мнемотехника - скорая помощь в работе с детьми по развитию речи.
статья (старшая группа) на тему

Мнемотехника как система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Мнемотехника – скорая помощь в работе с детьми по развитию речи.

        Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д. Без памяти немыслимо формирование личности нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Без памяти невозможно усвоение общественного, расширение связей ребенка с окружающим миром.

        Память дошкольников непроизвольна – они запоминают то, что увидели, с кем они вступили в контакт, что непроизвольно врезалось в память. С возрастом при помощи взрослых ребёнок учиться управлять процессом запоминания.

        Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания. Этому-то и  способствует мнемотехника.

        Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Примером мнемотехнического приема может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Подобные приемы чрезвычайно эффективны при работе с детьми.

        Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи.

         Сейчас мнемотехника  является актуальным и действенным методом для обучения дошкольников. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная  информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время работы, время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

        -развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

        -перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;

        -развитие мелкой моторики рук.

        Занятия могут  состоять из нескольких этапов, в течение которых  осуществляются  следующие задачи:

        1. Рассмотрение таблицы и разбор того, что на ней изображено.

         2 .Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

         3. После перекодирования осуществляется пересказ предложений и рассказов с опорой на символы, т.е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказать вместе со взрослым.

        4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

        5. Каждая таблица может воспроизведена ребенком при ее показе ему.

        В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но надо изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\_3MO0Z20HE.jpg

Необходимо придерживаться определённых правил при работе с мнемотехникой

  1. Занятия проводить по принципу — от простого к сложному начиная от мнемоквадратов и постепенно переходить к мнемоцепочкам.
  2. Таблицы и схемы должны быть цветными, так ребенку будет веселее и легче.
  3. На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника.
  4.  Не использовать более двух мнемосхем в день, а повторное рассмотрение  должно быть  только по желанию ребенка.
  5. Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по тематике, в первый день на тему сказок, во второй на музыкальную тему, в третий на математическую и так далее.

        Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование мнемотехники при обучении  детей  заметно облегчает процесс овладения связной речью. Наличие зрительного плана при составлении рассказов придает детям уверенность, и дети становятся более активными на занятиях, хорошо усваивают программный материал.

        Мнемотехникой можно заниматься не только в образовательных учреждениях, но и дома. Никому из родителей не составит труда нарисовать таблицу и выучить с ребёнком стихотворение

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\img28.png

        Эффект от заучивания будет виден сразу – ребёнок запомнит текст в два раза быстрее. Или расскажет о приметах зимы: у зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\img1.jpg

Детям нравиться отгадывать загадки, когда им даётся дополнительно к тексту иллюстрация

Травка зелёная,
Солнышко весёлое,
Птицы прилетели,
Громко запели.

        C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\img13.jpg

        Таким образом,регулярное применение данной техники поможет ребенку обогатить свой словарный запас, научит выстраивать грамотные, логические цепочки.
        Эта техника крайне полезна и при подготовке детей к школе, ведь идя в первый класс, он вступает в новый коллектив, в котором грамотная и понятная речь поможет ребенку найти новых друзей и комфортно чувствовать себя в любой обстановке и ситуации.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника – скорая помощь в работе с детьми по развитию речи.

Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания. Этому-то и  способствует мнемотехника.Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоми...

Методическая разработка «Использование технологии мнемотехники в работе с детьми по развитию речи»

Методическая разработка«Использование технологии мнемотехники в работе с детьми по развитию речи»...

Методическая разработка "Использование приемов мнемотехники в работе с детьми по развитию речи"

Методическая разработка "Использование приемов мнемотехники в работе с детьми по развитию речи"....

Использование технологий мнемотехники в работе с детьми по развитию речи

Речь – одна из линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Но речь не даётся человеку от рождения. Связная речь...

«Мнемотехника в работе с детьми по развитию речи»

презентация по теме «Мнемотехника в работе с детьми по развитию речи»...

Методическая разработка Тема: «Использование технологий мнемотехники в работе с детьми по развитию речи»

Методическая разработкаТема: «Использование технологий мнемотехники в работе с детьми поразвитию речи»...

«Использование технологий мнемотехники в работе с детьми по развитию речи»

Речь – одна из линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Но речь не даётся человеку от рождения. Связная речь...