Сообщение на педагогическом совете
материал по развитию речи (младшая группа)

Шубина Ирина Вячеславовна

Развитие компонентов устной речи у детей второй группы раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_pedsovete.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

       

            Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение.

                                                        Д/с №7 «Мечта».

       

                                  Сообщение на педсовете:

                    Тема:« Развитие компонентов устной речи»

                     у детей второй группы раннего возраста.

Подготовила и провела:

воспитатель

Шубина Ирина Вячеславовна

             

                                                             2019г.

                                 Сообщение на педсовете:

                      «Развитие компонентов устной речи».

                   у детей второй группы раннего возраста

Речь в жизни человека- это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и поведение. Все функции речи связаны между собой. 
Чтобы эти функции реализовались своевременно, необходимы условия. Для маленького ребёнка овладение речью - это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми- взрослыми, но и со сверстниками. Для этого нужно создать благоприятные условия для совместной деятельности взрослых и детей. 
В своей работе я активно использую фольклорные произведения для развития всех компонентов речи детей.
Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, её выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее – крест - накрест; с правой рукой - левое полушарие, а с левой- правое. 
Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновение, поглаживание) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе– кинестетики : они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте. 
Целенаправленное и систематическое использование фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства. 
Я использую потешки - стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками и ножками, с детьми раннего возраста. Позднее наступает черёд прибауток-песенок и стихов, интересных своим содержанием, затем сказок. 
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей. 
Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-вёдрышко», действуют животные (кисонька -мурысонька, курочка - рябушечка, сорока- белобока и т. д.) .Описание их не только поэтично, но и образно: курочка идёт на реку за водичкой- цыпляток поить; кисонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички и т. д. 
Проговаривании этих произведений, воспитатель должен обеспечить понимание содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса. Таким образом, восстанавливается речевое взаимодействие с ребёнком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление. 
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребёнка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми. Воспитатель может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё мало знакомому человеку-воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, желательно в адаптационный период использовать такие потешки как, например:
Вот проснулся петушок, 
Встала курочка. 
Подымайся, мой дружок, 
Встань, мой (имя ребёнка).
Кто у нас хороший? 
Кто у нас пригожий? 
(имя ребёнка) - хороший! 
(имя ребёнка) - пригожий! 
Потешки должны соответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесённые нараспев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых. 
Я использую потешки, чтобы заставить детей двигаться:
Встань, малыш, ещё разок, 
Сделай маленький шажок, 
Топ, топ! 
Ходит мальчик наш с трудом, 
Первый раз обходит дом, 
Топ, топ! 
Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. 
Травка-муравка, сосна поднялась, 
Птица-синица за зёрна взялась, 
Зайка - за капустку, мышка за корку, 
Детки - за молоко. 
Умница Катенька ешь кашку сладеньку, 
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую. 
При подготовке детей ко сну желательно использую потешки:
Вот и люди спят, 
Вот и звери спят. 
Птицы спят на веточках, 
Лисы спят на горочках, 
Зайцы спят на травушке, 
Утки на муравушке, 
Детки все по люлечкам… 
Спят - поспят, всему миру спят – велят. 
Во время одевания на прогулку:
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки, 
Этот с правой ножки, 
Если дождичек пойдёт, 
Наденем калошеки;
Этот- с правой ножки, 
Этот- с левой ножки, 
Вот так хорошо! 
Дети легко запоминают потешки. Они начинают вводить слова потешек в свои игры - во время кормления куклы или укладывания её спать. 
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Потешки привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, способствует развитию разговорной речи. 
Для запоминания потешек, я использую подбор различного материала – это красочные книжки с потешками, наглядно-дидактические пособия, которые лежат в доступном для детей месте. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержание знакомых потешек. 
В результате общения с фольклорными произведениями к ребёнку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. 
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение вызывают у малыша удовольствие и радость. 
Лаковое обращение к ребёнку создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает, радует ребёнка. Благодаря фольклору ребенок не только легче адаптируется к детскому саду, главное его речь начинает развиваться, ребёнок пытается повторять за воспитателем все произведения, сопровождая это всё пальчиковой игрой, а через развитие мелкой моторики рук, идёт и развитие речи. 
Хочется выделить несколько групп детского фольклора, средствами которого, я развиваю речь детей. Название песен, которыми убаюкивают ребёнка, колыбельные, идёт от основы (колыхать, колебать, качать). Отсюда же колыбель, коляска. 
В народе дорожили колыбельным песенным мастерством и передавали его из поколения в поколение. Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше, погладить, что-то тихо пошептать, "ручки устали, ножки устали, все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали, все отдыхает. 
На многих детей очень хорошо действуют колыбельные песни. Удивительно мягкая, нежная, музыкальная и образная русская речь, ритмичность приговоров, сопровождаемых поглаживанием, похлопыванием, покачиванием, доставляют большое удовольствие ребенку. При укладывании спать использую колыбельные песни:
Ай, бай, бай, бай, 
Ты собачка, не лай! 
Ты, корова, не мычи! 
Ты, петух, не кричи! 
А наш мальчик будет спать, 
Станет глазки закрывать. 
Благодаря использованию устного народного творчества с необыкновенной быстротой идёт физическое и психическое развитие ребёнка, развитие речи, присущие этому возрасту. 
Необходимо поддерживать в часы бодрствования радостные эмоции у ребёнка, чтобы воспитывать его физически здоровым. Пестушки можно использовать во время пробуждения, массажа. 
Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка. Стишки эти просты, но они влияют не только на развитие двигательных функций, но и на развитие ребёнка в целом, ребёнок запоминает текст и пытается повторить его, идёт развитие речи. Пестушки обычно начинаются с звукоподражания : «Скок-поскок», «Чики – чики - чикалочки», «Тюшки - тютюшки».
Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Потешки представляют собой постепенно разворачивающийся рассказ, в ходе которого происходит вовлечение ребёнка в игру. Потешка «Сорока-ворона» это игра с пальцами, а через развитие мелкой моторики рук, идёт и развитие речи ребёнка. Каждая игра-потешка содержит наставление: в потешке «Сорока-белобока» птица щедро кормит всех кашей, кроме одного, того, кто ленился и не работал вместе со всеми - идёт нравственное воспитание малышей. Я использую потешки в различных видах деятельности при работе с детьми. Например, при изучении домашних птиц можно использовать потешки: «Петя, Петя, петушок-золотой гребешок… »
При пробуждении детей:
«Потягунючки, поростунюшки! 
Роток – говорунюшки, 
Руки – хватунюшки, 
Ноги – ходунюшки. »
Заклички – детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам:
- Весна красна! На чём пришла? 
- На сошечке, на бороночке, 
На овсяном снопочку, 
На ржаном колосочку. 
Приговорки – словесные обращения к кому-либо. 
С гоголя – вода, с младенца – худоба укатись вся!
Потешки при одевании:
Маша варежку сняла:
-Поглядите, я нашла! 
Ищешь, ищешь — и найдешь. 
Здравствуй, пальчик! 
- Как живешь? 
Потешки при кормлении:
Супик жиденький, 
Но питательный! 
Будешь худенький, 
Но пузатенький! 
Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и взрослым! Развивайте речь средствами фольклора, ведь
малышам эти произведения близки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на педагогическом совете на тему « Различия в двигательной активности детей»

Описание поведения детей, и методики работы с детьми имеющими разную двигательную активность....

Сообщение на педагогическом совете

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия (а не только отсутствие болезней или физических дефектов) В...

Сообщение на педагогическом совете «Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств»

Сообщение на педагогическом совете «Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств» поможет решить задачи зкологического воспитания дошкольников ....

Сообщение к педагогическому совету на тему: «Влияние подвижных игр, физических упражнений и развлечений на двигательную активность детей»

Этап - это условное деление физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня, он имеет свои задачи, в соответствии с которыми необходимо подбирать средства, методы и формы двигательной активности дошк...

Сообщение на педагогическом совете "Люби и знай свой город"

Показать возможности реализации проекта "Люби и знай свой город"с целью расширения представления детей о рдном городе Саратове, воспитании патриотических чувств....

Сообщение на педагогическом совете "Здоровье - дело престижное"

Давайте представим такую ситуацию. Воспитатель, постоянно держащийся за поясницу, чихающий и кашляющий, а рядом бодрые жизнерадостные дети. Наверное, хуже не придумаешь. А ведь такая картина - весьма ...