Картотека пальчиковых гимнастик для раннего возраста
проект по логопедии
Картотека пальчиковых гимнастик для детей раннего возраста по теме проекта (составлено на основе рекомендации Программы "Первые шаги").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_palchikovyh_igr.docx | 41.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Городского округа Подольск
Комитет по образованию
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 19
Картотека
пальчиковых гимнастик
для детей раннего возраста
по теме проекта
(составлено на основе рекомендации
Программы «Первые шаги»).
Подготовила:
учитель-логопед
Окулевич О.С.
Г.о. Подольск, 2021г.
Название | Цель | Описание |
Развитие мелкой моторики | ||
«Перчатки» | - активизировать движение пальцев рук; развивать моторику обеих рук. | Нарядили ребятки Свои пальчики в перчатки. (Растопыриваем пальцы обеих рук ладонями наружу) Раз, два, три, четыре, пять — Надо всех пересчитать. (Повторяем дважды и во время счета сгибаем поочередно все пальцы) Десять пальцев – как отряд, И костюму каждый рад. (Сжимаем ладони в кулаки, а затем разжимаем. Действия выполняем обеими руками одновременно) Стать сильными стараются, Спортом занимаются. |
«Компот» | - активизировать движение пальцев рук; развивать мелкую моторику пальцев рук. | Будем мы варить компот, (Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.) Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики начиная с большого.) Грушу будем мы рубить, Отожмём лимонный сок, Слив положим на песок. Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «помешивают».) Угостим честной народ. (Развести руки в стороны.) |
«Капустка» | - активизировать движение пальцев рук; развивать моторику обеих рук. | Мы капустку рубим-рубим, (Движения прямыми ладонями вверх-вниз) Мы капустку солим-солим, (Поочерёдное поглаживание подушечек пальцев) Мы капустку трём-трём, (Потирать кулачок о кулачок) Мы капустку жмём-жмём. (Сжимать и разжимать кулачки) |
«Репка» | - активизировать движение пальцев рук; развивать моторику обеих рук. | Тянут, тянут бабка с дедкой (Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги) Из земли большую репку: Вот пришла бы наша внучка, (Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.) Помогла б собачка Жучка. Где же кошка, мышка – крошка? Хоть держалась крепко, Вытянута репка. |
«По грибы» | - активизировать движение пальцев рук; развивать мелкую моторику пальцев рук. | Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём грибы искать! Этот пальчик в лес пошёл, Этот пальчик гриб нашёл. Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик всё съел, Оттого и потолстел. |
«Листопад» | - активизировать движение пальцев рук; развивать мелкую моторику пальцев рук. | Листопад, листопад! (Руки поднять вверх.) Листья по ветру летят: (Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки) (листья опадают). С клёна – кленовый, (Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.) С дуба – дубовый, (Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.) С осины – осиновый, (Указательный и большой соединить в виде колечка.) С рябины - рябиновый. (Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.) Полны листьев лес и сад. (Хлопки в ладоши.) То-то радость для ребят! |
«Радуются взрослые и дети» | - активизировать движение пальцев рук; развивать моторику обеих рук. | (Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.) Кто ещё радуется солнышку? Радуется дедушка, Радуется бабушка, Радуется мамочка, Радуется папочка, Очень радуюсь я. Рада солнцу вся семья! |
«Мебель (перечисление)» | - активизировать движение пальцев рук; развивать моторику обеих рук. | Мебель я начну считать: Кресло стол, диван, кровать, (Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки.) Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет. Много мебели назвал – Десять пальчиков зажал! (Поднимать зажатые кулачки вверх.) |
«Пальчики» | - активизировать движение пальцев рук; развивать моторику обеих рук. | Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять! Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять. (Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке) |
«Сорока-сорока» | -активизировать движения пальцев рук: указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой, руки. | Действия сопровождаются словами, загибаем пальчики мизинец, безымянный, средний, указательный, большой. Сорока – сорока Кашу варила Деток кормила Этому дала, Этому дала, Этому дала Этому дала, Этому дала. |
«Водичка, водичка…» | -развивать моторику обеих рук. | Движения выполняются в соответствии с текстом. Подставить ладони под воображаемую струю воды; ладонями «умываем» лицо; поморгать глазками; потрите ладонями щеки; пощёлкать зубами; широко улыбнуться. Водичка, водичка… Умой моё личико. Чтобы глазки смотрели, Чтобы щечки краснели. И кусался зубок. Чтоб смеялся роток. |
Улучшение координации движений | ||
«Кулак-кольцо» | - формировать координацию движений | Пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются. |
«Кулак-ребро-ладонь» | - формировать координацию движений | Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе, распрямленная ладонь на столе. Выполняется сначала правой рукой, затем - левой, потом – двумя руками вместе. |
«Пальчики здороваются» | - формировать координацию движений | Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем (правой руки, левой, двух одновременно). |
«Кулак-ладонь» | - формировать координацию движений | Руки вытянуты вперед на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак и сгибается в локте одновременно, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется. |
«Сжимание и разжимание пальчиков» | - формировать координацию движений | Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны) |
«Кулачки-ладошка" | - формировать координацию движений | Есть у любого два кулачка, (Пальцы сжать в кулаки, показать) Хлопнул одним по другому слегка. (Слегка ударить одним кулаком по другому) Ну, а ладошки не отстают, (Разжать пальцы) Следом за ним весело бьют. (Хлопки ладонями) Кулачки быстрее бьют, (Быстро ударить одним кулаком по другому) До чего стараются, А ладошки тут, как тут, (Быстрые хлопки ладонями) Так и рассыпаются. |
«Юла» | - формировать координацию движений | Я юлу кручу, верчу, И тебя я научу. (Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой.) |
«Части тела» | - формировать координацию движений | У меня есть голова, (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.) Грудь, живот, а там - спина, Ножки - чтобы поскакать, Ручки - чтобы поиграть. |
«Это я» | - формировать координацию движений | Это глазки. Вот, вот. Это ушки. Вот, вот. Это нос, это рот. Там спинка. Тут живот. Это ручки. Хлоп-хлоп. Это ножки. Топ- топ. Ох устали вытрем лоб! (Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.) |
«Стирка» | - формировать координацию движений | Свитерок и брюки — Устали мои руки. (Встряхивание кистей рук) |
«Снегири» | - формировать координацию движений | Вот на ветках, посмотри, (Четыре хлопка руками.) В красных майках снегири. Распушили пёрышки. (Изображают «крылышки») Греются на солнышке. Головой вертят, (Повороты головой.) Улетать хотят. Кыш! Кыш! Улетели! (Вращательные движения кистями рук.) За метелью, за метелью! |
«Жаворонок» | - формировать координацию движений | Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка. Птичка, птичка, прилетай! Весну - красну зазывай! Птичка крылышками машет, Веселит детишек наших! |
«Белочка» | - формировать координацию движений | (Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.) Прыгает по веточкам Невеличка белочка. Мелькает хвостик средь ветвей. Кто угонится за ней? |
«Птичка и насекомые» | -формировать координацию движений. | Поочередное соединение всех пальцев с большим, образуя колечки: 1-2 ищет 1-3 птичка 1-4 и 1-5 в траве, 1-5 и 1-6 на ветках, 1-3 и 1-2 в листве, Смена рук 1-2 и 1-3 среди 1-4 больших 1-5 лугов 1-5 мух, 1-4 червей 1-3 слепней, 1-2 жуков. |
«Хоровод среди цветов» | -формировать координацию движений. | Хоровод среди цветов, Вокруг розовых кустов. Среди трав и цветов Водим, водим хоровод. У ребенка в ладошках грецкий орех, круговыми движениями кистей ребенок выполняет движения за взрослыми и повторяет слова текста. |
«Ладушки-ладушки» | -развивать ощущение собственных движений. | Хлопаем в ладоши, сопровождая действия стихотворным текстом. Ладушки – ладушки! Пекла бабка оладушки. Маслом поливала, Детушкам давала. Хороши оладушки У нашей милой бабушки! |
«Этот пальчик хочет спать» | -формировать координацию движений. | Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик чуть вздремнул, Этот пальчик уж уснул, Этот пальчик крепко спит Тише дети не шумите, Пальчики не разбудите. Дети загибают пальчики, начиная с мизинца. |
«Ягоды» | -формировать координацию движений. | С ветки ягодки снимаю, (пальцы расслаблены, свисают вниз, пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку) И в лукошко собираю. (обе ладошки сложить перед собой чашечкой) Будет полное лукошко, (одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой) Я попробую немножко. (одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот) Я поем ещё чуть-чуть, Лёгким будет к дому путь! (имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше). |
«С добрым утром!» | -формировать координацию движений. | С добрым утром, глазки. Вы проснулись? С добрым утром, ушки. Вы проснулись? С добрым утром, ручки. Вы проснулись? С добрым утром, ножки. Вы проснулись? С добрым утром, солнце. Мы проснулись! Дети поглаживают глазки, смотрят в бинокль. Прикладывают ладони к ушкам. Поглаживают, кисти рук, хлопают в ладоши. Поглаживают ножки, притопывают. Руки протягивают к солнцу и улыбаются. |
Подготовка руки к письму | ||
«Грибы» | - активизировать движения пальцев рук | Дети в лес грибной пошли (Дети «идут» указательным и средним пальцами обеих рук по столу) И грибочки там нашли. Часть из них потом сварили, Засолили, засушили, Заморозили немножко И поджарили с картошкой. (Загибают или разгибают пальцы на руке, рассказывая, что они сделали с грибами) |
«Игрушки» | - активизировать движения пальцев рук | Мой веселый круглый мяч, (Одной рукой бьем по воображаемому мячу.) Щеки круглые не прячь! (Смена рук.) Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноименные пальцы, показываем мяч.) В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.) |
«Осень» | - активизировать движения пальцев рук | Вышла осень погулять, (Идем указательным и средним пальцами одной руки.) Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем листья и «кладем» в другую.) |
«Деревья» | - активизировать движения пальцев рук | Здравствуй, лес, Дремучий лес, Полон сказок и чудес! (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.) |
«Новые кроссовки» | - активизировать движения пальцев рук | (Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев.) Как у нашей кошки На ногах сапожки. Как у нашей свинки На ногах ботинки. А у пса на лапках Голубые тапки. А козлёнок маленький Обувает валенки. А сыночек Вовка – Новые кроссовки. Вот так, вот так, Новые кроссовки. («Шагать» указательным и средним пальчиками по столу.) |
«Колокольчики» | - активизировать движения пальцев рук | В прятки пальчики играют (Сжимать и разжимать пальцы рук.) И головки убирают, (Открывать и закрывать глаза.) Словно синие цветки, Распускают лепестки (Сводить и разводить пальцы «веером».) Наверху качаются, (Качание и наклоны кистей вправо-влево.) Низко наклоняются. Колокольчик голубой (Круговые движения кистями.) Поклонился, повернулся К нам с тобой. Колокольчики-цветы (Повороты кистями вправо-влево,) Очень вежливы, а ты? (Ладони сверху опустить на стол.) |
«Ножки» | -активизировать движение пальцев. | Ребенок сидит за столом, показывая, как «бегут» пальчики по столу, произносит: Наши пальчики, как ноги, побежали по дороге. Очень быстро мы бежали, Но споткнулись (ребенок стучит кулак об кулак) И упали (ребенок кладет ладони на стол). |
«Апельсин» | -активизировать движение пальцев. | Мы делили апельсин Апельсин всего один. Это долька для кота, Это долька для ежа, Это долька для улитки, Это долька для чижа, Ну а волку – кожура. (Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы). |
«Зимняя прогулка» | -активизировать движение пальцев. | Очень холодно зимой, Но мы пойдем гулять с тобой. Я надену шубку, Я надену шарфик, И еще платок, А потом красивые, Теплые пушистые, Крошки – рукавички На ручки натяну. (Загибают поочередно левой руки, начиная с мизинца.) |
«Мальчик-пальчик» | -активизировать движение пальцев. | (Дети по очереди поглаживают пальцы, сперва на одной, а потом на другой руке. Поглаживают большой палец, моют ручки, поглаживают указательный палец, средний палец, безымянный палец, мизинец). Пальчик – мальчик, где ты был? Я на речке братьев мыл. С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. |
«Этот пальчик бабушка…» | -активизировать движение пальцев. | (Загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке сопровождая движения словами). Этот пальчик – бабушка Этот пальчик – дедушка Этот пальчик – папочка Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! |
«Пианист» | -активизировать движение пальцев. | (Пальцы опускаются на стол по порядку – от мизинца к большому, ребенок вместе со взрослыми произносит:) 1-до, 2-ре, 3-ми, 4-фа, 5-соль Смена рук 1-до, 2-ре, 3-ми, 4-фа, 5-соль. |