Статья использование "ТРИЗ-технологий в процессе развития речи дошкольников ".
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Михайлова Элина Николаевна

В статье описаны особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста и практика использования ТРИЗ-технологии для развития речи в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ -ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Михайлова Элина Николаевна - воспитатель                                                     МБДОУ г Иркутска д/с № 150

e-mail: elinamihajlova528@gmail.com

Бушуева Ольга Владимировна- воспитатель

МБДОУ г Иркутска д/с № 150

e-mail: busheva1980@mail.ru

Аннотация: В статье описаны особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста, и практика использовании ТРИЗ – технологий для развития речи в ДОУ.

Ключевые слова: ТРИЗ -технологии, дошкольный возраст, речевое развитие, речь, интеллект.

Актуальность использования технологии ТРИЗ несомненна. Элементы ТРИЗ технологии содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста. Именно методы ТРИЗ позволили создать методики по развитию речи дошкольников, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития. Речь – это инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его  интеллекта. На первый план выдвигается развитие языковой выразительности,  речевого творчества. Возрастает роль книги как источника новых знаний. Для ознакомления детей с произведениями художественной литературы целесообразно использовать метафоры, сравнения, олицетворения, позволяющие обогатить словарный запас дошкольников. В рамках данного направления словарной работы, лексика обогащается также за счет эпитетов, синонимов, антонимов. Детям интересно придумывать загадки, опираясь на различные таблицы, схемы, опорные слова или картинки. Возрастает роль книги как источника новых знаний. Эффективно использовать приемы ТРИЗ-РТВ в развитии творческого рассказывания детей (например, пиктограммы, морфологические круги, таблицы и т.п.), различные методы ТРИЗ (например, «Метод снежного кома») и т.п.

Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе - в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром. Темпы развития речи зависят от совершенства речевых навыков (особенно фонетических и грамматических). По данным А.Гвоздева, к пяти годам дети овладевают сложной системой грамматики, включая синтаксические и морфологические закономерности, и на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которые являются исключениями из правил. Достаточно высок уровень развития лексики. В речи детей появляются синонимы, антонимы, образные сравнения и противопоставления. Дошкольники без ошибок употребляют существительные с разными суффиксами (тигрица – тигренок – тигрёночек). В их рассказах встречаются удивительно точные оценки объектов и явлений (при толстился, вертуний, сосулькой). Дети начинают использовать прилагательные в разных степенях сравнения (тяжелый - очень тяжелый - полегче - самый легкий),а также обозначения оттенков цветов (голубой, голубоватый, синий, и др.)Заметно возрастает число глаголов, причем дети старшего дошкольного возраста  употребляют синонимы с разной эмоциональной окраской (идет - шагает – вышагивает –плетется - бредет).В высказываниях детей появляется множество слов, относящихся к разным частям речи и обозначающих деятельность людей, их взаимоотношения, поступки, переживания. По всей видимости это связано с тем, что возраст с пяти до семи лет является возрастом оформления социально-стандартизированной речи (П. Блонский и др.Исследователи детской речи считают, что после пяти лет речевые умения совершенствуются незначительно, а некоторые становятся даже хуже. Так, увеличивается количество кратких просьб и распоряжений (Принеси! Поставь сюда!) и сокращается число реплик доброжелательных, аргументированных, содержащих объяснения. Не мешай мне, пожалуйста, - не видишь, я же машину ставлю в гараж. По данным Г. Ляминой, количество случаев объяснительной речи уменьшается вдвое. Теперь дети реже сопровождают речью свои действия. И если детям  6-7 лет предлагается задача, при решении которой они испытывают затруднения, то у  них возникает внешняя речь, хотя прямо и не обращенная к собеседнику (опыты Л.Выготского, описанные А.Лаурией). Психологи объясняют это тем, что у детей старшего дошкольного возраста формируется новая функция речи - интеллектуальная, т.е. планирующая, регулирующая практические действия (речь «для себя», речевое овладение собственным поведением). Интеллектуальная функция речи имеет коммуникативное назначение, т.к. планирование своего поведения, решение мыслительных задач - это составляющие деятельности общения. В старшей группе речь взрослых по-прежнему остается основным источником речевого развития дошкольников. Обучая детей звукопроизношению, необходимо четко и правильно артикулировать звуки речи и их сочетания; упражнять в модулировании голосом (сила голоса, высота тона, темп речи, тембр) при выражении различных чувств: радости, досады, одобрения, ласки, недоумения и т.п. Формирование лексических и грамматических навыков обусловлено тем, насколько серьезно педагог выслушивает ответы и рассуждения каждого ребенка, помогает высказывать свои мысли, своевременно подсказывая более точные и уместные слова. Различные стили речи определяются синонимией языка: лексической, фонологической, (разнообразие интонаций при произнесении одной и той же фразы). И чем больше слов-синонимов будет у детей на слуху и в обращении, тем   выразительнее и богаче будет их речь. Дошкольный возраст уникален, важно не упустить период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Как показала практика, необходимо применение новых форм, методов, технологий, а не ограничиваться традиционными формами работы. Современному педагогу знания о педагогических инновациях необходимы для достижения результативности и эффективности в организации жизнедеятельности дошкольника. [3]

Одной из эффективных форм педагогических технологий для развития речи и творчества детей, является технология ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.  ТРИЗ–уникальный инструмент для поиска оригинальных идей развития творческой личности. Также ТРИЗ для детей это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность. Процесс обучения детей методам и приемам ТРИЗ мы проводим интегрировано с занятиями воспитательно-образовательной программы нашего ДОУ, и это служит инструментом получения детьми новых знаний в познавательной и творческой деятельности. [2]

Мы очень подробно изучили задачи методики ТРИЗ - это развитие творческого восприятия и мышления, развитие связной речи и умения выражать свои мысли, формирование словарного запаса, коррекция произношения, развитие качеств творческой личности, а также привитие навыков социализации, взаимодействия и командной работы. Мы  пришли к выводу: эта модель  ведения педагогической практики позволяют в полной мере реализовать задачи, предусмотренные программами дошкольного образования и требования ФГОС, а также создать условия для развития инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению. Стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах групповой и индивидуальной деятельности. Приемы по технике ТРИЗ были использованы нами в образовательном процессе в свободной и совместной деятельности с детьми и при разборе прочитанных сказок с детьми. Чтобы обучить творческому рассказыванию ребят мы используем разные приемы ТРИЗ. Эта технология очень интересна и увлекательна - стоит только поближе с ней познакомиться. Используя разные приемы техники ТРИЗ в работе со сказкой, можно научить детей оригинально,  и  по-своему не только воспринимать ее содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Мы используем различные варианты работы со сказкой. Приёмы ТРИЗ можно применять и в обучении творческому рассказыванию, используя различные варианты работы со сказкой такие как:

Сказки наизнанку-игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Вместе с детьми вспоминаем хорошо знакомую сказку и предлагаем детям поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: «Иван Царевич злой, а  Баба-Яга добрая», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».

Коллаж из сказок-предлагаем детям придумать новую сказку на основе уже известных им сказок (творческая совместная работа детей и воспитателя).

Знакомые герои в новых обстоятельствах-этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства. Спасательные ситуации в сказках. Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из трудных ситуаций. дети предлагают свои варианты: (Снегурочка не стала перепрыгивать через костер и поэтому не растаяла и не превратилась в облачко) и т.п.

Метод: «Мозговой штурм» - постановка изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Например, мы спрашиваем у детей: как остаться сухим, гуляя под дождем? Дети отвечают: можно надеть плащ, укрыться под большим зонтом, взять большую коробку, поднять ее над головой, надеть шляпу с широкими полями и т. п.

Игра: «Поиск аналогов»-даем детям задание: необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч -  яблоко -форма, заяц скачет - действие, шина из резины - признак и т.д.

Игра: «Противоположности» - необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: (снег - огонь- холодный –горячий), (уголь -мел белый – черный), (камень-пух - тяжелый –легкий), и т.п.

Игра: «Хорошо-плохо» - берется объект, не вызывающий у игроков положительных или отрицательных ассоциаций, и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон. Например: положительные ассоциации: кофта –теплая, пушистая, мягкая красивая…отрицательные - колется, можно зацепиться, рвется…и т.п.

Игра: «Да–Нет» -игроки разгадывают «тайну», заданную ведущим    Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: «да», «нет», «и да, и нет»,   «об этом нет информации». И т.д., пока слово не будет угадано.

Игра: «Подбери  слова» - лес -  деревья, дикие  животные,   птицы, ягоды, грибы, охотник, кусты, тропинка и т.п.

Река -  вода, течение. лодка, берег, рыба, рыбак, стрекоза, тина и т. п.

Город - люди, улицы, дома, машины, троллейбус, автобус, велосипед   и т.п.

 Практика показала, что методы и приемы ТРИЗ работают в таких направлениях как речь, воображение, мышление, эмоционально-волевая сфера. Применение в нашей педагогической работе технологии ТРИЗ позволяет нам достичь запланированного результата. Можно сделать вывод что занятия с применением ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребенка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Все это дает дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием ТРИЗ технологий помогает детям увидеть «неожиданное» рядом. И в заключении нам хочется сказать, что ТРИЗ технология формирует у ребят определенный способ мышления и обеспечивает развитие речи, творческого воображения, формирует мыслительные процессы, что необходимо для дальнейшего успешного обучения детей в школе. [1]

Литература:

  1. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: Пособие для педагогов

дошкольных учреждений. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008г.

  1. Корзун А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Мн.: Университетское, 2000г.
  2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа: Учебно-методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016  

 

                         

                               

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Взаимосвязь фонематического слуха и артикуляции в процессе развития речи дошкольника»

Исследования  ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.)  подтверждают, что элементарное ос...

Статья "Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольников"

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений....

Малые фольклорные формы в процессе развития речи дошкольников

Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства - определяющий э...

Использование ТРИЗ -технологий в процессе развития речи дошкольников

ТРИЗ -педагогика как одна из инновационных технологий при развитии речи дошкольников...

«Использование ТРИЗ – технологий в процессе развития речи дошкольников»

laquo;Использование ТРИЗ – технологий в процессе развития речи дошкольников»...

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи дошкольников

Статья содержит описание опыта работы педагога по развитию речи дошкольников....

Современные игровые технологии в процессе развития речи дошкольников.

Современные игровые технологии в процессе развития речи дошкольников....