картотека пальчиковой гимнастики для раннего возраста
картотека по физкультуре (младшая группа)

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palch.gimn_.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и

профессионального образования

Свердловской области

МО Качканар

МДОУ Детский сад «Ладушки»

Картотека пальчиковой  гимнастики

для детей от 1,5 – 3 лет

                                                                                     

                                                                        Составитель: Зайнутдинова Е. М.

ЗАЙКА

Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопаем)

— Вот, вот, вот! (руки за спиной)

Зайка, зайка, где твой нос? (хлопаем)

— Вот, вот, вот! (показать нос)

Зайка, зайка, лапы где? (хлопаем)

— Вот, вот, вот! (показать руки)

Зайка, зайка, ушки где? (хлопаем)

— Вот, вот, вот! (показать ушки)

___

Медведь в берлоге крепко спит,

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики).

Только заиньке не спится (показываем большой палец).

Убегает от лисицы (вращаем пальцем).

Мелькает он среди кустов,

Напетлял — и был таков!

 (соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот)

___

ВОРОНА

У вороны голова, (руки на голове)

Ва-ва-ва-ва (4 хлопка)

Клюв и крылья, (руки у носа, «крылья»)

Хвостик, ноги, (руки за спиной, топать)

Оги-оги-оги-оги (4 хлопка)

МАШИНКА

Заведу мою машину («мотор»)

— Би-би-би, налью бензину.

(3 хлопка, топать)

Крепко-крепко руль держу

(«держать руль»)

На педаль ногою жму.

(топать правой ногой)

___

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит (массируем ушки).

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки согреть.

Вот так, вот так.

Надо лапочки согреть (растираем ладошки).

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так.

Надо зайке поскакать (прыгаем )

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал!

___

ПАРОВОЗ

Ехал, ехал паровоз (руки в «замок») большие пальцы вращаются

Прицепил вагон, повёз! (сцепить указательные пальцы)

Ехал, ехал паровоз

Прицепил вагон, повёз!

КОРАБЛИК

Вот плывет кораблик мой

(руки — «полочка» покачиваются)

Он плывет ко мне домой

(руки вперед, ладони сомкнуть углом)

Крепко я держу штурвал

(«держать штурвал»)

Я ведь главный капитан (4 хлопка)

___

САМОЛЕТЫ

Мы сегодня самолеты, (сидим на пятках, «мотор» — вращение руками)

Мы не дети, мы пилоты. (4 хлопка)

Руки — нос, и руки — крылья («нос», «крылья»)

Полетела эскадрилья. (встать, разбежаться, руки — крылья)

___

КОШКИ-МЫШКИ

Вот кулак, (показать кулак левой руки)

А вот — ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверх

На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой)

Села мышек посчитать,

Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)

Мышки очень испугались, (вращать кулаком)

В норки быстро разбежались (спрятать кулак под правую подмышку)

___

Хозяйка однажды с базара пришла («шагаем» указательным и средним пальцем по столу,

Хозяйка с базара домой принесла (загибаем по - очереди пальцы на руках):

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.

Ох! (хлопок в ладоши)

Вот овощи спор завели на столе (сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле (загибаем по-очереди пальцы на руках):

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свёкла?

Ох! (хлопок в ладоши)

___

Посмотри: на нашей елке (сложить ладошки вместе)

Очень колкие иголки.

От низа до макушки (показываем низ и верх)

Висят на ней игрушки —

Звездочки и шарики, (сложить две руки, словно шарик)

Яркие фонарики (крутим фонарики).

___

Копаю, копаю лопаткой снежок

(имитируем движения,

Построю из снега домок-теремок

(над головой из ладошек делаем крышу).

И окна, и двери я вырублю в нем,

Почищу дорожки, посыплю песком.

А зайке скажу: «Приходи ко мне жить!

Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!»

___

Раз, два, три, четыре, пять

(Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(«Лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались,

(Проводим указательным пальцем пр. р. по ладони л. р.)

А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли. (Движения вообpажамой ложкой, руки под щёки)

___

КОШЕЧКА

Две руки одновременно сжать в кулаки и поставить на стол (коленки, затем одновременно пальчики выпрямить и прижать к столу ладони. Повторить 3-5 раз.

Кулачок — ладошка.

Я иду, как кошка.

Усложненный вариант — левая в кулачке, правая — ладошкой. И меняем.

___

МЕСИМ ТЕСТО

Тесто мнём, мнём, мнём!

Тесто жмём, жмём, жмём!

(очень энергично сжимаем руки в кулаки и разжимаем – одновременно на двух руках или поочередно)

Пироги мы испечём

(делаем движения, как будто лепим снежки)

___

ФОНАРИКИ

Фонарики зажглись!

(сжатые в кулак пальцы резко и одновременно на двух руках разжимаются)

Фонарики погасли!

(пальцы сжимаются в кулак)

Усложненый вариант – поочередно сжимать и разжимать пальцы рук (например – левая рука в кулаке, в этот момент правая – с разжатыми пальцами)под следующий стишок:

Мы фонарики зажгём,

А потом гулять пойдем.

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

___

ПЕЧЁМ БЛИНЫ

Касаемся поверхности стола попеременно ладонью и тыльной стороной руки. Если нет стола — подойдут и коленки. Можно делать двумя руками одновременно, а можно поочередно — например, если левая касается тыльной стороной, то правая — ладошкой.

Мама нам печёт блины,

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

(потягиваемся)

И едим их со сметаной.

(подносим сложенные «щепотью» пальцы ко рту, имитируя еду)

___

ЁЖИК

Переплести пальцы двух рук и шевелить прямыми пальцами под стишок:

Маленький колючий ёж.

До чего же он хорош!

___

У Лариски —

Две редиски.

У Алешки —

Две картошки.

У Сережки — сорванца —

Два зеленых огурца.

А у Вовки —

Две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

                                         (По очереди разгибают пальчики

из кулачка, начиная с большого, на одной, а затем на другой руке)

___

Ветер тучу-мельницу

Крутит во весь дух (крутим ручками, словно мельница,

И на землю стелется

Белый-белый пух (встряхиваем ладошки).

Закрывайте окна,

Закрывайте двери (соединяем ладошки вместе).

Закрывайте уши (закрываем ушки,

Закрывайте нос (закрываем нос).

Ходит, бродит по дорогам

Старый дедушка Мороз (ходим указательным и средним пальцами)

Щиплет уши, щиплет нос,

Щиплет щёчки дед Мороз (щипаем названные части тела).

___

На базар ходили мы,

Много груш там и хурмы,

Есть лимоны, апельсины,

Дыни, сливы, мандарины,

Но купили мы арбуз —

Это самый вкусный груз!

(Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку;

                                  При этом ладони не соприкасаются.

• пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх)

___

МОЕМ РУКИ

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

(энергично потираем ладошку о ладошку)

Брызги — вправо, брызги — влево!

Мокрым стало наше тело!(сжали в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляем пальчики, как бы стряхивая воду)

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро.

(энергичными движениями «вытираем» поочередно руки)

___

ШАРИК

Пальцы двух рук собраны щепотью и соприкасаются кончиками. «Надуваем шарик» – придаем рукам такое положение, как будто держим шар или мяч. «Шарик лопнул» – вернулись в первоначальное положение.

Я надул упругий шарик,

Укусил его комарик.

Лопнул шарик – не беда,

Новый шар надую я.

___

КОРАБЛИК

По реке плывёт кораблик,

Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)

У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)

У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)

Но страшны им только кошки,

Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

___

Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)

Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)

Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)

А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)

И кокосовою кpошкой

Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)

А потом заваpим чай —

В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

___

В ГОСТИ

В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний, (с текстом разгибать поочередно пальцы)

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)

Друг без друга им нельзя.

___


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковой гимнастики для младшего возраста

Предлагаю вашему вниманию   картотеку пальчиковой гимнастики для малышей, в фармате А5 ( печать А4). В ней простые стихотворные строчки, описание и картинки, как нужно сложить пальцы рук....

Статья "Пальчиковая гимнастика в раннем возрасте".

Статья "Пальчиковая гиннастика в реннем возрасте"....

Статья "О значении пальчиковой гимнастики в раннем возрасте"

       Исследования физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простейшие движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снима...

Картотека пальчиковых гимнастик для раннего возраста

Картотека пальчиковых гимнастик для детей раннего возраста по теме проекта (составлено на основе рекомендации Программы "Первые шаги")....

Картотека пальчиковых гимнастик для раннего возраста

Картотека пальчиковых гимнастик для детей раннего возраста по теме проекта (составлено на основе рекомендации  Программы "Теремок")....

Родительское собрание – мастер класс «Пальчиковая гимнастика» группа раннего возраста.

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики в домашних условиях.Задачи:- донести до родителей важность использования пальчиковых игр в развитии образного мышления, воо...