Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказкам В.Стародумова»
план-конспект занятия по развитию речи

Червоний Юлия Александровна

Создание условий для развития интереса детей к сказкам В.Стародумова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_skazkam_v.starodumova.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Пивоваровский детский сад общеразвивающего вида»

Иркутский район, с.Пивовариха, ул. Дачная 12 «А», «В»

тел.: (3952) 698483 e-mail: dopivovar@mail.ru

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Тема:

«Путешествие по сказкам В.Стародумова»

Выполнила Червоний Ю.А.

                                                                         Место проведения:

                                                                                      Пивоваровский детский сад

                                                                                      Общеразвивающего вида

                                                                                      Группа «Малинка»

Иркутский район с. Пивовариха

2022

МДОУ ИРМО Пивоваровский детский сад общеразвивающего вида

Образовательная область: речевое развитие.

Участники: Воспитатели и дети старшей группы.

Возраст: 5-6 лет.

Тип занятия: Комбинированное.

Цель: Создание условий для развития интереса детей к сказкам В.Стародумова.

Задачи:
Образовательные:  Обобщить знание детьми сказок и их названий, учить узнавать сказку по иллюстрациям. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову
Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, творческое воображение, зрительную память, наблюдательность. Развивать умение систематизировать, активизировать в речи детей антонимы-прилагательные.
Воспитательные: Воспитывать интерес к сказкам, доброту, умение работать сообща, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.

Материалы и оборудование:

Макеты деревьев, макет Дед Тяпа, палочка, корзинка с разрезными картинками, игрушка-заяц, модель для составления загадки, аудиозапись, макет сказочной поляны.

Методы и приемы:

Сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; поощрения; рассказ педагога, узнай сказку, демонстрация, рассматривание иллюстраций, решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии (физминутка), метод рефлексии.

Предварительная работа: чтение сказок В. Стародумова, рассматривание иллюстраций к ним, дидактические игры «Хорошо-плохо», «Придумай рифму, «Узнай, из какой сказки герой», «Подбери герою нужный предмет»

Предполагаемый результат:

- Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.
- Овладевает способностью рассуждать, высказываться.

- Использует полученные знания в самостоятельной деятельности.
Продолжительность занятия: 25 мин.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им.

Дети:  Здравствуйте.

Воспитатель: - Добрый день!- тебе сказали

 - Добрый день!- ответил ты.

  Как две ниточки связали

  Теплоты и доброты.

 (Звучит музыка) А сейчас я приглашаю вас, отправиться в увлекательное путешествие, в страну сказок. Как вы думаете, что такое сказка?

Дети: Сказка - это волшебный мир, сказка – это чудо, сказка – это занимательный рассказ, приключения.

Воспитатель: Верно. Сказка – это вымышленная  история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках  присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное, становится доступным, нереальное - реальным. Именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые. У каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями. Как называются такие сказки? (Народные) А вы любите сказки?

Дети: Да.

Воспитатель: В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них

В сказке может всё случиться

Наша сказка впереди

К сказке в дверь мы постучимся

Сказка в гости ты нас жди. (Повторяем вместе с детьми)

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие в сказочную страну. Но сказки эти не народные. Их автором является В.П. Стародумов. Значит они …(Ответ детей авторские).

Рассматривание портрета писателя.

Рассказ воспитателя:

Василий Панелемонович Стародумов – наш земляк. Родился он 26 декабря 1907 г. в семье слесаря-железнодорожника на станции Иннокентьевской (ныне Иркутск-Сортировочный).

Во 2-м Иркутске многие до сих пор помнят бородатого дедушку с добрыми глазами – Василия Пантелеймоновича Стародумова. Этот талантливый сибиряк был актером, прекрасно рисовал, писал стихи, пародии, романы и, конечно же, байкальские сказки.

Все сказки Василия Стародумова о нашей сибирской природе, о животных, о людях добрых и злых, о быте и обычаях бурятского народа. Не случайно взрослые и дети любят эти сказки, ведь в них живут доброта, труд, красота и любовь.

Ребята, вы обратили внимание, что гости наши пришли не с пустыми руками?  (Гости показывают картинки).

Так вот, для того, чтобы попасть в волшебную стану сказок, нам надо отгадать по картинкам название сказок. Давайте вспомним, какие сказки В.П. Стародумова мы с вами уже читали. Посмотрите на картинки и назовите сказки, к которым они относятся.

  1. Кот ученый и Нерпа. 2. Невпопад. 3. О чем плакал зайчонок. 4. Кость раздора. 5. Дед Тяпа и веники банные.)

Воспитатель. (Берет веник и разметает дорогу. Выводит детей на волшебную полянку) Ребята, перед нами волшебная поляна, тишина кругом стоит. - Посмотрите, на полянку мы попали. Что это за дерево перед нами? (Береза.) Из какой оно сказки? (Дед Тяпа и веники банные) Вот и дед Тяпа появился. Очень хочется ему вместе с нами отправиться в путешествие. Возьмем его с собой?

Дети: Да. Конечно.

 Воспитатель: А как вы думаете, какого зверя мы встретим на этой полянке?

Дети: Зайца.

Воспитатель:  В какой сказке Василия Стародумова мы встечались с зайцем? («Невпопад», «О чем плакал зайчонок») …..

Какой заяц в этой сказке? Как его можно охарактеризовать?

Ответы детей: маленький, плачущий, находчивый  

Воспитатель: Мы с вами знаем, что сказочные герои, в том числе и заяц, обладают разными чертами характера, настроение у них бывает тоже разное. Давайте поиграем в игру, которая называется «Наоборот». Для игры мы возьмём волшебную палочку. Я буду дотрагиваться палочкой до ваших ладошек, и называть какое-нибудь слово, а вы должны назвать слово с противоположным значением (антонимы).

Добрый – злой

Трудолюбивый – ленивый

Богатый - бедный

Грустный – весёлый

Радостный – печальный

Сытый – голодный

Трусливый – храбрый

Вредный – полезный

Щедрый – скупой

Новый – старый

Правдивый - лживый

Друг-враг

Воспитатель: Молодцы ребята, много слов разных знаете.

А, что на полянке стоит?

Стоит корзинка. Обычная коробка.

Но мы же в сказочном путешествии.

Поэтому все загадочно.

Очень хочется всем нам

Посмотреть, ну что же там?

(В коробочке разрезные картинки)

Воспитатель: Ребята, соберете картинки из частей? Становитесь по парам. (Дети собирают картинки из частей) Давайте рассмотрим их (Березовый веник, Кот ученый, Зайчонок (плачущий), Мальчик и девочка, Заяц) В какой сказке встречается березовый веник?

Дети: Дед Тяпа и веники банные.

Воспитатель: В какой сказке встречается Кот ученый?

Дети: Кот ученый и Нерпа.

Воспитатель: В какой сказке встречается Зайчонок?

Дети: О чем плакал Зайчонок, Невпопад

Воспитатель: В какой сказке встречаются Мальчик и Девочка?

Дети: Кость раздора

Воспитатель: Я вам предлагаю игру, которая называется «Хорошо - плохо»

В каждой картинке вы должны найти хорошее и плохое.

Дети: В банном венике хорошо то, что им можно попариться в бане, а плохо то, что, если им сильно хлопать, может быть больно.

Дети – очень милые и славные, но плохо, когда они капризничают.

Заяц – милое пушистое животное, плохо – могут нанести вред сельскому хозяйству (поедают морковку) и деревьям (обдирают кору).

Воспитатель: Ребята, встаем на ножки и немного отдохнем. Мы будем выполнять движения под слова стихотворения «Встреча» (автор Анатолий Горбунов. Наш земляк.):

По Байкалу стук да скок

Мой рыбацкий посох. (Ударяем кулачком о противоположную ладошку)

У отдушины белек

Спрятался в торосах. (Закрываем лицо ладошками)

Нерпа замерла на льду, (Разводим руки в стороны)

Солнце держит в ластах. (Поднимаем руки вверх)

Я отважно подойду (Шагаем на месте)

И скажу ей: - Здравствуй! (Протягиваем руку вперед)

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо размялись.

А сейчас, давайте попробуем сочинить сказку. Перед вами картинки из разных сказок В. Стародумова. Мы с вами знаем некоторые из них, а я хочу предложить вам придумать собственную сказку с теми персонажами, которые нарисованы на картинках. Сначала начну я, а вы будете придумывать сказку дальше.

Д/И «Салат из сказок» (Объяснить суть игры: Предлагаю детям назвать сказки. Записываем название в 1 столбик, во 2 столбик – одного персонажа из данной сказки, в 3столбик – место действия в данной сказке. Затем предложить детям объединить персонажей в одну сказку).

Полянка  =  Кот  =  дети  =  Байкал  =  Заяц  =  остров Ольхон.

Воспитатель:  В ясный солнечный день на лесной (ПОЛЯНКЕ)

Воспитатель:  Как вы думаете, кто  мог там появиться?

Дети: Кот

Воспитатель: Кто мог кота потерять?

Дети: Дети (Мальчик и девочка)

Воспитатель: А где они жили?

Дети: На Байкале.

Воспитатель: Байкал озеро большое, и вода в нем кристально чистая, поэтому рыбка в озере очень вкусная. Кот часто ходил к озеру, чтоб полакомиться рыбкой (омуль).

И вот в один прекрасный день батюшка Байкал призадумался: почему кот ловит рыбу, а не мышей. Договорился Байкал с ветрами, чтобы они подули сильнее и   нагнали волну и припугнули кота. Ветра-шалунишки не рассчитали своей силы и волны получились очень большие. До такой степени большие, что кота унесло этой волной на середину озера. Коты, как известно, не очень хорошие пловцы, поэтому наш котяра сильно испугался, начал тонуть и отчаянно звать на помощь. И, как вы думаете, кто помог коту?

Дети: Заяц

Воспитатель: Конечно же Заяц, который жил на острове Ольхон. Заяц услышал крик тонущего кота, запрыгнул в свою лодку и пришел на помощь утопающему.

Он спас кота. Отвез его в свою избушку. Обогрел. Напоил горячим молоком и помог коту добраться до лесной полянки, где его и нашли расстроенные дети. Все очень обрадовались встрече. Кот с тех пор перестал есть рыбу, а стал ловить только мышей.

Воспитатель: А теперь, давайте расскажем всю сказку, которую мы только что придумали. Кто хочет?

В ясный солнечный день на лесной полянке появился кот. Жил этот кот в обычной семье, где были дети. Мальчик и девочка. Дети были очень дружными. По-другому и быть не могло. Ведь жила эта семья на берегу уникального озера Байкал. Байкал озеро большое, и вода в нем кристально чистая, поэтому рыбка в озере очень вкусная. Кот часто ходил к озеру, чтоб полакомиться рыбкой (омуль).

И вот в один прекрасный день батюшка Байкал призадумался: почему кот ловит рыбу, а не мышей. Договорился Байкал с ветрами, чтобы они подули сильнее и   нагнали волну и напугали кота. Ветра-шалунишки не рассчитали своей силы и волны получились очень большие. До такой степени большие, что кота унесло  волной на середину озера. Коты, как известно, не очень хорошие пловцы, поэтому наш котяра сильно испугался, начал тонуть и отчаянно звать на помощь.

Посреди Байкала есть остров Ольхон. Именно здесь и жил заяц Косик. Заяц услышал крик тонущего кота, запрыгнул в свою лодку и спас кота. Косик доставил его в свою избушку. Обогрел. Напоил горячим молоком и помог коту добраться до лесной полянки, где его и нашли расстроенные дети. Все очень обрадовались встрече. Кот с тех пор не есть рыбу, а ловит только мышей.

Воспитатель:  Молодцы, ребята, хорошую сказку составили. Посмотрите, наша гостья улыбнулась, значит, ей понравилась придуманная  сказка.

Гости: Молодцы, ребята. Сказки вы знаете, картинки собирать умеете.

Воспитатель: Наше путешествие подошло к  концу. Что вам особенно запомнилось? Что понравилось? Что показалось трудным? Теперь вы знаете, что есть чудесная страна сказок В. Стародумова.   А нам пора возвращаться в детский сад и попрощаться с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по развитию речи в старшей группе:"Путешествие в сказку".

Цель: упражнять детей в умении пересказывать художественные произведения при помощи моделирования; развитие у детей речевого творчества.Задачи: речевое развитие- обогащение речевого словаря; развитие ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествия по сказкам"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествия по сказкам"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказкам Чуковского».

Программное содержание:1) Учить детей давать развернутые ответы, использовать в ответах на вопросы оригинальный текст автора. Развивать словотворчество и творческие способности детей. Р...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказкам»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Путешествие по сказкам»Цель: формирование эмоционального отношения к сказкам.Задачи:1. Учить узнавать детей знакомые русские народные...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» . В период самоизоляции с 25 по 29 мая.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе  «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"...