Беседа как средство развития диалогической речи
консультация по развитию речи
Тема: « Беседа как метод обучения диалогической речи »
Содержание:
Введение
1 Воспитательно- образовательное значение беседы, ее место среди других методов работы.
2 Виды, тематика и содержание бесед по возрастным группам.
3 Структура обобщающей беседы.
4 Приемы активизации мышления и речи детей в процессе беседы.
Практическая часть
Введение
В развитии связной речи понятие «диалогическая» и «монологическая» речь является центрами. Диалогическая речь рассматривается учеными как первичная естественная форма языкового общения, которая состоит из обмена высказываниями.. Для них характерны такие формы, как вопрос, ответ, добавление, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета и конструктивные связи реплик. В дошкольном возрасте беседа очень фрагментарна, представляет собой диалог в вопросно–ответной форме, знакомящей малыша со словами, окружающими предметами и явлениями. Постепенно диалоги становятся более развернутыми, обогащаются рассказами кого-либо.
Беседа- как метод обучения – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. В дошкольных учреждениях используются беседы воспроизводящие и обобщающие, где систематизируются имеющиеся у детей знания, осуществляется анализ ранее накопленных знаний.
Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи. Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего речи разговорной: умения слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываться в присутствии других детей.
Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей жизнью: бытом и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь, друзья). Темы бесед намечаются в соответствии с программой ознакомления с окружающим и определяются конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением.
1. Воспитательно- образовательное значение беседы, ее место среди других методов работы.
Одним из существенных моментов обучения является применение разнообразных активных методов и форм в обучении дошкольников. Так, словесные методы при правильном их сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью играют большую роль в воспитательно -образовательной работе с детьми. Эффективным словесным методом является беседа – целенаправленное обсуждение с детьми каких-либо явлений. Беседу целесообразно использовать в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Воспитателей затрудняет ряд вопросов:
• какой программный материал необходимо давать путем беседы;
• как удержать внимание детей до конца беседы, не дать им уклониться от обсуждаемых вопросов;
Как привлечь всех к активному участию.
Во многих случаях беседы проводятся эпизодически, носят формальный характер и протекают при недостаточной активности детей.
Вопросы методики беседы освещались неоднократно в педагогической литературе в разное время и с разных позиций. Разработанный в глубокой древности Сократом и Платоном метод беседы применялся при обучении юношества риторике и логике. Позднее этот метод использовался в школьном обучении. Со времен Я.А. Коменского и И.Г. Песталоцци встал вопрос о применении беседы в дошкольном воспитании.
На практике беседы выливаются в чисто словесное сообщение детям знаний.
Долгое время основным в беседе считалась ее форма, ей подчинялось содержание познавательного материала. Такой подход сказывался и на структуре беседы.
Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык, если тема беседы соответствует их интересам и психике. Большое значение беседе придавала Е.И. Тихеева – российский педагог, один из создателей дошкольной педагогики в России. Она считала ее одним из ценнейших приемов развития речи детей, подразумевая под беседами организованные, планово проводимые занятия, цель которых – углубить, уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей.
Специальное исследование, посвященное изучению бесед как метода обучения маленьких детей в условиях детского сада, в первые послевоенные годы проводила Е.И. Радина. Основной задачей было выяснение значения бесед в расширении детского кругозора, уточнении понятий, развитии мышления и навыков речи. Экспериментальная педагогическая работа была организована в старших группах детских садов г. Москвы. Под руководством ученых осуществлялись систематическое планирование бесед в течение всего года, разработки отдельных бесед в разных вариантах и последующая проверка их в воспитательной работе с детьми.
Результатом этой работы стало единодушное признание за методом беседы важности и ценности как в деле умственного и нравственного воспитания, так и в речевом развитии детей.
Беседа с детьми дошкольного возраста является, прежде всего, средством систематизации и уточнения представлений, полученных ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате его наблюдений, общения и деятельности. Проводя беседу, воспитатель помогает ребенку полнее, глубже воспринять действительность, обращает его внимание на то, что он недостаточно осознает; в результате знания детей становятся четче, осмысленнее.
В беседе взрослый своими вопросами, направляя мысль детей по определенному руслу, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения.
Ценность беседы именно в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки ребенка к школьному обучению. Но в этом и большая трудность беседы – как для ребенка, так и воспитателя. Ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать им готовые знания.
С развитием мышления тесно связано и развитие речи дошкольника. В беседе воспитатель учит ребенка ясно выражать свои мысли в слове, развивает умение слушать собеседника. Она имеет важное значение не только для сообщения детям знаний, но и для развития связной речи, выработки навыков речи в коллективе.
В беседе воспитатель объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. У них вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. Следовательно, здесь развиваются, с одной стороны, активность ребенка, с другой – способность к сдержанности. Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания , но и средством социально нравственного воспитания.
Весьма важный вопрос: какое конкретное программное содержание целесообразно давать детям методом беседы?
Главное, чтобы говорить с ребенком о том, что у него перед глазами.
В.Ф. Одоевский
Беседы лишь тогда протекают живо, непринужденно, будят мысль ребенка, удерживают его внимание и оставляют глубокий след в сознании, когда материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту ребенка. Надо лишь помнить, что понятие близкого и доступного совершенно изменилось применительно к современным детям.
Педагоги прошлого считали возможным обращать внимание детей и, следовательно, беседовать с ними лишь о непосредственно окружающих ребенка вещах.
Так, И.Г. Песталоцци рекомендовал матери начинать беседы с детьми с анализа их собственного тела.
В русской педагогике тематика бесед с маленькими детьми была первоначально разработана В.Ф. Одоевским. В его пособии для родителей и воспитателей “Наука до науки”, “Книжка дедушки Иринея” первая часть состоит из “Вопросника”, в котором детально разработан ряд бесед.
В сборнике под редакцией Л.К. Шлегер и С.Т. Шацкого представлен обширный материал для многих бесед, касающийся исключительно природной тематики (растения, животные, сезонные явления). Авторы также исходили из положения, что говорить можно лишь о том, что “дети видели, видят, могут увидеть каждый момент”, “говорить же о том, что они не могут видеть, нельзя”.
Е.И. Тихеева также рекомендовала отталкиваться от предметов, непосредственно действующих на внешние чувства детей.
Таким образом, у всех перечисленных авторов основной принцип отбора вопросов для бесед – это непосредственная физическая близость обсуждаемых с детьми явлений.
Материалом для таких упражнений могут служить предметы, находящиеся в комнате, части человеческого тела, предметы питания, одежды, все, что находится в поле, в саду, животные, растения, поскольку они знакомы детям.
Е.И. Тихеева
Несомненно, с ребенком надо, прежде всего, говорить о знакомом и близком ему. Чувственный опыт детей и сопровождающее этот опыт поясняющее слово взрослого формируют конкретное познание ими действительности. Но не надо забывать, что современные дети живут не в условиях замкнутого семейного уклада, а в информационно насыщенном, компьютеризированном мире. Телевидение, радио, компьютер, детская познавательная литература, газеты, журналы, богатая общественная жизнь, которую современный ребенок наблюдает непосредственно на улицах, – все это рано расширяет круг представлений и понятий нынешнего дошкольника, будит в нем новые интересы.
В связи с этим в наших условиях с детьми старшего дошкольного возраста становится возможным беседовать о таком содержании, с которым он еще непосредственно в своем ближайшем окружении не сталкивался. Конечно, знания, полученные в этих беседах, будут самыми элементарными, но они расширят кругозор детей.
В беседе не только уточняются детские знания, в ней ребенок получает новый материал или воспитатель преподносит знакомое ему в новом аспекте. Так, например, в беседе о зимующих птицах дети, кроме известного им факта о том, что часть птиц улетает, а часть остается, они узнают о причине этого явления. Важно, чтобы воспитатель, опираясь в беседе на субъективный опыт детей и ранее усвоенные ими знания, сумел пробудить активную работу мысли, способствовал выработке самостоятельных суждений, формировал у ребенка целостную картину окружающего мира и осознанное отношение к обсуждаемым явлениям.
Правильно определить место беседы в воспитательном образовательном процессе детского сада – серьезная проблема, которая требует своего решения.
При этом с ними предварительно проводится работа, связанная с наблюдениями и экскурсиями, рассматриванием иллюстраций, чтобы дать пищу для беседы. После нее обязательно идет закрепление полученных впечатлений путем рисования, лепки, изготовления макетов, заучивания стихов, песен, чтения рассказов. Даже игры подчиняются общей теме, которая длится порой несколько дней или недель.
Беседы имеют место в процессе накопления детьми знаний – во время экскурсий, наблюдений. Однако эти беседы не типичны. Как показала практика, до наблюдений детям очень трудно высказывать свои суждения и такие беседы сводятся преимущественно к даче воспитателем объяснений. Во время наблюдений дошкольники поглощены новыми впечатлениями и высказываются лаконично. Большей частью это возгласы удивления, восторга или вопросы, адресуемые педагогу. Сам воспитатель при этом своими вопросами и замечаниями руководит процессом наблюдения.
Наиболее успешно беседы протекают непосредственно после того, как дети во время экскурсий, наблюдений или после прочтения педагогом рассказов получили новые впечатления.
Беседа, органически связанная с повседневной жизнью ребенка в детском саду и в семье, не может превратиться в отработанную тему. Материал, данный в ней, должен оставить глубокий след в сознании ребенка. Чтобы это произошло, необходимо предложить ребенку активную позицию, когда он не только наблюдающий, слушающий, иногда отвечающий, но и действующий, активно общающийся.
Поэтому важной формой речевой работы с детьми дошкольного возраста являются ситуации общения. .
Принципиально важно подчеркнуть необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач общения только к освоению вопросно-ответной формы. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, формирования активной ответной позиции, партнерских отношений; и такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребенка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками.
Ситуации общения могут возникать естественно – воспитателю важно увидеть их и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения обучающих или воспитательных задач. В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиски ее решения, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой.
Особенности ситуации общения как формы работы с детьми:
• участие в ситуации общения (в основном добровольное);
• позиция взрослого как партнера по общению;
• изменение стиля взаимоотношений педагога и детей: взрослый уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций; организуется воспитателем в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки;
• длительность беседы от 3–5 до 10 мин в зависимости от возраста детей;
• предполагается участие небольшой подгруппы детей, в зависимости от их желания .
Ситуации общения могут быть реально практическими и игровыми. Соотношение игровых и реально практических ситуаций в процессе обучения зависит от возраста детей. При организации ситуаций педагог чаще всего “идет от детей”, т. е. подмечает их в детской деятельности.
Ситуация общения строится на непрерывной мобилизации детского внимания, активного участия, открытого общения. Ребенку необходимо все время следить за ходом беседы, не уклоняться от ее основного содержания, слушать своих собеседников.
Во время участия в ситуации общения у ребенка совершается сложный мыслительный процесс припоминания, суждения, умозаключения, обобщений. От ребенка требуется непрерывная умственная активность: надо внимательно слушать, соображать и достаточно быстро отвечать. Вместе с тем совместное участие сверстников в ситуации связано и со способностью к известной сдержанности: уметь внимательно слушать других; воздерживаться от высказываний, пока говорят другие; удерживать в памяти то, что хотел сказать, – все это, несомненно, не легко для ребенка дошкольного возраста.
Для некоторых детей участие в коллективном обсуждении ситуации требует определенного волевого усилия: преодолеть робость, застенчивость и высказаться в присутствии других. Следовательно, умелое участие взрослого в ситуации общения в значительной мере решает успех дела. Систематическое проведение бесед оказывает положительное влияние на уточнение детских представлений, развитие речи, воспитание внимания и развитие
памяти и мышления.
2. Виды, тематика и содержание бесед по возрастным группам.
Многие темы бесед дают возможность для влияния на поведение детей, их поступки. Беседа, как метод обучения практикуется в основном в старшей и подготовительной группах. Темы бесед намечаются в соответствии с программой. В методической литературе широко освещены беседы бытового и общественного характера, а так же природоведческие «О детском саде», «О труде взрослых», «О птицах» и т. Д. Важно, чтобы темы бесед имели положительно – эмоциональное значение. Можно выделить три типа бесед.
1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности.
2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей.
3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей.
Каждая из названных бесед своеобразна по целевой установке и методу. В основу этой классификации положено взаимодействие между детским опытом и выражением его в речи. С точки зрения содержания можно условно выделить беседы познавательного характера (о школе, о родном городе) и этические (о нормах и правилах поведения людей в обществе и дома).
Вводная беседа, или беседа, предваряющая получение новых знаний, является обычно связующим звеном между имеющимся у детей опытом и тем, который они приобретут. Цель ее — выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности. Вводные беседы успешны, если они кратки, эмоциональны, проводятся в непринужденной обстановке, не выходят за пределы детского опыта, а ряд вопросов остается неразрешенным («Посмотрим... увидим... проверим ...»).
Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта, является переходной от разговора к беседе. Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений и объединяет детей общими интересами и коллективными высказываниями. Цель ее — стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Задача воспитателя — обеспечить наиболее полное восприятие, помочь детям получить ясные, отчетливые представления, дополнить их знания. Как правило, беседа проходит непринужденно, дети могут свободно двигаться, переходить с одного места на другое. Воспитатель не добивается строгого соблюдения правил поведения, не требует от детей дополнительных ответов. Он дает детям возможность наблюдать, незаметно для них руководит ими, не отнимая инициативу; помогает осознавать явления, связи причины и следствия, подводит к выводу. Ребенку дают возможность наблюдать, трогать. Предусматривается большая активность детей, они могут рассматривать, действовать. Их не следует одергивать, так как они бывают увлечены. Нужны гибкость, тактичность, находчивость. План беседы может быть изменен, потому что он корректируется ходом. В процессе первичных наблюдений нет возможности для развертывания беседы и для развития диалогической речи, она возникает при повторных наблюдениях, на основе уже имеющихся представлений и знаний.
Основной в детском саду является беседа заключительная, ее принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы — систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Следует отметить, что этот тип беседы в большей степени, чем два предыдущих, способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросоответной форме общения.
3.Структура обобщающей беседы
В беседе довольно четко выделяются такие структурные части, как: начало беседы, основная часть, окончание. Основная часть может быть разделена на этапы. Вначале выявляется наиболее значимый трудный материал. В основной части беседы может быть несколько логически законченных частей. Готовя беседу, воспитатель выделяет существенные компоненты того понятия, которое будет анализироваться с детьми. Вот структура основной части беседы « О здоровье » в старшей группе:
1. Свежий воздух.
2. Утренняя зарядка.
3. Чистота рук, осмысление навыка мытья рук.
4. Закаливание.
Надо предусмотреть, чтобы эмоциональный характер беседы не только сохранялся на всем протяжении, но и нарастал к концу. Конец беседы краток по времени, подводит к синтезу темы. Это рассматривание раздаточного материала, выполнение игровых упражнений, чтение художественного текста, пение. Конец беседы – пожелание детям к дальнейшей работе. Как правило, в беседе используется целый комплекс приемов обучения. Одна группа специфичных приемов обеспечивает работу детской мысли, помогает строить развернутые суждения; другая облегчает поиск точного слова, запоминание его.
4. Приёмы активизации мышления и речи детей в процессе беседы
Беседа – это метод систематизации детского опыта, ведущим приемом является вопрос. Именно вопрос ставит мыслительно–речевую задачу, он адресован к имеющимся знаниям.
Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами: Почему? Зачем? Из-за чего? Для чего? Возможны так же вопросы, стимулирующие обобщение: « Про каких ребят можно сказать – это друзья?». Меньшее место занимают более простые по содержанию репродуктивные (констатирующие)
Четкий, конкретный вопрос произносится неторопливо, с помощью логического ударения ставятся смысловые акценты: как узнают люди, где останавливается трамвай? Следует приучать детей воспринимать вопрос с первого раза, иногда предлагается детям задание, состоящее из двух – трех вопросов, или план ответа. Как надо правильно мыть руки? Что надо сначала делать, что потом и зачем так делают?
Для решения других задач – расширения и уточнения знаний дошкольников, активизации памяти и эмоций – используются следующие приемы – объяснение и рассказ воспитателя, чтение художественные произведений (пословицы, загадки, показ наглядного материала) игровые приемы (словесные игры, сюрпризные моменты, получения письма и т. п.).
Активизация каждого ребенка в процессе беседы – это предварительная подготовка некоторых детей (индивидуальный разговор с ребенком, его родителями, что – то проверить, сделать), дифференциация вопросов и заданий в беседе, правильный, неторопливый темп беседы, правильная методика постановки вопросов группе детей. Для активного обучения проводятся специальные занятия нового типа – игры или « учебные ситуации». Проблемно – поисковый характер этих занятий ставит ребенка перед необходимостью задавать вопросы педагогом и детям.
5. Практическая часть: Конспект проведения беседы для детей подготовительной к школе группы (тема по выбору)
Конспект «Беседа о доброте» в подготовительной группе
Цель: Обобщать представление детей о доброте как о ценном качестве человека, развивать социальные чувства, взаимопомощь.
Задачи:
- формировать дружеские взаимоотношения;
- раскрыть понятий «добро» и «доброта», «добрые поступки»;
- активизировать словарь детей (добро, радость, счастье, забота, внимание);
- формировать представление у детей о доброте, воспитывать добрые чувства к окружающим людям, помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов, пословиц о добре, просмотр мультфильмов, чтение сказок о добре.
На дом дано задание выполнить рисунок, аппликацию, поделку на тему: «Что такое доброта?»
Ход беседы:
Психогимнастика. Игра «Солнечный круг».
Воспитатель. Ребята, давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с вами, и улыбнемся соседям своей улыбкой. А теперь закроем глаза, не опуская рук, вытянем их вперед и соединим в центре круга. Представьте себе, что каждый из нас сейчас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всеми, потому что все вместе мы – большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить.
Утро доброе у нас, добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра, было доброе вчера,
«И откуда спросишь, ты в доме столько доброты?»
Ребята, сегодня мы поговорим с вами о доброте. Как вы думаете. Что такое добро?
Ответы детей
Воспитатель. А знаете, добро бывает разное. Одно добро – это сокровища, книги, картины, игрушки, такое добро можно потрогать, увидеть. Другое добро можно услышать - это музыка, стихи, нежные слова. Но есть такое добро,которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и наши родные, и все люди на планете.
Как вы думаете, что это за добро?
Ответы детей: (доброе сердце, добро души, сопереживание, тепло, ласка, внимание).
- А, как вы думаете. Какого цвета доброта? А как говорят о людях, которые имеют доброе сердце, добрую душу? Они какие?
(добрые, внимательные, ласковые, нежные).
Воспитатель. А добрые дела добрых людей как называются?
Ответы детей: (добрые поступки).
Давайте вспомним пословицы о доброте.
Добро желаешь – добро делай.
Добро помни, а зло забывай.
Доброе слово и кошке приятно.
Доброе слово, лучше мягкого пирога.
Давайте заглянем в наш волшебный сундучок добрых дел и вспомним наши добрые поступки.
- Вот видите, сколько добрых поступков мы совершили. Ребята, какие поступки приносят радость, а какие огорчения?
Воспитатель. Я хочу рассказать вам одну историю про одного злого волшебника. Послушайте, что с ним произошло.
Однажды, злому волшебнику надоело быть злым,и он подумал: «А смогу ли я стать добрым?» Посмотрел он на солнце, которое его совсем не радовало, и вспомнил, что у него сегодня день рождения. Но от этой мысли ему стало особенно грустно.И он тихо сказал: «Пусть сюда явится тот, кто поможет стать добрым и веселым». Вдруг перед ним оказались сказочные герои. Как вы думаете какие?
Ответы детей: (красная шапочка, крошка енот, крокодил гена, Чебурашка).
Волшебник очень удивился и спросил: «Кто вы такие? А что вы умеете делать?»
(петь песни, дружить, играть, танцевать).
И они запели. Злой волшебник слушал, и казалось, что звуки песни проникают в самое сердце, и с ним стало. Что- то происходить. «А что такое улыбка?»- спросил волшебник.
«Улыбка – это когда у нас хорошо на душе. Когда есть друзья. Посмотрим на солнце, оно тоже улыбается».
Посмотри на солнце, оно тоже улыбается.
И волшебник тоже улыбнулся, и превратился в прекрасного юноша, доброго волшебника.
- Я хочу пригласить вас на мое день рождение, будем все вместе петь и танцевать. Почему волшебник стал добрым?
Ответы детей: (с ним разговаривали по доброму, пожалели, спели ему песню).
Вот видите, добрые слова тоже помогают в жизни и делают нас добрее.
Давайте скажем друг другу добрые слова.
Игра с мячом. «Добрые слова».
Воспитатель. А сейчас я буду показывать картинки с разными ситуациями, а вы должны показать свое отношение к этой ситуации.
Я надеюсь, что вы будете совершать только добрые поступки.
Физминутка: (Хватит нам уже сердиться)
Воспитатель. Ребята, сегодня не все дети пришли в детский сад Ксюша и Миша заболели. Как вы думаете, как нам их поддержать, какое доброе дело мы можем совершить.
Ответы детей: (нарисовать рисунок, проведать, позвонить).
Воспитатель. Ребята, я предлагаю нарисовать нашим друзьям рисунки.
Что можно нарисовать?
Возьмите все, что вам необходимо и приступайте к работе.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель. У вас получились рисунки, те, что вы задумали?
Я думаю Ксюша и Миша очень обрадуются.
Рефлексия.
Какое доброе дело мы сегодня сделали?
Кому вы об этом расскажете?
Список использованной литературы:
1. Иванова О. Н., Короткова Г. Н. Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду: - Академия Развития; 2016 г., 192 стр.
2. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года: - Мозаика-Синтез; 2015 г., 64 стр.
3. Яшина В. И., Алексеева М. М., Макарова В. Н., Ставцева Е. А. Теория и методика развития речи у детей: - Академия; 2016 г., 192 стр.
4. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском са / Автор-составитель Ушакова О. С. - М.: АПО, 2016. - 63с.
5. Радина К. К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия,2016. - с.221-229.
6. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2016. - №5. - с. 51-61.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_kak_sredstvo_razvitiya_dialogicheskoy_rechi.odt | 38.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Беседа как метод обучения диалогической речи »
Содержание:
Введение
1 Воспитательно- образовательное значение беседы, ее место среди других методов работы.
2 Виды, тематика и содержание бесед по возрастным группам.
3 Структура обобщающей беседы.
4 Приемы активизации мышления и речи детей в процессе беседы.
Практическая часть
1.Опираясь на примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы), спроектируйте конспект проведения беседы для детей подготовительной к школе группы (тема по выбору)
Введение
В развитии связной речи понятие «диалогическая» и «монологическая» речь является центрами. Диалогическая речь рассматривается учеными как первичная естественная форма языкового общения, которая состоит из обмена высказываниями.. Для них характерны такие формы, как вопрос, ответ, добавление, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета и конструктивные связи реплик. В дошкольном возрасте беседа очень фрагментарна, представляет собой диалог в вопросно–ответной форме, знакомящей малыша со словами, окружающими предметами и явлениями. Постепенно диалоги становятся более развернутыми, обогащаются рассказами кого-либо.
Беседа- как метод обучения – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. В дошкольных учреждениях используются беседы воспроизводящие и обобщающие, где систематизируются имеющиеся у детей знания, осуществляется анализ ранее накопленных знаний.
Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи. Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего речи разговорной: умения слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываться в присутствии других детей.
Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей жизнью: бытом и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь, друзья). Темы бесед намечаются в соответствии с программой ознакомления с окружающим и определяются конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением.
.
1. Воспитательно- образовательное значение беседы, ее место среди других методов работы.
Одним из существенных моментов обучения является применение разнообразных активных методов и форм в обучении дошкольников. Так, словесные методы при правильном их сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью играют большую роль в воспитательно -образовательной работе с детьми. Эффективным словесным методом является беседа – целенаправленное обсуждение с детьми каких-либо явлений. Беседу целесообразно использовать в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Воспитателей затрудняет ряд вопросов:
• какой программный материал необходимо давать путем беседы;
• как удержать внимание детей до конца беседы, не дать им уклониться от обсуждаемых вопросов;
Как привлечь всех к активному участию.
Во многих случаях беседы проводятся эпизодически, носят формальный характер и протекают при недостаточной активности детей.
Вопросы методики беседы освещались неоднократно в педагогической литературе в разное время и с разных позиций. Разработанный в глубокой древности Сократом и Платоном метод беседы применялся при обучении юношества риторике и логике. Позднее этот метод использовался в школьном обучении. Со времен Я.А. Коменского и И.Г. Песталоцци встал вопрос о применении беседы в дошкольном воспитании.
На практике беседы выливаются в чисто словесное сообщение детям знаний.
Долгое время основным в беседе считалась ее форма, ей подчинялось содержание познавательного материала. Такой подход сказывался и на структуре беседы.
Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык, если тема беседы соответствует их интересам и психике. Большое значение беседе придавала Е.И. Тихеева – российский педагог, один из создателей дошкольной педагогики в России. Она считала ее одним из ценнейших приемов развития речи детей, подразумевая под беседами организованные, планово проводимые занятия, цель которых – углубить, уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей.
Специальное исследование, посвященное изучению бесед как метода обучения маленьких детей в условиях детского сада, в первые послевоенные годы проводила Е.И. Радина. Основной задачей было выяснение значения бесед в расширении детского кругозора, уточнении понятий, развитии мышления и навыков речи. Экспериментальная педагогическая работа была организована в старших группах детских садов г. Москвы. Под руководством ученых осуществлялись систематическое планирование бесед в течение всего года, разработки отдельных бесед в разных вариантах и последующая проверка их в воспитательной работе с детьми.
Результатом этой работы стало единодушное признание за методом беседы важности и ценности как в деле умственного и нравственного воспитания, так и в речевом развитии детей.
Беседа с детьми дошкольного возраста является, прежде всего, средством систематизации и уточнения представлений, полученных ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате его наблюдений, общения и деятельности. Проводя беседу, воспитатель помогает ребенку полнее, глубже воспринять действительность, обращает его внимание на то, что он недостаточно осознает; в результате знания детей становятся четче, осмысленнее.
В беседе взрослый своими вопросами, направляя мысль детей по определенному руслу, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения.
Ценность беседы именно в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки ребенка к школьному обучению. Но в этом и большая трудность беседы – как для ребенка, так и воспитателя. Ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать им готовые знания.
С развитием мышления тесно связано и развитие речи дошкольника. В беседе воспитатель учит ребенка ясно выражать свои мысли в слове, развивает умение слушать собеседника. Она имеет важное значение не только для сообщения детям знаний, но и для развития связной речи, выработки навыков речи в коллективе.
В беседе воспитатель объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. У них вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. Следовательно, здесь развиваются, с одной стороны, активность ребенка, с другой – способность к сдержанности. Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания , но и средством социально нравственного воспитания.
Весьма важный вопрос: какое конкретное программное содержание целесообразно давать детям методом беседы?
Главное, чтобы говорить с ребенком о том, что у него перед глазами.
В.Ф. Одоевский
Беседы лишь тогда протекают живо, непринужденно, будят мысль ребенка, удерживают его внимание и оставляют глубокий след в сознании, когда материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту ребенка. Надо лишь помнить, что понятие близкого и доступного совершенно изменилось применительно к современным детям.
Педагоги прошлого считали возможным обращать внимание детей и, следовательно, беседовать с ними лишь о непосредственно окружающих ребенка вещах.
Так, И.Г. Песталоцци рекомендовал матери начинать беседы с детьми с анализа их собственного тела.
В русской педагогике тематика бесед с маленькими детьми была первоначально разработана В.Ф. Одоевским. В его пособии для родителей и воспитателей “Наука до науки”, “Книжка дедушки Иринея” первая часть состоит из “Вопросника”, в котором детально разработан ряд бесед.
В сборнике под редакцией Л.К. Шлегер и С.Т. Шацкого представлен обширный материал для многих бесед, касающийся исключительно природной тематики (растения, животные, сезонные явления). Авторы также исходили из положения, что говорить можно лишь о том, что “дети видели, видят, могут увидеть каждый момент”, “говорить же о том, что они не могут видеть, нельзя”.
Е.И. Тихеева также рекомендовала отталкиваться от предметов, непосредственно действующих на внешние чувства детей.
Таким образом, у всех перечисленных авторов основной принцип отбора вопросов для бесед – это непосредственная физическая близость обсуждаемых с детьми явлений.
Материалом для таких упражнений могут служить предметы, находящиеся в комнате, части человеческого тела, предметы питания, одежды, все, что находится в поле, в саду, животные, растения, поскольку они знакомы детям.
Е.И. Тихеева
Несомненно, с ребенком надо, прежде всего, говорить о знакомом и близком ему. Чувственный опыт детей и сопровождающее этот опыт поясняющее слово взрослого формируют конкретное познание ими действительности. Но не надо забывать, что современные дети живут не в условиях замкнутого семейного уклада, а в информационно насыщенном, компьютеризированном мире. Телевидение, радио, компьютер, детская познавательная литература, газеты, журналы, богатая общественная жизнь, которую современный ребенок наблюдает непосредственно на улицах, – все это рано расширяет круг представлений и понятий нынешнего дошкольника, будит в нем новые интересы.
В связи с этим в наших условиях с детьми старшего дошкольного возраста становится возможным беседовать о таком содержании, с которым он еще непосредственно в своем ближайшем окружении не сталкивался. Конечно, знания, полученные в этих беседах, будут самыми элементарными, но они расширят кругозор детей.
В беседе не только уточняются детские знания, в ней ребенок получает новый материал или воспитатель преподносит знакомое ему в новом аспекте. Так, например, в беседе о зимующих птицах дети, кроме известного им факта о том, что часть птиц улетает, а часть остается, они узнают о причине этого явления. Важно, чтобы воспитатель, опираясь в беседе на субъективный опыт детей и ранее усвоенные ими знания, сумел пробудить активную работу мысли, способствовал выработке самостоятельных суждений, формировал у ребенка целостную картину окружающего мира и осознанное отношение к обсуждаемым явлениям.
Правильно определить место беседы в воспитательном образовательном процессе детского сада – серьезная проблема, которая требует своего решения.
При этом с ними предварительно проводится работа, связанная с наблюдениями и экскурсиями, рассматриванием иллюстраций, чтобы дать пищу для беседы. После нее обязательно идет закрепление полученных впечатлений путем рисования, лепки, изготовления макетов, заучивания стихов, песен, чтения рассказов. Даже игры подчиняются общей теме, которая длится порой несколько дней или недель.
Беседы имеют место в процессе накопления детьми знаний – во время экскурсий, наблюдений. Однако эти беседы не типичны. Как показала практика, до наблюдений детям очень трудно высказывать свои суждения и такие беседы сводятся преимущественно к даче воспитателем объяснений. Во время наблюдений дошкольники поглощены новыми впечатлениями и высказываются лаконично. Большей частью это возгласы удивления, восторга или вопросы, адресуемые педагогу. Сам воспитатель при этом своими вопросами и замечаниями руководит процессом наблюдения.
Наиболее успешно беседы протекают непосредственно после того, как дети во время экскурсий, наблюдений или после прочтения педагогом рассказов получили новые впечатления.
Беседа, органически связанная с повседневной жизнью ребенка в детском саду и в семье, не может превратиться в отработанную тему. Материал, данный в ней, должен оставить глубокий след в сознании ребенка. Чтобы это произошло, необходимо предложить ребенку активную позицию, когда он не только наблюдающий, слушающий, иногда отвечающий, но и действующий, активно общающийся.
Поэтому важной формой речевой работы с детьми дошкольного возраста являются ситуации общения. .
Принципиально важно подчеркнуть необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач общения только к освоению вопросно-ответной формы. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, формирования активной ответной позиции, партнерских отношений; и такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребенка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками.
Ситуации общения могут возникать естественно – воспитателю важно увидеть их и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения обучающих или воспитательных задач. В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиски ее решения, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой.
Особенности ситуации общения как формы работы с детьми:
• участие в ситуации общения (в основном добровольное);
• позиция взрослого как партнера по общению;
• изменение стиля взаимоотношений педагога и детей: взрослый уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций; организуется воспитателем в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки;
• длительность беседы от 3–5 до 10 мин в зависимости от возраста детей;
• предполагается участие небольшой подгруппы детей, в зависимости от их желания .
Ситуации общения могут быть реально практическими и игровыми. Соотношение игровых и реально практических ситуаций в процессе обучения зависит от возраста детей. При организации ситуаций педагог чаще всего “идет от детей”, т. е. подмечает их в детской деятельности.
Ситуация общения строится на непрерывной мобилизации детского внимания, активного участия, открытого общения. Ребенку необходимо все время следить за ходом беседы, не уклоняться от ее основного содержания, слушать своих собеседников.
Во время участия в ситуации общения у ребенка совершается сложный мыслительный процесс припоминания, суждения, умозаключения, обобщений. От ребенка требуется непрерывная умственная активность: надо внимательно слушать, соображать и достаточно быстро отвечать. Вместе с тем совместное участие сверстников в ситуации связано и со способностью к известной сдержанности: уметь внимательно слушать других; воздерживаться от высказываний, пока говорят другие; удерживать в памяти то, что хотел сказать, – все это, несомненно, не легко для ребенка дошкольного возраста.
Для некоторых детей участие в коллективном обсуждении ситуации требует определенного волевого усилия: преодолеть робость, застенчивость и высказаться в присутствии других. Следовательно, умелое участие взрослого в ситуации общения в значительной мере решает успех дела. Систематическое проведение бесед оказывает положительное влияние на уточнение детских представлений, развитие речи, воспитание внимания и развитие
памяти и мышления.
2. Виды, тематика и содержание бесед по возрастным группам.
Многие темы бесед дают возможность для влияния на поведение детей, их поступки. Беседа, как метод обучения практикуется в основном в старшей и подготовительной группах. Темы бесед намечаются в соответствии с программой. В методической литературе широко освещены беседы бытового и общественного характера, а так же природоведческие «О детском саде», «О труде взрослых», «О птицах» и т. Д. Важно, чтобы темы бесед имели положительно – эмоциональное значение. Можно выделить три типа бесед.
1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности.
2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей.
3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей.
Каждая из названных бесед своеобразна по целевой установке и методу. В основу этой классификации положено взаимодействие между детским опытом и выражением его в речи. С точки зрения содержания можно условно выделить беседы познавательного характера (о школе, о родном городе) и этические (о нормах и правилах поведения людей в обществе и дома).
Вводная беседа, или беседа, предваряющая получение новых знаний, является обычно связующим звеном между имеющимся у детей опытом и тем, который они приобретут. Цель ее — выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности. Вводные беседы успешны, если они кратки, эмоциональны, проводятся в непринужденной обстановке, не выходят за пределы детского опыта, а ряд вопросов остается неразрешенным («Посмотрим... увидим... проверим ...»).
Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта, является переходной от разговора к беседе. Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений и объединяет детей общими интересами и коллективными высказываниями. Цель ее — стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Задача воспитателя — обеспечить наиболее полное восприятие, помочь детям получить ясные, отчетливые представления, дополнить их знания. Как правило, беседа проходит непринужденно, дети могут свободно двигаться, переходить с одного места на другое. Воспитатель не добивается строгого соблюдения правил поведения, не требует от детей дополнительных ответов. Он дает детям возможность наблюдать, незаметно для них руководит ими, не отнимая инициативу; помогает осознавать явления, связи причины и следствия, подводит к выводу. Ребенку дают возможность наблюдать, трогать. Предусматривается большая активность детей, они могут рассматривать, действовать. Их не следует одергивать, так как они бывают увлечены. Нужны гибкость, тактичность, находчивость. План беседы может быть изменен, потому что он корректируется ходом. В процессе первичных наблюдений нет возможности для развертывания беседы и для развития диалогической речи, она возникает при повторных наблюдениях, на основе уже имеющихся представлений и знаний.
Основной в детском саду является беседа заключительная, ее принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы — систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Следует отметить, что этот тип беседы в большей степени, чем два предыдущих, способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросоответной форме общения.
3.Структура обобщающей беседы
В беседе довольно четко выделяются такие структурные части, как: начало беседы, основная часть, окончание. Основная часть может быть разделена на этапы. Вначале выявляется наиболее значимый трудный материал. В основной части беседы может быть несколько логически законченных частей. Готовя беседу, воспитатель выделяет существенные компоненты того понятия, которое будет анализироваться с детьми. Вот структура основной части беседы « О здоровье » в старшей группе:
1. Свежий воздух.
2. Утренняя зарядка.
3. Чистота рук, осмысление навыка мытья рук.
4. Закаливание.
Надо предусмотреть, чтобы эмоциональный характер беседы не только сохранялся на всем протяжении, но и нарастал к концу. Конец беседы краток по времени, подводит к синтезу темы. Это рассматривание раздаточного материала, выполнение игровых упражнений, чтение художественного текста, пение. Конец беседы – пожелание детям к дальнейшей работе. Как правило, в беседе используется целый комплекс приемов обучения. Одна группа специфичных приемов обеспечивает работу детской мысли, помогает строить развернутые суждения; другая облегчает поиск точного слова, запоминание его.
4. Приёмы активизации мышления и речи детей в процессе беседы
Беседа – это метод систематизации детского опыта, ведущим приемом является вопрос. Именно вопрос ставит мыслительно–речевую задачу, он адресован к имеющимся знаниям.
Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами: Почему? Зачем? Из-за чего? Для чего? Возможны так же вопросы, стимулирующие обобщение: « Про каких ребят можно сказать – это друзья?». Меньшее место занимают более простые по содержанию репродуктивные (констатирующие)
Четкий, конкретный вопрос произносится неторопливо, с помощью логического ударения ставятся смысловые акценты: как узнают люди, где останавливается трамвай? Следует приучать детей воспринимать вопрос с первого раза, иногда предлагается детям задание, состоящее из двух – трех вопросов, или план ответа. Как надо правильно мыть руки? Что надо сначала делать, что потом и зачем так делают?
Для решения других задач – расширения и уточнения знаний дошкольников, активизации памяти и эмоций – используются следующие приемы – объяснение и рассказ воспитателя, чтение художественные произведений (пословицы, загадки, показ наглядного материала) игровые приемы (словесные игры, сюрпризные моменты, получения письма и т. п.).
Активизация каждого ребенка в процессе беседы – это предварительная подготовка некоторых детей (индивидуальный разговор с ребенком, его родителями, что – то проверить, сделать), дифференциация вопросов и заданий в беседе, правильный, неторопливый темп беседы, правильная методика постановки вопросов группе детей. Для активного обучения проводятся специальные занятия нового типа – игры или « учебные ситуации». Проблемно – поисковый характер этих занятий ставит ребенка перед необходимостью задавать вопросы педагогом и детям.
5. Практическая часть: Конспект проведения беседы для детей подготовительной к школе группы (тема по выбору)
Конспект «Беседа о доброте» в подготовительной группе
Цель: Обобщать представление детей о доброте как о ценном качестве человека, развивать социальные чувства, взаимопомощь.
Задачи:
- формировать дружеские взаимоотношения;
- раскрыть понятий «добро» и «доброта», «добрые поступки»;
- активизировать словарь детей (добро, радость, счастье, забота, внимание);
- формировать представление у детей о доброте, воспитывать добрые чувства к окружающим людям, помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов, пословиц о добре, просмотр мультфильмов, чтение сказок о добре.
На дом дано задание выполнить рисунок, аппликацию, поделку на тему: «Что такое доброта?»
- Ход беседы:
- Психогимнастика. Игра «Солнечный круг».
Воспитатель. Ребята, давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с вами, и улыбнемся соседям своей улыбкой. А теперь закроем глаза, не опуская рук, вытянем их вперед и соединим в центре круга. Представьте себе, что каждый из нас сейчас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всеми, потому что все вместе мы – большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить.
Утро доброе у нас, добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра, было доброе вчера,
«И откуда спросишь, ты в доме столько доброты?»
Ребята, сегодня мы поговорим с вами о доброте. Как вы думаете. Что такое добро?
Ответы детей
Воспитатель. А знаете, добро бывает разное. Одно добро – это сокровища, книги, картины, игрушки, такое добро можно потрогать, увидеть. Другое добро можно услышать - это музыка, стихи, нежные слова. Но есть такое добро,которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и наши родные, и все люди на планете.
Как вы думаете, что это за добро?
Ответы детей: (доброе сердце, добро души, сопереживание, тепло, ласка, внимание).
- А, как вы думаете. Какого цвета доброта? А как говорят о людях, которые имеют доброе сердце, добрую душу? Они какие?
(добрые, внимательные, ласковые, нежные).
Воспитатель. А добрые дела добрых людей как называются?
Ответы детей: (добрые поступки).
Давайте вспомним пословицы о доброте.
Добро желаешь – добро делай.
Добро помни, а зло забывай.
Доброе слово и кошке приятно.
Доброе слово, лучше мягкого пирога.
Давайте заглянем в наш волшебный сундучок добрых дел и вспомним наши добрые поступки.
- Вот видите, сколько добрых поступков мы совершили. Ребята, какие поступки приносят радость, а какие огорчения?
Воспитатель. Я хочу рассказать вам одну историю про одного злого волшебника. Послушайте, что с ним произошло.
Однажды, злому волшебнику надоело быть злым,и он подумал: «А смогу ли я стать добрым?» Посмотрел он на солнце, которое его совсем не радовало, и вспомнил, что у него сегодня день рождения. Но от этой мысли ему стало особенно грустно.И он тихо сказал: «Пусть сюда явится тот, кто поможет стать добрым и веселым». Вдруг перед ним оказались сказочные герои. Как вы думаете какие?
Ответы детей: (красная шапочка, крошка енот, крокодил гена, Чебурашка).
Волшебник очень удивился и спросил: «Кто вы такие? А что вы умеете делать?»
(петь песни, дружить, играть, танцевать).
И они запели. Злой волшебник слушал, и казалось, что звуки песни проникают в самое сердце, и с ним стало. Что- то происходить. «А что такое улыбка?»- спросил волшебник.
«Улыбка – это когда у нас хорошо на душе. Когда есть друзья. Посмотрим на солнце, оно тоже улыбается».
Посмотри на солнце, оно тоже улыбается.
И волшебник тоже улыбнулся, и превратился в прекрасного юноша, доброго волшебника.
- Я хочу пригласить вас на мое день рождение, будем все вместе петь и танцевать. Почему волшебник стал добрым?
Ответы детей: (с ним разговаривали по доброму, пожалели, спели ему песню).
Вот видите, добрые слова тоже помогают в жизни и делают нас добрее.
Давайте скажем друг другу добрые слова.
Игра с мячом. «Добрые слова».
Воспитатель. А сейчас я буду показывать картинки с разными ситуациями, а вы должны показать свое отношение к этой ситуации.
Я надеюсь, что вы будете совершать только добрые поступки.
Физминутка: (Хватит нам уже сердиться)
Воспитатель. Ребята, сегодня не все дети пришли в детский сад Ксюша и Миша заболели. Как вы думаете, как нам их поддержать, какое доброе дело мы можем совершить.
Ответы детей: (нарисовать рисунок, проведать, позвонить).
Воспитатель. Ребята, я предлагаю нарисовать нашим друзьям рисунки.
Что можно нарисовать?
Возьмите все, что вам необходимо и приступайте к работе.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель. У вас получились рисунки, те, что вы задумали?
Я думаю Ксюша и Миша очень обрадуются.
Рефлексия.
Какое доброе дело мы сегодня сделали?
Кому вы об этом расскажете?
Список использованной литературы:
1. Иванова О. Н., Короткова Г. Н. Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду: - Академия Развития; 2016 г., 192 стр.
2. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года: - Мозаика-Синтез; 2015 г., 64 стр.
3. Яшина В. И., Алексеева М. М., Макарова В. Н., Ставцева Е. А. Теория и методика развития речи у детей: - Академия; 2016 г., 192 стр.
4. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском са / Автор-составитель Ушакова О. С. - М.: АПО, 2016. - 63с.
5. Радина К. К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия,2016. - с.221-229.
6. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2016. - №5. - с. 51-61.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Беседа как метод развития диалогической речи"
Консультация для воспитателей...
Презентация "Беседа как метод развития диалогической речи"
Презентация к консультации для воспитателей...
Тема: «Виды беседы как средство развития диалогической речи»
Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего вн...
Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи.
Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи....
Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В статье раскрывается значение сюжетно-ролевой игры в развитии у дошкольников с ОНР диалогической речи, также раскрываются проблема обучения диалогической речи в игре, структура игры, уров...
Познавательные беседы как средство развития диалогической речи детей 5-6 лет
В статье рассматривается значение беседы в воспитательно-обpазовательной работе с детьми. Особое внимание автор уделяет познавательной беседе как одной из условий развития диалогической речи, которая...
Беседа по содержанию литературного произведениям как средство развития диалогической речи детей 4-5 лет
Комплекс бесед по литературным произведениям, представленный в данной статье, поможет повысить уровень развития диалогической речи детей 4-5 лет....