Развитие мелкой маторики рук у детей 2-3 лет посредством пальчиовых игр.
статья по развитию речи (младшая группа)

Раева Илона Кронидовна

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
 Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
 Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.  В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.  Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
   Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
    И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.   Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.   Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.   Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.   Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.   У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.   В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Материал8.24 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка»

 

Упражнять детей в нанизывании колец на стержень.

 

Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

 

Самомассаж рук

 

Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев.

 

Пальчиковая гимнастика «Сорока – сорока»

 

Выполнять круговые движения по ладони левой рук указательным пальцем правой руки, по очереди загибать все пальчики, кроме большого.

 

Конструирование «Поезд»

 

Развивать умение сооружать поезд, знакомить с деталями строительного материала.

 

  1. Д/и «Оденем куклу на прогулку»

 

Упражнять детей в одевании и раздевании кукол.

 

 

  1. Д/и «Чудесный мешочек»

 

Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения.

 

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

 

Упражнять в выполнении различных имитационных движений.

 

Перекладывание из одной емкости в другую

 

Формировать умения действовать по указанию педагога-

 

брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.

 

  1. Д/и «Сухой бассейн»»

 

Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне».

 

  1. Д/и «Прищепки»

 

Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее.

 

«Пальчиковая гимнастика «Семья»

 

Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца.

 

Подвижная игра «Зарядка»

 

Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту.

 

Упражнение «Пуговицы»»

 

Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц.

 

Самомассаж «Ручки греем»

 

Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони.

 

Игра» Художник»

 

Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком.

 

 

Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»

 

Упражнять в поочередном соединении большого

 

пальчика с остальными левой и правой рукой вместе.

 

Конструирование «Башенка»

 

Привлекать детей к конструированию башенки.

 

Знакомить с деталями строительного материала.

 

Д/и «Рисуем на крупе»

 

Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук.

 

Настольная игра «Мозаика»

 

Развивать координацию движений пальцев ведущей руки.

 

Подвижная игра «Лохматый пес»

 

Упражнять в выполнении движений, согласно тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста посредством тестопластики

Один из видов художественной деятельности в лепке  – тестопластика, это  одно из полезнейших занятий для ребёнка....

"Развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста посредством тестопластики

Один из видов художественной деятельности в лепке  – тестопластика, это  одно из полезнейших занятий для ребёнка....

Буклет "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"

Буклет "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"...

Презентация "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"

Презентация на тему "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"....

Развитие мелкой маторики рук у детей младшего возраста 2019г

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18352089","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"261","width":"480"}}]]Консультация для родителей  на родительское собрани...

Игры на развитие мелкой маторики рук для детей от 1.5 до 3 лет

Я хожу вам предложить игры на развитие мелкой моторики рук для детей от года. игры на развитие мелкой маторики рук способствуют развитию речи, памяти, вооброжения....