. 2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации). 3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции. 4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей. 5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе. 6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их. 7. Способствовать развитию мелкой моторики рук. 8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Методы и приёмы мнемотехники: Во-первых, большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия: зрительного ; слухового ; кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата); обонятельного ; вкусового ; осязательного .
Мнемотехника делится на три этапа: 1 этап: Знакомство с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами . 2этап: Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а так же учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками . 3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами .
Мнемоквадрат - Структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы . Это квадрат (лист бумаги), на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.
Мнемодорожки - коллаж из мнемоквадратов , состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории, рассказывать скороговорки, заучивать стихотворения.
Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.
Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности: при заучивании стихов, потешек , скороговорок; при пересказах художественной литературы; при обучении составлению рассказов; при отгадывании и загадывании загадок. Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры.
Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов: об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Результаты обучения детей с использованием мнемотехники . у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек ; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Загадки
Круглая А не мяч желтая А не солнце С хвостиком А не мышь
сидит девица в темнице а коса н а улице
МБДОУ №27 «Детский сад комбинированного вида» Доклад : «Мнемотехника в работе с детьми по развитию речи» Подготовила: Митякина Жанна Кайратовна Кемерово 2022г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мнемотехника - скорая помощь в работе с детьми по развитию речи.
Мнемотехника как система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования допо...
Мнемотехника – скорая помощь в работе с детьми по развитию речи.
Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания. Этому-то и способствует мнемотехника.Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоми...
Методическая разработка «Использование технологии мнемотехники в работе с детьми по развитию речи»
Методическая разработка«Использование технологии мнемотехники в работе с детьми по развитию речи»...
Методическая разработка "Использование приемов мнемотехники в работе с детьми по развитию речи"
Методическая разработка "Использование приемов мнемотехники в работе с детьми по развитию речи"....
Использование технологий мнемотехники в работе с детьми по развитию речи
Речь – одна из линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Но речь не даётся человеку от рождения. Связная речь...
Методическая разработка Тема: «Использование технологий мнемотехники в работе с детьми по развитию речи»
Методическая разработкаТема: «Использование технологий мнемотехники в работе с детьми поразвитию речи»...
«Использование технологий мнемотехники в работе с детьми по развитию речи»
Речь – одна из линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Но речь не даётся человеку от рождения. Связная речь...