Буклет "Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста
материал по развитию речи

Бауэр Елена Александровна

"Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей  – одна из основных задач познавательно - речевого развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие свободного общения со взрослыми и детьми, но и развитие всех компонентов устной речи:

  • формирование словаря
  •  работа над звуковой культурой речи
  •  формирование грамматического строя речи
  •  развитие связной речи и подготовка к обучению грамоте.

Решать эти задачи помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребёнка. В процессе игр пополняется и активизируется словарь детей, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, формируется правильное звукопроизношение.

Игры – на развитие звуковой культуры речи.

1. «Придумай слова»

Эта игра может проводиться по любой теме: овощи, транспорт, посуда, мебель и т.д. Воспитатель предлагает детям задание: «Придумайте и скажите, в названии каких овощей и фруктов есть звук «к» в начале слова. (Картофель, капуста, кукуруза, кабачок и т.д.) Подумайте и скажите, в названии каких овощей есть звук «к» в середине. (Редька, репка, свекла, морковка и т.д.) Подумайте и скажите, в названии каких овощей есть звук «к» в конце слова. (Лук, чеснок).

Аналогично игра проводится по другим темам.

2. «Два дома»

Материал: Предметные картинки, в названии которых есть заданный звук.

Ход игры: - Ребята посмотрите, что вы видите? (Два дома). В синем домике живут слова, в названии которых есть звук «с», а в зеленом  живут слова, в названии которых есть звук «сь». Давайте, посмотрим, что нарисовано на картинках, назовем этот предмет словом и поселим его в нужный дом. Например, слово «коса» мы поселим в синий дом, а слово «сено» - в зеленый дом. «С» - роса, сова, нос, сом.

«Сь» - поросенок, сирень и т.д.

Игры, направленные на развитие словаря.

1. «Скажи наоборот»

- Ребята, я вам буду говорить слово, бросать мячик, а вы должны придумать слово «наоборот». Например: я говорю вам: длинная дорога, а вы мне должны ответить: короткая дорога и бросить мячик обратно

2. «Кто больше назовёт действий»

Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что делает продавец? Дети – продает, отрезает, расставляет, и др.

 Что делает врач? Дети – осматривает людей, слушает, дает лекарство, делает уколы.

Используемая литература:

http://doshvozrast.ru/

Картинки: источник Яндекс картинки(картинки по развитию речи для детского сада 1).  

Дидактическая игра, как средство развития речи  дошкольника.

1. «Найди ошибку»

Взрослый  показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

2.  «Так бывает или нет»

Взрослый  объясняет правила игры:

–        Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...»

3. «Где что можно делать?»

 Взрослый  задает вопросы, дети отвечают на них.

        Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).

        Что можно делать на

 реке? Что делают в больнице? 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Студеновский детский сад»  

Подготовила:

воспитатель

Бауэр

Елена

Александровна

2020 г.

Игры, направленные на формирование грамматического строя речи.

1. «Один – много»

Ход игры: Ребята, сегодня мы будем играть со словами. Я вам буду называть предмет, бросать мячик, вы должны поймать мяч и ответить мне, как это слово будет звучать во множественном числе. Потом вернуть мячик. Например: я говорю «стол», а вы должны ответить «столы». Вариант: я говорю один «шарик», а вы должны сказать как будет, если их много на столе -  «шарики».

Игра может усложняться. Взрослый говорит предложение, где подлежащее в единственном числе, а дети должны сказать это же предложение  уже   во множественном числе.

Например: «На ветке сидит серый воробей»,

Дети: «На ветках сидят серые воробьи».

Эта игра может проводиться по любой теме.

2.  «Дополни предложение»

Цель: Развивать умение составлять длинное предложение сложных конструкций. Упражнять в употреблении предлогов.

Материал: Сюжетные картинки.

Ход игры: Взрослый  показывает картинку, произносит предложение и предлагает детям увеличить его, последовательно прибавляя по одному-два слова, например: Мы плаваем.> Мы плаваем в бассейне.> Мы плаваем в новом бассейне.> Мы плаваем в новом бассейне с детьми.  (Выигрывает тот, кто придумал самое длинное предложение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические игры по развитию речи у детей дошкольного возраста.

Логопедические игры и советы для больших и моленьких, как весело и интересно развивать родную речь....

Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».

Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста».План.1. Оценка речевого развития детей до...

Семинар-практикум для воспитателей по теме "Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для воспитателей Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста»....

Игра по развитию речи (для детей дошкольного возраста)

игра "Веселый паравозик" разработанна для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Дидактические и словесные игры для развития речи для детей дошкольного возраста

Игра - основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте играя, он познает мир, людей, играя, ребенок развивается....

Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».

Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста».План.1. Оценка речевого развития детей до...

Консультация логопеда для воспитателей «Игры по развитию речи у детей дошкольного возраста»

Данные игры по развитию речи детей дошкольного возраста, позволяют ребенку научиться сравнивать предметы, объекты, явления, способствуют развитию речи, наблюдательности и умению познавать многопланову...