Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме "Обучение рассказыванию по сюжетной картине "Богатыри" В.М. Васнецова".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Обучение рассказыванию по сюжетной картине старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Лариса Косолапова
Конспект занятия по развитию речи по теме «Обучение рассказу по сюжетной картине «Богатыри» В. М. Васнецова»
Образовательные цели.
Обучать составлению рассказа по картине с опорой на предложенный план. Формировать умения не только выделять главное, но и видеть детали, фон. Развивать творческую активность, самостоятельное творческое рассказывание на основе ранее полученных знаний.
Развивающие цели.
Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи. Расширять словарь: закреплять названия элементов костюма русских богатырей «кольчуга», «шлем»; названия оружия «палица», «щит»; подбирать прилагательные для характеристики персонажей картины «могучий», «отважный» и др. ;
Развивать творческое воображение, активность и самостоятельность.
Воспитательные цели.
Способствовать гендерному развитию дошкольников; формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской;
Предварительная работа.
Чтение русских народных сказок «Финист -ясный сокол», «Никита Кожемяка», чтение сказок А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».
Чтение адаптированных былин о русских богатырях. Анализ текстов, разъяснение устаревших слов.
Рассматривание картины «Богатыри» В. М. Васнецова, иллюстраций старинного оружия и доспехов.
Заучивание стихов, пословиц и поговорок о Родине, о воинской славе.
Оборудование.
Презентация к занятию, оборудование. Картина с изображением богатыря без снаряжения, мольберт, магниты, картинки с магнитами для игры «Снаряди богатыря», игрушечный меч, дубовый листок. Музыкальный диск. Костюмы для богатырей. Поднос, маленький стол, костюм богатыря, платочек, разрезанная картина «Богатыри», пазл с изображением картины «Богатыри».
Педагог. Здравствуйте, гости дорогие! (дети отдают поклон головой)
Ой, вы добры молодцы! Собрались мы не на званый пир, а на беседу добрую и складную, говорить мы будем речью плавною о богатырях Земли русской.
Времена богатырей прошли, а вот слава об их подвигах дошла до наших дней…
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну.
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли.
Педагог. Скажите, добры молодцы, а кто же такие были богатыри?
Дети. Богатыри – защитники Родины, воины, смелые, мужественные люди.
Педагог. Вы правы, богатыри – это защитники Земли Русской. Они славились невиданной силой, безграничной храбростью.
А как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в старину и прославились своими подвигами?
Дети. Мы узнали о богатырях из былин.
Педагог. А что такое былина?
Дети. Былина рассказывает о том, что было на самом деле.
Педагог. А теперь садитесь. Придумала я для вас одну игру-забаву
«Снаряди богатыря».
На мольберте изображение богатыря без снаряжения.
Педагог. Посмотрите перед нами добрый молодец, надобно снаряжение ему богатырское подобрать для службы воинской.
На мольберт поочередно вывешиваются 5серий картинок: головные уборы, одежда, обувь, оружие, домашние животные.
Посмотрите на картинки, назовите их общим понятием.
Педагог. (Педагог показывает 1-ю серию картинок: свитер, футболку, куртку, кольчугу).
- Что это?
Ребенок. Это одежда.
Педагог. Выбери, что нужно богатырю богатырю, объясни почему.
Ребенок. Я выбираю кольчугу. Кольчуга защищала тело богатыря.
(Ребенок выбирает соответствующий предмет: шлем, кольчугу, сапоги, коня, меч. Прикрепляет картинку к панно, где изображен богатырь. Проговаривает соответствующую фразу).
Педагог спрашивает каждого ребенка поочередно.
-Голову богатыря защищал шлем.
-Тело богатыря защищала кольчуга.
-Богатырь носил сапоги.
-Ездил богатырь на коне богатырском.
-В руках богатырь держал оружие – меч.
Дети остаются стоять рядом с мольбертом.
На мольберте изображение богатыря в полном снаряжении.
Педагог. Ребята, готов наш богатырь к службе воинской?
Дети. Да готов.
Педагог. Ребята, а может ли трусливый, да слабый быть воином - богатырем?
Дети. Нет, не может.
Педагог. Расскажите нам, каким должен быть богатырь?
Дети читают стихотворение по цепочке:
Силен, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
Педагог. Богатыри сильны были и телом и духом!
Игра. Скажи наоборот.
Педагог.
А сейчас буду я вам меч передавать,
Да слово называть,
А вы тот меч мне вернете,
Да слово наоборот назовете.
(Педагог берет в руки меч и передает ребенку, если он дает верный ответ, ребенок прижимает меч к груди и отдает обратно).
Слабый – сильный, могучий;
Трусливый – смелый; отважный;
Лживый – честный;
Злой – добрый;
Глупый – умный, мудрый.
Педагог. Замечательными человеческими качествами обладали богатыри.
Физкультминутка.
Педагог. Уходя в поход, богатыри русские брали с собой листок дуба и горсть родной земли. Как вы думаете зачем?
Дети. Дуб могучее дерево, давал силу людям, ему поклонялись.
Давайте и мы с вами встанем в круг и вспомним этот обычай старины.
(Дети встают в круг)
«Поклонение дубу»
У нас рос дубок (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх).
Вот таков!
Корень да его –
Вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень)
Листья да его –
Вот так широки, (разводят руки в стороны)
Ветки да его –
Вот так высоки! (руки вверх)
Ах ты, дуб – дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх)
На ветру ты, дубок, скрипуч. (покачивание руками)
Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце)
Чтобы землю родную
Защитить от врага!
Педагог. Садитесь, добры молодцы (дети садятся на стулья).
Педагог. Подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Ребята, посмотрите, перед нами картина (на экране появляется картина В. М. Васнецова «Богатыри»)
Педагог. Как называется эта картина, кто автор?
Дети. Картина называется «Богатыри», автор Васнецов.
Педагог. Назовите имена богатырей, расскажите, где они изображены и чем заняты?
Дети. На картине изображены: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Богатыри стоят на вершине холма, чтобы видеть – не приближаются ли враги. Они охраняют границу, стоят в дозоре.
Педагог. Расскажите об Илье Муромце и его коне.
Дети. В центре картины – Илья Муромец. Внимательно смотрит он из-под руки вдаль. Взгляд суровый. Он готов встретить непрошенных гостей. Под ним вороной конь стоит, наклонив голову с косматой гривой. Не подведет конь хозяина в бою.
Педагог. Опишите Добрыню Никитича.
Дети. Слева на белом коне, сидит друг Ильи Муромца – Добрыня Никитич. И всадник, и конь насторожились, неладное почувствовали. Добрыня Никитич даже начал меч из ножен доставать.
Педагог. Расскажите об Алеше Поповиче.
Дети. А справа – Алеша Попович на рыжем коне – самый молодой богатырь. Он прислушивается к звукам. В руках держит лук со стрелой.
Педагог. Посмотрите на небо. Какое оно?
Дети. Небо темное. По небу плывут тяжелые облака.
Педагог. Что находится за спинами богатырей?
Дети. За спинами богатырей русская земля – холмы, поля, леса.
Педагог. Ответили вы на все мои вопросы, а теперь давайте попробуем составить полный, описательный рассказ по картине.
Каждый из вас составит свою часть рассказа.
Листок дуба будет в руках у того, кто рассказывает, он придаст вам уверенности.
А пока вы собираетесь с мыслями, я помогу вам вспомнить все, о чем мы с вами говорили.
Составление плана рассказа.
Начнете вы рассказ с того, что скажите название картины и назовете художника.
Дальше расскажите о том, кто изображен на картине, и чем заняты герои.
Потом опишите каждого богатыря и коня его.
Скажите, что находится за спинами богатырей.
Закончить рассказ лучше всего описанием чувств, которые вызывает картина. Подумайте, смогут ли богатыри отстоять Русскую землю?
Рассказ детей.
Много лет назад на Русь часто нападали враги. На картине «Богатыри» В. Васнецов изобразил, как Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша попович охраняют границу, стоят в дозоре. Они выехали на вершину холма, чтобы видеть – не приближаются ли враги.
В центре картины – Илья Муромец. Внимательно смотрит он из-под руки вдаль. Взгляд суровый. Он готов встретить непрошенных гостей. Под ним вороной конь стоит, наклонив голову с косматой гривой. Не подведет конь хозяина в бою.
Слева на белом коне, сидит друг Ильи Муромца – Добрыня Никитич. И всадник, и конь насторожились, неладное почувствовали. Добрыня Никитич даже начал меч из ножен доставать.
А справа – Алеша Попович на рыжем коне – самый молодой богатырь. Он прислушивается к звукам. В руках держит лук со стрелой.
За спинами богатырей русская земля – холмы, поля, леса. Над ними темное небо. По небу плывут тяжелые облака. Спокойно могут спать жители. Богатыри не пропустят врага. Они готовы защитить родину.
Педагог. Очень хороший, полный рассказ получился у вас.
Но, что происходит?
(на экране появляется изображение молнии, Змея-Горыныча)
Кто к нам пожаловал?
Что нужно ему здесь? Видно задумал что-то неладное…
(звучит гром, на экране изображение молнии, затем свист).
Ребята, кто это свистел по-соловьиному, кричал по-звериному?
Ох, ребятушки, налетели Змей-Горыныч и Соловей-разбойник, разорвали, разметали картину на части, что и понять трудно, где какая часть.
Поможем восстановить картину, да богатырям вновь на ней встретиться?
Дети. Поможем.
Педагог. Узнать надо, кто изображен на каждом фрагменте, да рассказать о герое что-то интересное.
(На экране появляются фрагментны картины)
Кто изображен на этом фрагменте картины?
Дети. Здесь изображен Илья Муромец и т. д.
(Дети на столе складывают картину из 5 частей).
Педагог. Молодцы ребята, всех богатырей узнали, обо всех рассказали. Вот картина и спасена!
(картина полностью на экране)
Педагог. Скажите, а есть ли в наше время герои-богатыри?
Ребенок. Сейчас тоже не перевелись богатыри на земле русской. Мы знаем людей героических профессий: пожарных, военных, космонавтов, работников МЧС. Эти люди смелые, ловкие, честные, добрые, умные - настоящие богатыри.
(на экране картина «Богатыри»)
Педагог.
Сюрпризный момент
Наше занятие подошло к концу, да испытания на этом не закончились
смогли вы из 4-х частей картину собрать, а теперь все вместе в группе попробуйте из 33-х собрать.
(пазл с изображением картины «Богатыри»)
Педагог.
Мы рассказали о богатырях, но нет ничего лучше, чем увидеть их своими глазами.
Дети встают в шеренгу и произносят слова:
Дружно встанем – раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Педагог. Не перевелись еще богатыри на земле русской!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме рассказывание по картине "ежи" с использованием опорных схем
Программное содержание: Учить детей составлять рассказ по картине с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения; четко проговаривать слова. Формировать...
конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".
Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж". Цель: Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно р...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Рассказывание по картине "Ежи" с использованием опорных схем»
Цель данного учебного материала - помочь учить детей составлять рассказ по картине, с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения; четко проговаривать слова.Формир...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме рассказывание по картине "ежи" с использованием икт.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме рассказывание по картине "ежи" с использованием икт.Программное содержание: Помочь ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Рассказывание по картинке «Кошка с котятами».
Формировать у детей умение составлять небольшой сюжетный рассказ по картине (подвести к рассказыванию событий, предшествующих нарисованному сюжету; рассказать события, изображенные на картинке; уметь ...
Развитию речи в старшей группе Тема: «Обучение рассказыванию» по сюжетным картинам «Скворцы прилетели»
Развитию речи в старшей группе Тема: «Обучение рассказыванию» по сюжетным картинам «Скворцы прилетели» ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки»....