Пересказ рассказа Н.Сладкова с опорой на графические схемы «Как медведь себя напугал». (старший дошкольный возраст 5-6 лет)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кузнецова Елена Юрьевна

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Материал подобран на доступном для детей уровне. Все элементы занятия объеденины одной темой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема:  Пересказ рассказа Н.Сладкова «Как медведь себя напугал».

(старший дошкольный возраст 5-6 лет)

Цель: создание условий для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Задачи:

1. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.

2. Закрепить:

-умение подбирать слова- действия, предметы к признакам, синонимы,

-умение образовывать притяжательные прилагательные,

3.Обучать приёмам планирования собственного пересказа.

4. Активизировать и обогащать словарный запас детей.
5. Воспитывать умение слушать внимательно своих товарищей.

Оборудование: игрушка медведь; презентация к занятию; фонограмма «Шум леса», «рычание медведя», «стрекотание сороки»; ширма; мячики; картинки-подсказки; картинки «звездочки», «солнышки».

Предварительная работа:
Чтение рассказов о диких животных.
Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.
Загадывание загадок про животных.

Ход занятия.

  1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гость, а кто это вы узнаете, когда отгадаете загадку. Летом по лесу гуляет, а зимой в берлоге отдыхает? (медведь)

Да, это медведь к нам в гости пришёл.

 Воспитатель: Ребята, медведь  приглашает нас  к себе в гости, в лес.

Он очень хочет вам рассказать о себе, о своей жизни в лесу и о жизни других животных и вместе поиграть в веселые игры.

  1. Подготовка к восприятию текста.

Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в лес?

А, вы знаете правила поведения в лесу?

(не шуметь, не ломать ветки, не рвать цветы и т.д.).
(на экране появляется изображение леса, звучит фонограмма «Шум леса»)

В лес отправимся гулять

Будем весело шагать (дети маршируют)

По тропинке мы пойдем

Друг за дружкою гуськом (идти змейкой)

На носочки встали

К лесу побежали (бегут на носочках)

Ноги выше поднимаем

На кочки мы не наступаем (ходьба)

По извилистой дорожке

Мы пришли в зелёный лес!

Воспитатель: - Каких жителей леса вы знаете? (называем животных, передавая мяч друг другу)
Дети: (Волк, лиса, заяц, медведь, белка, лось и т.д.)
Воспитатель: - Какие это животные? (Это дикие животные).
- Почему этих животных называют дикими? (Они живут в лесу, сами себе добывают пищу, сами устраивают себе жилище, сами себя лечат).

3.Игра «Узнайте, о ком или о чем я говорю» (с мячом).

Ребята, посмотрите на слайд здесь картинки животных и предметов рассмотрите их, узнайте о ком или о чём я говорю.

Косолапый (медведь),

Трусливый (заяц),

Болтливая (сорока),

Ловкая (белка),

Рогатые (лоси)

Сухая (ветка)

А теперь назовите,  тех животных, которых мы не назвали. (ёж, лиса, волк)

Воспитатель:

Ребята, наш гость рассказал мне удивительную историю,  и все эти животные и предметы  герои этого рассказ, а написал его Н. Сладков  называется этот рассказ « Как медведь сам себя напугал», сейчас я прочитаю этот рассказ, а вы внимательно его прослушайте.

По мере чтения будут появляться предметные картинки (слайд) в последовательности рассказа ( медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси)

4.Чтение рассказа 

Вошёл медведь в тёмный лес. Хрустнула под лапой ветка. Испугалась белка и выронила шишку. Упала шишка на зайца. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик на весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.

Услышал медведь шум, испугался и убежал из тёмного леса. Так медведь сам себя напугал.

5. Беседа по содержанию. ( Дети дают полные ответы).

- Куда вошёл медведь? (Медведь вошёл в тёмный лес.)

- Что хрустнуло под его лапой? (Под лапой хрустнула ветка.)

- Что сделала белка? (Белка испугалась и выронила шишку.)

- На кого упала шишка? (Шишка упала на зайца.)

- Что сделал заяц? (Заяц затопал по лесу.)

- Кого увидела сорока? Что она сделала? (Сорока увидела зайца. Она крик подняла на весь лес.)

- Что решили лоси?

-Что они сделали? (Лоси решили, что сорока охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.)

- Как повёл себя медведь? (Медведь услышал шум, испугался и убежал из тёмного леса.)

- Кто же напугал медведя? (Медведь сам себя напугал.)

6.Игра «Подбери действие»

- Что сделал медведь? (ВОШЁЛ)

- Что сделала ветка? (ХРУСТНУЛА)

- Что сделала белка? (ИСПУГАЛАСЬ, ВЫРОНИЛА)

- Что сделала шишка? (УПАЛА)

- Что сделал заяц? (ВСКОЧИЛ, ПОМЧАЛСЯ, НАСКОЧИЛ)

- Что сделала сорока? (ПОДНЯЛА КРИК)

- Что сделали лоси? (УСЛЫШАЛИ, ПОШЛИ ЛОМАТЬ)

- Что сделал медведь? (ОСТАНОВИЛСЯ, НАСТОРОЖИЛ, ПОДУМАЛ, РЯВКНУЛ, ДАЛ СТРЕКАЧА)

7.Физминутка

Воспитатель: А, сейчас, ребята, давайте немножечко отдохнем. Приглашаю нас на весёлую зарядку.
Зайки встали на лужок

Собираемся в кружок.

Прыг-скок, Прыг-скок, Прыг-скок, Прыг-скок

(прыжки на месте, руки перед грудью, ладошки вниз, как лапки)

Сели зайки на лужок, (присесть на карточки)

Роют зайки корешок.

Вот какие зайки

Зайки-попрыгайте. (прыгаем)

8. Повторное чтение рассказа.

-Я прочитаю рассказ ещё раз. Вы его постарайтесь запомнить. Схемы вам в этом помогут.

(Выставляются модели в определённой последовательности)

9.Пересказ текста детьми по опорным картинкам

(По цепочке, 1-2 ребёнка пересказывают весь рассказ).

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Воспитатель: а теперь, нам пора возвращаться в детский сад.

Закроем все глазки и дружно скажем:

«1, 2, 3 – повернись, в нашей группе окажись!» 

10. Итог.

Воспитатель: Дети, где мы сегодня побывали?
- Что мы сегодня делали?

-Что вам понравилось на занятии больше всего? Вы, молодцы, хорошо поработали и мишка дарит вам подарки книжки-раскраски.
-А сейчас кому было трудно на занятии, возьмите «звёздочку», а кому было легко – возьмите «солнышко».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к открытому занятию по развитию речи Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование схем в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье говорится о грамотном использовании и значении схем при обучении детей рассказыванию, составлении сравнительных, описательных  рассказов, а так же о роли наглядности в речевом развитии....

Картотека схем "Свойства воды" для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека схем свойства воды для детей старшего возраста....

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

   Исследуется проблема подготовки к школе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которая  весьма актуальна в нашем обществе. Так, по данным Министерства образования...

Построение предложений с использованием карточек-схем при работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

В данной статье рассказывается о работе над предложением, представлены этапы работы над предложением, прослеживается последовательность введения карточек-схем на занятиях учителя-логопеда при работе с...

Статья: "Формирование графических навыков и временных представлений в старшем дошкольном возрасте"

В данной статье рассмотрены проблемы формирования графических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Данные проблемы становятся особенно актуальными в совокупности подготовки детей к школе и, ...

Консультация для родителей: «Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к письму»

Консультация для родителей: "Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к письму"...

Консультация для родителей "Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению"

Консультация для родителей "Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению"...