"Система работы по речевому развитию детей в МБДОУ"
статья по развитию речи

Смирнова Анна Александровна

Система работы по речевому развитию детей в МБДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_po_rechevomu_razvitiyu.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по речевому развитию детей в МБДОУ

В последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития современного дошкольника. Педагоги традиционно ориентируются только на возрастную норму речевого развития и не учитывают индивидуальных особенностей каждого ребенка, что снижает результативность работы. Т. Гризик, Л. Тимощук отмечают, что серьезным препятствием для нормального речевого развития детей является увлеченность родителей, а нередко и педагогов, ранним обучением грамоте. При этом письменная речь ложиться на неподготовленную речевую почву. Что в дальнейшем часто приводит к нарушению механизмов чтения и письма (дислексии и дисграфии) [2. С. 14] .

Основой планирования работы по речевому развитию дошкольников является мониторинговые исследования уровня речи в целом. На основании полученных результатов выделяются перспективы работы по развитию речи в следующих направлениях: работа с воспитанниками, работа с педагогами, работа с родителями.

В основу работы с детьми заложены следующие направления (Алиева Э.Ф., Карабанова, О.А. и др.):

1) развитие словаря. Данное направление работы связано с освоением значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, непосредственно в которой происходит общение;

2) развитие связной речи. Направление по развитию диалогической (разговорной) и монологической (рассказывание) речи у дошкольников;

3) воспитание звуковой культуры. Цель направления – формирование правильного произношения звуков путем развития восприятия звуков родной речи и произношения;

4) формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Направление данной образовательной области обеспечивает формирование творческого характера речи, раскрытие перед детьми различных явлений и отношений в области лексики для подготовки к обучению грамоте;

5) формирование грамматического строя речи. В процессе формирования грамматического строя речи у дошкольников закладывается умение оперировать лексическими единицами, обеспечивается выбор языковых средств для общения; 6) воспитание любви и интереса к художественному слову. Основой данного направления являются привитие навыков слушать, слышать и воспринимать художественные тексты, обучение сочетанию слушания с другими видами деятельности, формирование умения видения образа за текстом и речевая передача в беседе [1. С. 26].

Целью работы с педагогами является: повышение педагогической компетентности по развитию речи дошкольников; систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по речевому развитию детей.

Направления работы с педагогами:

  1. Коллективные, групповые и индивидуальные консультации по вопросам речевого развития детей, индивидуальных и возрастных особенностях воспитанников;
  2. Семинары, семинары-практикумы «Актуальные вопросы речевого развития детей дошкольного возраста» (являются продуктивной формой повышения квалификации педагогов);
  3. Открытые просмотры занятий, взаимопосещения (позволяют увидеть работу педагогов, использовать их познавательный опыт, осознавать недочеты, воспитатели учатся анализировать воспитательно-образовательный процесс);
  4. Смотры-конкурс «Предметно-пространственная развивающая среда» (стимулирование активности педагогов в обновлении и совершенствовании содержания развивающего пространства для дошкольников);
  5. Взаимодействие педагогов и специалистов (логопеда, невропатолога);
  6. Участие педагогов в городских методических объединениях по познавательно-речевому развитию детей;
  7. Представление результатов работы по речевому развитию обучающихся на конференциях, конкурсах профессионального мастерства.

Успешность положительной динамики в речевом развитии детей во многом зависит от правильно организованной совместной работы педагогов и родителей. МБДОУ «ЦРР – Детский сад №7» выстроена система работы по взаимодействию с семьей. Цель: повышение родительской компетентности в вопросе речевого развития детей дошкольного возраста, установление доверительных отношений между субъектами образовательного процесса.

Комплексный подход предполагает активное участие семьи в закреплении знаний, умений и навыков, полученными детьми во время пребывания в дошкольном учреждении, используя при этом прогулки, экскурсии, трудовую деятельность.

Во взаимодействии используются индивидуальные и групповые формы. Особое внимание уделяется наглядной информации, которая размещается на специальных стендах.

Формы и методы работы с семьями по речевому развитию детей дошкольного возраста:

  1. Родительские собрания (педагог не только информирует, но и организует общение родителей, обмен информацией);
  2. Тематические консультации для родителей: «Речевые игры с детьми», «Пальчиковая гимнастика», «Сказка для язычка»;
  3. Индивидуальные, групповые беседы педагогов и специалистов с родителями;
  4. Тематические выставки для родителей: «Сказки для ребят», «Читаем вместе»;
  5. Беседы и консультации специалистов КГБУЗ «Городской поликлиники №6» (логопеда, невролога);
  6. Творческие формы: семинары-практикумы, дни открытых дверей.

В результате четко выстроенной системы по речевому развитию, можно отметить, положительную динамику в развитии детей. В процессе взаимодействия у родителей появилась потребность в консультациях, активное желание участвовать в различных мероприятиях в ДОУ.

Литература

  1. Алиева, Э.Ф. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО [Текст] / Э.Ф. Алиева, О.А. Карабанова, П.Д. Рабинович и др. - М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
  2. Гризик, Т. Развитие речи детей 4-7 лет [Текст] / Т. Гризик, Л. Тимощук // Ребенок в детском саду. - 2002. - №1 – С. 14-21.
  3. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЕТ по проекту «Использование устного народного творчества в работе по речевому развитию детей 6-7 лет в МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок»»

ОТЧЕТ по проекту  «Использование устного народного творчества в работе по речевому развитию детей 6-7 лет  в МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок»»...

Консультация для педагогов «Система педагогической работы по речевому развитию детей дошкольного возраста».

Речь-это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.Цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях-формирование устной речи и куль...

Презентация "Система педагогической работы по речевому развитию детей раннего возраста"

Система педагогической работы по речевому развитию детей раннего возраста...

Мастер – класс для педагогов «Система работы по речевому развитию дошкольников с использованием нетрадиционных методик»

Матсер-класс для воспитателей ДОУ по речевому развитию. Презентация. Приложения....

«Система работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»

Эффективные формы работы, как компоненты, благоприятной речевой среды, способствующие содержательной жизни детей в детском саду, которые обогащают и активизируют их речь....

Система работы по речевому развитию детей в старшей группе.

     Общение как средство развития речи. Основным средством развития речи является общение. В трудах отечественных психологов убедительно показана роль общения со взрослыми в общ...