Картотека пальчиковых игр в раннем возрасте 2-3 года .По месяцам .
картотека по развитию речи (младшая группа)

Элеонора Илларионовна Переверзева

Методическое пособие предназначено для детей 2-3 лет, которое способствует развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на развитие речи.

Главная цель пальчиковых игр  переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

 

Задачи:

Улучшать координацию и точность движений рук, гибкость рук, ритмичность
Улучшать мелкую моторику пальцев, кистей рук
Улучшать общую двигательную активность
Содействовать нормализации речевой функции
Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов
Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность
Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми
Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_v_rannem_vozraste_2-3_goda.docx216.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Пальчиковые игры в раннем возрасте»

(возраст с 2 лет до 3 лет)

Месяц

Наименование          игр

Задачи

Методическое сопровождение

Сентябрь

«Вышли пальчики гулять»

Около взрослого 4 детей

  1. Развивать у детей умение сгибать и разгибать пальчики.
  2. Побуждать детей выполнять действия по показу и вместе со взрослым в соответствии тексту, повторять за взрослым слова текста.
  • Раз, два, три, четыре, пять       Разгибание пальчиков

Вышли пальчики гулять.        из кулачка.

Раз, два, три, четыре, пять      Сгибание пальчиков в

В домик спрятались опять.      кулачок.

Игра повторяется 3 раза

«Оладушки»

Около взрослого 4 детей

  1. Продолжать развивать у детей умение загибать пальчики поочередно.
  2. Побуждать детей выполнять движения за взрослым.
  3. Развивать активную речь ребенка, повторять слова за взрослым.
  • Бабушка, бабушка                 Загибать поочередно пальчики

Испекла оладушки,               левой руке, потом на правой

Один – Машеньке,                руке.

Один – Коленьке,

Один – Дашеньке,

Один – Оленьке.

Игра повторяется   4 раза

Октябрь

«Этот пальчик в лес пошел»

Около взрослого 3 детей

  1. Продолжать развивать у детей умение загибать пальчики поочередно, начиная с мизинца.
  2. Побуждать детей выполнять действия по показу и вместе со взрослым и повторять слова текста.
  • Этот пальчик в лес пошел      Загибать поочередно

Этот пальчик гриб нашел,      пальчики на левой, правой

Этот пальчик чистить стал,   руке.

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел

От того и потолстел.

Игра повторяется 4 раза

«Раз, два, три, четыре, пять, будем пальчики считать»

Около взрослого 3 детей

  1. Развивать умение у детей загибать пальчики сначала на левой, а потом на правой руке.
  2. Побуждать детей координировать движения пальчиков правой и левой руки.
  3. Выполнять действия в соответствии с текстом, повторять за взрослым слова текста.
  • Раз, два, три, четыре, пять,      Дети загибают пальчики

Будем пальчики считать.         на левой руке.

Крепкие и дружные,                 Сжимают и разжимают

Вот такие нужные.                    кулачки.

На другой руке опять               Дети загибают пальчики

Раз, два, три, четыре, пять.    на правой руке.

Пальчики быстрые                 Сжимают и разжимают

Хотя не  очень чистые.           кулачки.

Игра повторяется 4 раза

Ноябрь

«Этот пальчик хочет спать»

Около взрослого 3 детей

  1. Продолжать развивать умение детей,  загибать пальчики в порядке очередности на правой, затем на левой руке, начиная с мизинца.
  2. Побуждать детей выполнять движения в соответствии с текстом.
  3. Во время игры развивать активную речь.
  • Этот пальчик хочет спать,            Дети загибают пальчики,

Этот пальчик  лег в кровать,      начиная с мизинца.

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит.

Тише дети не шумите,

Пальчики не разбудите.

Игра повторяется 4 раза

«Дружат наши дети»

Около взрослого 3 детей

  1. Развивать умение координировать движения пальцев правой и левой руки, загибая в порядке очередности.
  2. Побуждать детей выполнять движения  согласно тексту, развивать активную речь.
  • Дружат наши  дети,               Дети загибают пальчики,

Девочки и мальчики.            начиная с мизинца.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Игра повторяется 4 раза

Декабрь

«Моя семья»

Около взрослого 3 детей

  1. Обучать ребенка точным движениям пальцев правой и левой руки; загибать пальчики в порядке очередности, начиная с большого.
  2. Побуждать детей  к активной речи, повторять за взрослым слова текста.
  • Этот пальчик – дедушка.     По ходу чтения, загибается

Этот пальчик – бабушка.     на ручке ребенка пальчик,

Этот пальчик – папочка.     начиная с большого пальчика.

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Игра повторяется 4 раза

«На лужок»

Около взрослого 3 детей

Оснащение: картинка с изображением животных.

  1. Продолжать развивать у ребенка умение загибать пальчики на правой и левой руке.
  2. Побуждать детей сгибать пальчики в ритме потешки, проговаривать отдельные слова.
  3. Развивать активную речь детей.
  • На лужок пришли зайчата,          Сгибают поочередно

Медвежата, барсучата,                 пальчики в кулачок.

Лягушата и енот.

На зеленый, на лужок,

Приходи и ты дружок.

Игра повторяется 4 раза

Январь

«Зима»

Около взрослого  3 детей.

Оснащение: зимняя картинка с изображением играющих детей.

  1. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев, поочередно разгибать пальцы сжатые в кулак.
  2. Побуждать воспроизводить движения в соответствии с текстом.
  3. Развивать активную речь, повторять текст за взрослым.
  • Раз, два, три, четыре, пять     Дети по очереди разгибают

                                                     Пальцы, сжатые в кулак.

Собираемся гулять.                Дети показывают

                                                   растопыренные пальцы руки.

Катя саночки везет               Провести указательным и

От крылечка до ворот.         средним пальцами по столу.

А Сережа по дорожке           Сложив пальцы «щепоткой»,

                                                  Делать бросающие движения.

Девочки и мальчики           Дети машут кистями рук.

Прыгают, как зайчики.

Игра повторяется 3 раза

«Зимняя прогулка»

Около взрослого  3 детей

Оснащение: изображение малыша в зимней одежде.

  1. Продолжать развивать умения детей выполнять действия с пальчиками, развивать координацию движений.
  2. Побуждать детей выполнять действия в соответствии с текстом, развивать речевую активность.
  • Очень холодно зимой,                     Загибание пальцев левой

Но мы пойдем гулять с тобой.       руки, начиная с мизинца.

Я надену шубку,

Я надену шарфик,

И еще платок,

А потом красивые,

Теплые, пушистые,

Крошки – рукавички

На ручки натяну.

Игра повторяется 3 раза

Февраль

«На поляне дом стоит»

Около взрослого 3 детей.

Оснащение: Картинка с изображением детей играющих на полянке.

  1. Развивать умение детей проводить ритмичные движения руками и пальцами.
  2. Побуждать выполнять действия по показу взрослого, развивать речевую активность детей.
  • На поляне дом стоит,               Сложить ладони домиком,

                                                     так, чтобы большие пальцы

                                                    не соприкасались.

Путь к нему пока закрыт.     Большие пальцы опускаются,

                                                    соприкасаясь друг с другом.

Мы ворота открываем,         Пальцы по-прежнему под

                                                   углом, только широко

                                                   расставлены.

В этот домик приглашаем.

Игра повторяется 3 раза

«В детский сад идти             пора»

Около взрослого 3 детей

  1. Продолжать развивать у детей умение загибать пальчики в кулачок, как на левой, так и на правой руке.
  2. Побуждать детей выполнять движения по показу взрослого, проявлять самостоятельность, развивать разговорную речь.
  • Этот пальчик хочет спать.              Дети поочередно

Этот пальчик – прыг в кровать.    загибают пальчики

Этот пальчик прикорнул.                руки.

Этот пальчик уж заснул

Встали пальчики, ура!                     Дети машут кистями

В детский сад идти пора.                 рук.

Игра повторяется 3 раза.

Март

«Сорока»

Около взрослого 3 детей

Оснащение: картинка с изображением сороки (по потешке «Сорока-белобока»)

  1. Продолжать развивать у детей мелкую моторику, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.
  2. Побуждать выполнять по показу взрослого, учить детей проговаривать слова потешки.
  • Сорока – белобока,                      Указательный палец правой

Кашу варила                                 руки делает круговые

Деток кормила.                            движения на левой ладони.

      Этому дала.                                 Поочередно, загибаем палец

Этому дала.                                 левой руки.

Этому дала.

Этому дала.

А этому не дала.                       Большой палец поднять вверх.

Ты воды не носил,

Кашу не варил,

Тебе нет ничего.

Игра повторяется 3 раза.

«Из-за леса, из-за гор»

Около взрослого 3 детей.

Оснащение: иллюстрация потешки.

  1. Развивать мелкую моторику, выполнять движения по показу взрослого, в соответствии с текстом.
  2. Побуждать детей в выполнении действий по тексту потешки и активизировать речь детей (повторять текст за взрослым).
  • Из-за леса, из-за гор                  Пальчики передвигаются

Едет дедушка Егор.                 по столу с разным темпом.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Игра повторяется  3 раза.

Апрель

«В гости к большому пальчику»

Около взрослого 3 детей

  1. Развивать у детей умение загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом потешки.
  2. Побуждать детей в речевой активности.
  • В гости к пальчику большому     Поднять вверх большой

Приходили прямо к дому             пальчик

Указательный и средний,            Соединять вместе пальцы,

Безымянный и последний,         которые перечисляют.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.                    Сжать пальцы обеих рук в

                                                          кулак и постучать друг об

                                                         друга.

Вместе пальчики – друзья,         Ритмично  сжимать и

Друг без друга нам нельзя.        И разжимать кулак.

Игра повторяется 3 раза

«Пальчик – мальчик»

Около взрослого 4 детей.

  1. Развивать умение производить действия пальцами, поочередно соединять пальцы правой и левой руки.
  2. Побуждать детей выполнять действия в соответствии с текстом, проговаривать слова за взрослым.
  3. Развивать активную речь.
  • Пальчик- мальчик, где ты был?    На первою строку

                                                           показать большие пальцы

                                                          обеих руки и соединить их.

С этим братцем в лес ходил.        Затем поочередно

С этим братцем щи варил.          соединять пальцы рук.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Игра повторяется 3 раза

Май

«Белка»

Около взрослого 3 детей.

Оснащение: персонажи пальчикового театра: зайка, лисичка, синичка, воробей,  мишка. Белка, тележка, орешки.

  1. Развивать у детей умение разгибать по очереди пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца.
  2. Побуждать выполнять движения по показу взрослого, проговаривать слова.
  3. Развивать речь детей.
  • Сидит белка на тележке,

Раздает она орешки,

Лисичке – сестричке,        пальчик с лисичкой кланяется

Воробью,                              пальчик с воробышком кланяется

Синичке,                             пальчик с синичкой кланяется

Мишке толстопятому,     пальчик с мишкой кланяется

Заиньке усатому.             пальчик с зайчиком кланяется.

Игра повторяется 3 раза

«Улитка, улитка»

Около взрослого 3 детей

  1. Развивать умения детей координировать движения пальчиков правой и левой руки, поочередно загибать пальчики.
  2. Побуждать детей выполнять движения в соответствии с текстом.
  3. Развивать активную речь детей.
  • Улитка, улитка!           Сжать  все пальчики в кулак.

      Покажи свои рога,      Разжать пальчики, перевернуть руку

                                         ладонью вверх.

Дам кусочек пирога,    загибается мизинец

Пышки,                          загибает средний палец

Ватрушки,                     загибает безымянный палец

Сдобные лепешки,       загибает  указательный палец

Высуни рожки!            Все пальчики согнуты, появляются

                                        указательный и мизинец «Рожки

                                        улитки».

Игра проводится 3 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека «Пальчиковые игры в раннем возрасте»

Цель: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение восп...

Картотека пальчиковых игр для раннего возраста

Пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Они дарят нашим детям здоровье, воздействуя на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными орга...

картотека пальчиковой гимнастики для раннего возраста

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук....

картотека пальчиковых игр для раннего возраста

Пальчиковые игры — это полезный детям дошкольного возраста вид гимнастики. Такими играми рекомендуется заниматься годовалым детям и старше....

Картотека пальчиковых игр в раннем возрасте

laquo;Пальчики здороваются»Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.Ход игры: Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянно...

Картотека пальчиковых гимнастик для раннего возраста

Картотека пальчиковых гимнастик для детей раннего возраста по теме проекта (составлено на основе рекомендации Программы "Первые шаги")....