формирование речи детей
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Мария Мешкова

Источники способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл формирование речи детей954.24 КБ

Предварительный просмотр:

Источники способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.

В.А.Сухомлинский

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Это, прежде всего познание окружающей действительности: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве). Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. 

А современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Психологи, педагоги, медики постоянно подчёркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкально – исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения языком, развитию первоначальных навыков письма.

Но, очень важен не факт проведения пальчиковых игр и упражнений, а то, КАКИЕ упражнения и КАК проводятся с ребенком. И поэтому, либо будет результат таких игр и упражнений, либо его не будет! И зависит это от того, задействовано ли в пальчиковых упражнениях и в играх для развития мелкой моторики моторное планирование. Что это такое? Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Есть автоматические движения, которые не требуют моторного планирования и совершаются привычным способом. А моторное планирование появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное.

Известно, что у всех детей со низким уровнем сформированности мелкой моторики именно моторное планирование плохо развито. И именно в этом корень всех бед во многих случаях отставания в развитии.

Моторное планирование появляется в случае новых задач, новых непривычных ситуаций, новых материалов, новых действий. Здесь ключевое слово – новый, непривычный! Когда ребенок уже наизусть знает эту свою единственную пирамидку, но много раз ее собирает, даже быстро собирает на радость всем взрослым — это не новое действие! Здесь нет моторного планирования!  Когда он играет в одну и ту же шнуровку – это тоже не моторное планирование, а уже почти навык. Ведь такая игрушка уже не является для него новой, а является привычной!  Когда он видит много дней одни и те же карточки, с которыми взрослый производит одни и те же действия – здесь тоже нет моторного планирования! А именно моторное планирование обеспечивает развивающее действие упражнений!

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

  1. Самомассаж, пальчиковая гимнастика, биоэнергопластика.
  2. Шнуровки, нанизывание.
  3. Игры с крупами и песком
  4. Мозаики, пазлы, вкладыши, конструкторы, счетные палочки, математический планшет(геометрик).
  5. Сенсорные коробки.
  6. Рисование, раскрашивание, штриховка.
  7. Нетрадиционные способы рисования (рисование на песке, рисование с использованием зиппакетов и т.д.)
  8. Лепка, аппликация, вырезание, разрывание и сминание бумаги.
  9. Сортировка.
  10.  Игры с прищепками и липкими элементами.

Итак, в работе по развитию мелкой моторики необходимо придерживаться следующих правил:

-Задание подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности.

-Учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.

-Работу проводить регулярно, систематически.

-Соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.

-Повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.

-Заботится о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.

-Стараться, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

Использование выше приведенных упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей.    

Упражнения, укрепляющие мелкие мышцы руки, необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, речи детей, но и интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга и в дальнейшем формирования навыка письма в школе.

 Практическая часть.

Похожее изображение

http://2.bp.blogspot.com/-PNc0fbEmpMg/UJT1iF1cgJI/AAAAAAAADKY/yK6y9RfOfIc/s1600/1231016723_glava5-12%D1%88%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%85.png

Похожее изображение

Похожее изображение

http://www.iqchild.ru/wp-content/uploads/2017/02/shemy-dlya-matematicheskogo-plansheta.jpg

http://www.iqchild.ru/wp-content/uploads/2017/02/shemy-dlya-matematicheskogo-plansheta.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский образовательный проект:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

  Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...

Формирование речи детей 1 младшей группы в игровой деятельности

Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых действий....

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку нужно научиться руководить сво...

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей."

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей." Выполнила:   Дегтярев...

Роль фонематического восприятия в формировании речи детей.

Почему одни дети достаточно рано и без особых трудностей усваивают фонемы родного языка, а у других – звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно? В чем причина этих проблем? Разобраться в...

Непосредственная образовательная деятельность в средней группы по формированию речи детей.

Задачи:1.Коррекционно – обучающие :...2. Коррекционно – развивающие :...З.Коррекционно – воспитательные.......

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Роль семьи в формировании речи детей 5 -7 лет. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной ж...