Картотека пальчиковых гимнастик для раннего возраста
проект по логопедии

Картотека пальчиковых гимнастик для детей раннего возраста по теме проекта (составлено на основе рекомендации Программы "Первые шаги").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx41.99 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Городского округа Подольск

Комитет по образованию

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 19

Картотека

пальчиковых гимнастик

для  детей  раннего возраста

по теме проекта

(составлено на основе рекомендации

Программы   «Первые шаги»).

Подготовила:

учитель-логопед

Окулевич О.С.

Г.о. Подольск, 2021г.

Название

Цель

Описание

Развитие мелкой моторики

«Перчатки»

- активизировать движение пальцев рук; развивать моторику обеих рук.

Нарядили ребятки

Свои пальчики в перчатки.

(Растопыриваем пальцы обеих рук ладонями наружу)

Раз, два, три, четыре, пять —

Надо всех пересчитать.

(Повторяем дважды и во время счета сгибаем поочередно все пальцы)

Десять пальцев – как отряд,

И костюму каждый рад.

(Сжимаем ладони в кулаки, а затем разжимаем. Действия выполняем обеими руками одновременно)

Стать сильными стараются,

Спортом занимаются.

«Компот»

- активизировать движение пальцев рук; развивать мелкую моторику пальцев  рук.

Будем мы варить компот,          (Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.)

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,   (Загибают пальчики начиная с большого.)

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот.  (Опять «варят» и «помешивают».)

Угостим честной народ.  (Развести руки в стороны.)

«Капустка»

- активизировать движение пальцев рук; развивать моторику обеих рук.

Мы капустку рубим-рубим,                          (Движения прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы капустку солим-солим,                          (Поочерёдное поглаживание подушечек пальцев)

Мы капустку трём-трём,                               (Потирать кулачок о кулачок)

Мы капустку жмём-жмём.                            (Сжимать и разжимать кулачки)

«Репка»

- активизировать движение пальцев рук; развивать моторику обеих рук.

Тянут, тянут бабка с дедкой                             (Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги)

Из земли большую репку:

Вот пришла бы наша внучка,                           (Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.)

Помогла б собачка Жучка.

Где же кошка, мышка – крошка?

Хоть держалась крепко,

Вытянута репка.

«По грибы»

- активизировать движение пальцев рук; развивать мелкую моторику пальцев  рук.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём грибы искать!

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

«Листопад»

- активизировать движение пальцев рук; развивать мелкую моторику пальцев  рук.

Листопад, листопад! (Руки поднять вверх.)

Листья по ветру летят: (Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки) (листья опадают).

С клёна – кленовый, (Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.)

С дуба – дубовый, (Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.)

С осины – осиновый, (Указательный и большой соединить в виде колечка.)

С рябины - рябиновый. (Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.)

Полны листьев лес и сад. (Хлопки в ладоши.)

То-то радость для ребят!

«Радуются взрослые и дети»

- активизировать движение пальцев рук; развивать моторику обеих рук.

(Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.)

Кто ещё радуется солнышку?

Радуется дедушка,

Радуется бабушка,

Радуется мамочка,

Радуется папочка,

Очень радуюсь я.

Рада солнцу вся семья!

«Мебель (перечисление)»

- активизировать движение пальцев рук; развивать моторику обеих рук.

Мебель я начну считать:

Кресло стол, диван, кровать, (Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки.)

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал –

Десять пальчиков зажал! (Поднимать зажатые кулачки вверх.)

«Пальчики»

- активизировать движение пальцев рук; развивать моторику обеих рук.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять. (Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)

«Сорока-сорока»

-активизировать движения пальцев рук: указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой, руки.

Действия сопровождаются словами, загибаем пальчики мизинец, безымянный, средний, указательный, большой.

Сорока – сорока

Кашу варила

Деток кормила

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала

Этому дала,

Этому дала.

«Водичка, водичка…»

-развивать моторику обеих рук.

Движения выполняются в соответствии с текстом. Подставить ладони под воображаемую струю воды; ладонями «умываем» лицо; поморгать глазками; потрите ладонями щеки; пощёлкать зубами; широко улыбнуться.

Водичка, водичка…

Умой моё личико.

Чтобы глазки смотрели,

Чтобы щечки краснели.

И кусался зубок.

Чтоб смеялся роток.

Улучшение координации движений

«Кулак-кольцо»

- формировать координацию движений

Пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются.

«Кулак-ребро-ладонь»

- формировать координацию движений

Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе, распрямленная ладонь на столе. Выполняется сначала правой рукой, затем - левой, потом – двумя руками вместе.

«Пальчики здороваются»

- формировать координацию движений

Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем (правой руки, левой, двух одновременно).

«Кулак-ладонь»

- формировать координацию движений

Руки вытянуты вперед на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак и сгибается в локте одновременно, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.

«Сжимание и разжимание пальчиков»

- формировать координацию движений

Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны)

«Кулачки-ладошка"

- формировать координацию движений

Есть у любого два кулачка, (Пальцы сжать в кулаки, показать)

Хлопнул одним по другому слегка. (Слегка ударить одним кулаком по другому)

Ну, а ладошки не отстают, (Разжать пальцы)

Следом за ним весело бьют. (Хлопки ладонями)

Кулачки быстрее бьют, (Быстро ударить одним кулаком по другому)

До чего стараются,

А ладошки тут, как тут, (Быстрые хлопки ладонями)

Так и рассыпаются.

«Юла»

- формировать координацию движений

Я юлу кручу, верчу,

И тебя я научу. (Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой.)

«Части тела»

- формировать координацию движений

У меня есть голова, (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)

Грудь, живот, а там - спина,

Ножки - чтобы поскакать,

Ручки - чтобы поиграть.

«Это я»

- формировать координацию движений

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

(Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.)

«Стирка»

- формировать координацию движений

Свитерок и брюки —

Устали мои руки.

(Встряхивание кистей рук)

«Снегири»

- формировать координацию движений

Вот на ветках, посмотри,            (Четыре хлопка руками.)

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки.                 (Изображают «крылышки»)

Греются на солнышке.

Головой вертят,                        (Повороты головой.)

Улетать хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!                    (Вращательные движения кистями рук.)

За метелью, за метелью!

«Жаворонок»

- формировать координацию движений

Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка.

Птичка, птичка, прилетай!

Весну - красну зазывай!

Птичка крылышками машет,

Веселит детишек наших!

«Белочка»

- формировать координацию движений

(Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.)

Прыгает по веточкам

Невеличка белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

«Птичка и насекомые»

-формировать координацию движений.

Поочередное соединение всех пальцев с большим, образуя колечки:

1-2 ищет 1-3 птичка 1-4 и 1-5 в траве,

1-5 и 1-6 на ветках, 1-3 и 1-2 в листве,

Смена рук

1-2 и 1-3 среди 1-4 больших 1-5 лугов

1-5 мух, 1-4 червей 1-3 слепней, 1-2 жуков.

«Хоровод среди цветов»

-формировать координацию движений.

Хоровод среди цветов,

Вокруг розовых кустов.

Среди трав и цветов

Водим, водим хоровод.

У ребенка в ладошках грецкий орех, круговыми движениями кистей ребенок выполняет движения за взрослыми и повторяет слова текста.

«Ладушки-ладушки»

-развивать ощущение собственных движений.

Хлопаем в ладоши, сопровождая действия стихотворным текстом.

Ладушки – ладушки!

 Пекла бабка оладушки.

 Маслом поливала,

 Детушкам давала.

 Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

«Этот пальчик хочет спать»

-формировать координацию движений.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит

Тише дети не шумите,

Пальчики не разбудите.

Дети загибают пальчики, начиная с мизинца.

«Ягоды»

-формировать координацию движений.

С ветки ягодки снимаю,

(пальцы расслаблены, свисают вниз, пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку)

И в лукошко собираю.

(обе ладошки сложить перед собой чашечкой)

Будет полное лукошко,

(одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой)

Я попробую немножко.

(одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот)

Я поем ещё чуть-чуть,

Лёгким будет к дому путь!

(имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше).

«С добрым утром!»

-формировать координацию движений.

С добрым утром, глазки.

Вы проснулись?

С добрым утром, ушки.

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки.

Вы проснулись?

С добрым утром, ножки.

Вы проснулись?

С добрым утром, солнце.

Мы проснулись!

    Дети поглаживают глазки, смотрят в бинокль. Прикладывают ладони к ушкам. Поглаживают, кисти рук, хлопают в ладоши. Поглаживают ножки, притопывают. Руки протягивают к солнцу и улыбаются.

Подготовка руки к письму

«Грибы»

- активизировать движения пальцев рук

Дети в лес грибной пошли

(Дети «идут» указательным и средним пальцами обеих рук по столу)

И грибочки там нашли.

Часть из них потом сварили,

Засолили, засушили,

Заморозили немножко

И поджарили с картошкой.

(Загибают или разгибают пальцы на руке, рассказывая, что они сделали с грибами)

«Игрушки»

- активизировать движения пальцев рук

Мой веселый круглый мяч, (Одной рукой бьем по воображаемому мячу.)

Щеки круглые не прячь! (Смена рук.)

Я тебя поймаю,  (Двумя руками, соединив одноименные пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

«Осень»

- активизировать движения пальцев рук

Вышла осень погулять, (Идем указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем листья и «кладем» в другую.)

«Деревья»

- активизировать движения пальцев рук

Здравствуй, лес,

Дремучий лес,

Полон сказок и чудес!

(Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)

«Новые кроссовки»

- активизировать движения пальцев рук

(Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев.)

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так, вот так,

Новые кроссовки.

(«Шагать» указательным и средним пальчиками по столу.)

«Колокольчики»

- активизировать движения пальцев рук

В прятки пальчики играют         (Сжимать и разжимать пальцы рук.)

И головки убирают,                  (Открывать и закрывать глаза.)

Словно синие цветки,

Распускают лепестки                (Сводить и разводить пальцы «веером».)

Наверху качаются,            (Качание и наклоны кистей вправо-влево.)

Низко наклоняются.

Колокольчик голубой                                   (Круговые движения кистями.)

Поклонился, повернулся

К нам с тобой.

Колокольчики-цветы                      (Повороты кистями вправо-влево,)

Очень вежливы, а ты?        (Ладони сверху опустить на стол.)

«Ножки»

-активизировать движение пальцев.

Ребенок сидит за столом, показывая, как «бегут» пальчики по столу, произносит:

Наши пальчики, как ноги, побежали по дороге.

Очень быстро мы бежали,

Но споткнулись (ребенок стучит кулак об кулак)

И упали (ребенок кладет ладони на стол).

«Апельсин»

-активизировать движение пальцев.

Мы делили апельсин

Апельсин всего один.

Это долька для кота,

Это долька для ежа,

Это долька для улитки,

Это долька для чижа,

Ну а волку – кожура.

(Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы).

«Зимняя прогулка»

-активизировать движение пальцев.

Очень холодно зимой,

Но мы пойдем гулять с тобой.

Я надену шубку,

Я надену шарфик,

И еще платок,

А потом красивые,

Теплые пушистые,

Крошки – рукавички

На ручки натяну.

(Загибают поочередно левой руки, начиная с мизинца.)

«Мальчик-пальчик»

-активизировать движение пальцев.

(Дети по очереди поглаживают пальцы, сперва на одной, а потом на другой руке. Поглаживают большой палец, моют ручки, поглаживают указательный палец, средний палец, безымянный палец, мизинец).

Пальчик – мальчик, где ты был?

Я на речке братьев мыл.

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

«Этот пальчик бабушка…»

-активизировать движение пальцев.

(Загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке сопровождая движения словами).

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

«Пианист»

-активизировать движение пальцев.

(Пальцы опускаются на стол по порядку – от мизинца к большому, ребенок вместе со взрослыми произносит:)

1-до, 2-ре, 3-ми, 4-фа, 5-соль

Смена рук

1-до, 2-ре, 3-ми, 4-фа, 5-соль.