Конструкт по развитию речи "Путешествие в сказку Гуси-лебеди" для детей подготовительной группы
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа)

Смирнова Татьяна Петровна

Конструкт по развитию речи "Путешествие в сказку Гуси-лебеди" для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie_v_skazku_gusi_lebedi.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Татьяна Петровна,

воспитатель МАДОУ детский сад 1

городской округ Красноуфимск

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема: Путешествие в сказку «Гуси – лебеди»

Возрастная группа:подготовительная группа

Форма НОД: речевое развитие

Форма организации:фронтальная, групповая, подгрупповая

Учебно – методический комплект: разработано в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Средства:

  • наглядные:карточки со сказками «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Белоснежка и семь гномов», «Золушка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три поросёнка», «Маша и медведь».
  • демонстрационный материал: карточки Проппа.
  • мультимедийные: полотно с робомышками, ноутбук.
  • музыкальные:музыкальная физкультминутка «Делай так».

Планируемый результат:

  • умение внимательно слушать и отвечать на поставленные вопросы;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • умение отгадывать загадки;
  • умение составлять алгоритм пути, работать с помощью робомышек;
  • умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы в подгруппах;
  • умение детей внимательно слушать воспитателя;
  • умение детей выстраивать алгоритм сказки с помощью карт Проппа;
  • умение детей видеть, исправлять ошибки других по ходу работы над сказкой;
  • умение детей пересказывать сказку с помощью карт Проппа.

Задачи образовательной программы

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Обучающие:

- умение работать с робомышками;

- умение анализировать содержание произведения;

- умение внимательно слушать и отвечать на поставленные вопросы;

- умение детей выстраивать алгоритм сказки с помощью карт Проппа;

- умение детей пересказывать содержание сказки.

Развивающие:

-развивать мелкую моторику пальцев рук;

-развивать умение отгадывать загадки;

-развивать связную речь.

Воспитательные:

-воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

-воспитывать умение работать в подгруппах друг с другом;

-учить искать компромисс в отношениях с людьми.

Воспитывать умение работать в подгруппах друг с другом.

Развивать связную речь детей подготовительной группы.

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивация к деятельности

Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне

    Здравствуйте, ребята! Встаньте, встаньте в круг. Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

     У меня в руках клубочек. Этот клубочек не простой, а волшебный. Он нам укажет дорогу.

-А куда? Вы попробуйте угадать.

Чтобы клубочек покатился по нашему кругу, надо сказать волшебные слова:

       Ты катись, катись клубок,

        Через запад на восток.

        Покажи нам все дорожки,

        Где прошли бы наши ножки.

(Уводим детей к месту, где расположены робомыши).

Вот и показал клубочек дорожку.

Приветствие детей

Создание игровой, проблемной, мотивационной ситуации

Произношу слова мотивации

Задаёт вопрос

Дети приветствуют друг друга

Выполняю просьбы воспитателя

Умение приветствовать друг друга

Развивается мелкая моторика пальцев рук

2.Актуализация имеющихся знаний.

«Открытие» ребёнком нового знания, освоения умения, способа деятельности

Цель: формирование представлений о морской свинке

-Куда привёл нас волшебный клубочек?

      В мире много сказок

      Грустных и смешных,

      И прожить на свете

      Нам нельзя без них.

-Ребята, а вы хотели бы сегодня попасть в сказку?

-А в какую сказку? Угадайте загадку.

Но, есть одно условие: отгадку вслух не произносить. Ответ нам покажет робомышка. А чтобы отгадать загадку, надо очень хорошо подумать и правильно запрограммировать робомышку. Путь к сказке укажите с помощью карточек со стрелочками.

Обратите внимание, что на пути встречается много сказок.

-Давайте, посмотрим и назовём, какие сказки нам встретятся?

Послушайте внимательно загадку:

       У Алёнушки – сестрицы

       Унесли братишку птицы.

       Высоко они летят,

       Далеко они глядят.

Отгадайте загадку и покажите ответ с помощью робомышки.

-В какую мы попали сказку?

Воспитатель задаёт вопросы и выслушивает ответы детей

Воспитатель задаёт проблемный вопрос

и сообщает главное условие

Предлагает отметить путь путешествия с помощью карточек со стрелочками

Загадывает загадку

Задаёт вопрос

Дети отвечают на вопрос

Дети отвечают на вопрос

Дети выполняют условие воспитателя

Дети прокладывают путь самостоятельно с помощью карточек со стрелками

С помощью робомышки дети показываю сказку

Дети отвечают на вопрос

Дети отгадывают загадку

Умение детей отвечать на вопросы полными ответами

Умение выкладывать путь, по которому поедет робомышка

Умение отгадывать загадки

Умение детей правильно программировать робомышку

Умение детей работать в подгруппах

3. Анализ – сравнение материала, активное обсуждение.

Цель:совместное определение конкретных действий

-Ребята, а вам нравится эта сказка?

-Хотели бы вы её рассказать кому - нибудь?

-Ребята, чтобы вы могли рассказать эту сказку, я вам предлагаю пересказать ее.

(Дети садятся на стулья)

-Как вы думаете, что нам поможет пересказать сказку «Гуси-лебеди»?

Я буду вам задавать вопросы, а вы будете внимательно слушать и отвечать на вопросы, и по ходу работы подбирать карты-схемы в соответствии с содержанием сказки.

-Назовите героев сказки «Гуси-лебеди»?

-Вспомните, с каких слов начинается сказка?

Выберите карточку-схему и разместите её на доске. «Жили-были…»

-Вспомните, дети, когда родители собрались в город на базар. О чём мать просила дочку?

Выберите карточку-схему и разместите её на доске. «Запрет»

-Как вела себя дочка после того, как родители уехали в город?

Выберите карточку-схему и разместите её на доске. «Нарушение запрета»

-Что случилось с братцем? Кто такие гуси-лебеди? Можно ли гусей-лебедей в этой сказке назвать врагами?

Выберите карточку-схему и разместите её на доске. «Враг начинает действовать»

-Какое решение принимает девочка?

Выберите карточку-схему и разместите её на доске. «Герой покидает дом»

Девочка, отправилась на поиски братца.

-Кого на пути встретила Алёнушка?

-Куда прибежала девочка?

-Кого она увидела в избушке?

-Как девочке удалось спасти братца?

Выберите карточку-схему и разместите её на доске. «Испытание»

-Кто преследовал на обратном пути сестрицу Алёнушку  с братцем?

Выберите карточку-схему и разместите её на доске. «Погоня»

-Кто помогал на обратном пути сестрице Алёнушке добраться домой?

Выберите карточку-схему и разместите её на доске.

«Спасение от преследования»

-Чем закончилась сказка «Гуси-лебеди»?

Выберите карточки-схемы и разместите их на доске. «Герой возвращается домой», «Счастливый конец»

Музыкальная мультимедийная  физкультминутка«Делай так» в гостях у краба

Задаёт вопросы

Проявляет уважение к детским высказываниям

Стимулирует интерес детей

Задаёт вопросы по содержанию сказки «Гуси-лебеди»

Предлагает выбрать нужные карточки-схемыПроппа с изображением действий

Помогает детям в работе, направляет детей на правильные действия

Воспитатель проводит физкультминутку

Дети отвечают на вопрос

Дети отвечают на вопрос

Дети отвечают на вопрос

Дети отвечают на задаваемые вопросы

Выбирают нужные карточки-схемы по содержанию сказки

Дети думают и размышляют о содержании сказки и подбирают правильные карты-схемы

Дети выстраивают алгоритм сказки с помощью карточек-схем

Дети делают физические упражнения

Умение детей внимательно слушать воспитателя

Умение детей отвечать на поставленные вопросы полным ответом

Умение детей соотносить правильно вопросы с картинкой – схемой

Умение детей видеть и  исправлять ошибки других по ходу работы над сказкой

Умение детей выстраивать алгоритм сказки с помощью карт Проппа

Умение детей выполнять движения в соответствии с речью

4.Закрепление, обобщение.

Цель: опора на опыт детей, необходимый для «открытия», освоения нового способа, умения, выработка навыка

Дети, давайте ещё раз проговорим содержание сказки с помощью карт-схем. Опираясь на эти карты-схемы, попробуем пересказать сказку «Гуси-лебеди».

Предлагает ещё раз вернуться к карточкам-схемам

Предлагает детям пересказать сказку, опираясь на карточки-схемы Проппа

Дети проговаривают алгоритм сказки по карточкам-схемам

Дети пересказывают сказку

Умение детей пересказывать сказку с помощью карт Проппа

5.Рефлексия.

Цель: осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы

-Ребята, вам понравилось, как пересказали ребята сказку?

-А что вам больше всего понравилось?

Молодцы! Вы у меня замечательные рассказчики сказок.

Стимулирование детей к самоанализу и самооценке своей работы

Дети отвечают на вопрос

Говорят, рассуждают по содержанию сказки

Умение аргументировать свой ответ

6.Открытость

Расскажите сказку «Гуси-лебеди» дома своим родителям, братьям, сёстрам, бабушке, дедушке.

Молодцы! Спасибо за занятие.

Побуждает детей к действию

Благодарит ребят за проделанную работу

Дети принимают условие воспитателя

Осознание пользы пересказа сказки