Как запомнить стихи за 5 минут и легко пересказать текст: мнемотехника для детей
статья

Хамедова Татьяна Геннадьевна

В этой статье описывается метод мнемотехника для заучивания стихов и пересказывания текстов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Как запомнить стихи за 5 минут и легко пересказать текст: мнемотехника для детей»Мнемотаблицы: в чем их суть и польза для развития дошкольников?

Дети в детском саду учатся пересказывать литературные тексты, запоминать стихи. Для облегчения процесса запоминания  и воспроизведения детьми информации мы применяем один из популярных и эффективных приемов – это мнемотаблица.

Прежде чем перейти к описанию принципа использования мнемотаблиц, необходимо знать, что у детей дошкольного возраста наиболее развита образная память, поэтому, чтобы ребенку лучше запомнилась какая-либо информация, необходимо использовать различные наглядные средства. Благодаря им ребенок может воспринимать информацию не только на слух, но и при помощи зрительных образов.

Что же такое  мнемотаблица?

  • Мнемотаблица состоят из отдельных элементов – мнемоквадратов. Это отдельные карточки с изображениями, на которых нарисован предмет, действие или  явление.
  • Из мнемоквадратов строиться мнемодорожка, по ней, можно составить словосочетание, фразу или предложение.
  • А уже из мнемодорожек строится мнемотаблица, представляющая собой конструкцию, по которой, можно рассказать целый текст.https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0cbf/00037ba6-f75ee46a/img4.jpg

Как создать мнемотаблицу самостоятельно?

Для того чтобы составить таблицу по стихотворению или рассказу, нужно:

  • Разделить текст на фрагменты (чем младше ребенок, тем короче).
  • Расчертить на листе бумаге квадраты по количеству фрагментов текста.
  • В каждом квадрате изобразить то, о чем говорится во фрагменте, или же то, что с этим ассоциируется. Ребенок старшего дошкольного возраста может самостоятельно нарисовать картинки для таблицы.
  • При желании можно подписать в каждом квадрате текст, который нужно запомнить.

И так выбираем любое стихотворение, например:учим стихи по мнемотаблицам

«Мыши мерили кота,

От усов и до хвоста.

Мыши шьют коту пижаму,

Кот мышам дает сметану».

Такая визуализация поможет ребёнку запоминать материал в 2 раза быстрее.

Разберем ещё один стих:

запоминаем стихи по мнемотаблицам

«Белка с самого утра

Барабанит в дверь бобра,

Просыпайся! на работу,

Всем бобрам давно пора»

Мнемотаблицы помогают детям планировать рассказ и воспроизводить события сюжета в правильном порядке.https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0d4a/000f14f1-7a17698f/hello_html_m5a99bb9d.jpg

Как пользоваться мнемотаблицами

  • Прочитайте вслух стихотворение или текст.
  • Прочтите второй раз. Делайте паузы и показывайте ребёнку картинки.
  • Спросите, всё ли понятно.
  • Далее прочтите каждую строчку отдельно с привязкой к картинке. Можно повторить несколько раз, чтобы ребёнок запомнил.
  • Спросите ребёнка, все ли он запомнил и пусть пробует рассказать по таблице

Предлагаем вам вместе с детьми придумать мнемотаблицу к стихотворению «Звери в лесу».

«У лисы в лесу глухом,

Есть нора надежный дом.

Под кустами еж колючий,

Нагребает листьев кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло уютно в нем».

Ссылка на интернет ресурсы:

  1. Рекомендации по использованию мнемотаблиц при разучивании стихотворений. Марина Владимировна Овсянникова.[Электронный ресурс] – режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/12/13/konsultatsiya-dlya-roditeley-kak-zapomnit-stih-za-5
  2. Мнемотаблицы: в чем их суть и польза для развития дошкольников? Монтессори –педагог Шутова Анастасия.[Электронный ресурс] – режим доступа https://www.center-sozvezdie.ru/journal/mnemotablicy-v-chem-ih-sut-i-polza-dlya-razvitiya-doshkolnikov.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы учителя-логопеда на тему "Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

Материал из обобщенного опыта работы по теме: Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с ОНР пересказу текста и заучивании стихотворений" можно ...

"Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

В данной работе подробно описывается применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотво...

Материал из опыта работы " Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

В представленной работе раскрывается  организация занятий по развитию связной речи и внедрению в образовательный процесс метода наглядного моделирования. Представленный материал, поможет решить п...

Использование мнемотехники в подготовке пересказа текста.

Данный материал предназначен для дифференциации звуков [с] - [ш] в связной речи у детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. А так же может быть использован в коррекционной работе с д...

Консультация для родителей "Как запомнить стих за 5 минут и легко пересказать текст: мнемотехника для детей"

Рекомендации по использованию мнемотаблиц при разучивании стихотворений....