Практикум "Правильная речь педагога-залог грамотной речи дошкольника"
методическая разработка по развитию речи

Баранова Екатерина Евгеньевна

Речь педагога-образец для подражания , главное средство обучения, воздействие на мировоззрение ребенка.Педагог должен иметь грамотную, логичную, интонационно-выразительную речь. В данном материале содержатся теоретические и практические задания для педагогов по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_dlya_vospitateley_govorim_pravilno.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Правильная речь педагога- залог грамотной речи воспитанников».

 Цель: Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры.

Задачи:  Познакомить с рядом специальных упражнений, способствующих сохранению и совершенствованию речевого и голосового аппарата. Помочь совершенствовать владение нормами литературного языка. Убедить в необходимости регулировать свое речевое поведение в общении с дошкольниками и другими людьми.  

Умение говорить красиво и правильно – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть, так как речь является орудием труда воспитателя.

-Как вы думаете что относится к компонентам профессиональной речи педагога?

Голос- должен обладать благозвучностью, гибкостью, полетностью, выносливостью.

 Дикция четкое и ясное произнесение звуков речи. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего. Проблемы с дикцией, как правило, бывают из-за неправильного произношения некоторых звуков (шипение, подсвистывание, проглатывание, произношение одного звука вместо другого). Для более четкого произнесения звуков существует множество различных упражнений из дикционной гимнастики. Например, гимнастика для губ (выполняем перед зеркалом)

Положение 1 - Вытяните губы «для поцелуя» (до крайнего положения). Положение 2 – Растяните губы в улыбке (до крайнего положения, максимально). Упражнение с увеличением темпа

Гимнастика для языка – артикуляционные упражнения «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье».

Правильное дыхание – это основа красивой речи.  От правильного дыхания зависит чистота, правильность и красота голоса.  

Важным компонентом речи является орфоэпия правильное литературное произношение всех слов родного языка.

Выразительность интонация, жесты, мимика, важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе).

 Требования к речи воспитателя ДОУ. Запомнить компоненты речи помогут радуги цвета, ведь радуга, как речь, замечу, игрива, звучна и проста.

Логичность, правильность и точность линий, богатство красок, чистота, как выразительны, красивы, уместны все ее цвета. (Педагоги выкладывают радугу из полосок картона с надписями компонентов речи)

Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Уместность- употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться речевым этикетом, ориентироваться на ситуацию общения и др.).

Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Правильность - соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики - одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

 1 задание – практикум «Выбери правильный ответ»

«французская шампунь» или «французский шампунь»;

«красивая тюль» или «красивый тюль»;

«большой мозоль» или «большая мозоль»;

2. задание Замените выражение разговорной речи на литературную.

 «Исправь ошибки»        

«Дети в садик бежат. (Бегут )Ты за ними бежи.(беги)

Подежурь заместо (вместо) меня. Давай вместе играться. (играть)

 Лопатку вот сюда нужно ложить, положь.  «Лопатку нужно положить на стол…»

 «Сели за столы» вместо  Сядьте за столы,

«Подошли ко мне» вместо Подойдите ко мне (здесь, выражая просьбу, следует употреблять глагол в повелительном наклонении, а не в прошедшем времени).

«Скоко повторять одно и то же» ( Сколько )

«Ничо не надо трогать»

«Щас будете заниматься»

«Ляжь на правый бок» Ложись на правый бок

 «Ложи сюда одежду»   Клади одежду  «ложить» вместо «класть»;

«Ложи на стол» вместо «клади на стол»;

«Поклади одежду в шкаф » вместо «Положи одежду в шкаф»    (в данном случае глагол с корнем «лож» всегда должен употребляться только с приставкой: «положи, наложи, сложи», но «клади»);

 3 задание. Переведи пословицу на русский язык.

 Пословицы для первой команды

1.        Сын леопарда - тоже леопард (Африка).
/яблоко от яблони недалеко падает/

2.        Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
/шила в мешке не утаишь/

3.        Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
/В тихом омуте черти водятся/

Пословицы для второй команды

1.        Молчаливый рот - золотой рот (Германия)
/Слова - серебро, а молчание - золото/

2.        Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
/Язык до Киева доведет/

3.        Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
/Обжегшись на молоке, дует на воду/

4 задание – практикум.  «Произнеси правильно»  расставить ударение «ТОрты», а не «тортЫ», «позвонИшь», а не «позвОнишь», «досУг», а не «дОсуг», «договОр», а не «дОговор», «КаталОг», а не «катАлог», «кАмбала», а не «камбалА», «кУхонный», а не «кухОнный», «взялА», а не «взЯла», «далА», а не «дАла», «бралА», а не «брАла» и т.д. шАрфы, бАнты

5 задание – практикум         

Упражнения на интонационную выразительность: — произнести фразы «Подойди ко мне», «Закрой дверь», «Сядь на место», «птицы прилетели». 

  • спокойно;радостно; тихо; с раздражением; со злостью.

6 задание – практикум. Собери скороговорку. (из частей)

1.Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

2. Ехал грека через реку, видит Грека- в реке рак, Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека цап.

Итог. Спасибо за практикум. Ваши вопросы, замечания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование компонентов профессиональной речи педагога - залог успешности работы по речевому развитию в ДОУ

В настоящее время к речи педагога дошкольного образовательного учреждения предъявляются высокие требования....

«Нестандартные методы формирования грамотной речи через развитие творческих способностей дошкольников».

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. При формировании грамматического строя речи ребенок д...

Деловая игра для педагогов ДОУ «Грамотная речь педагога – залог грамотной речи дошкольников»

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников. Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятел...

Статья "Грамотная речь педагога – залог правильной речи воспитанников"

    Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы используем речь как средство передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из...

Презентация "Грамотная речь педагога - залог грамотной речи дошкольников"

       Речь  педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников. Культура речи педагога – важнейшее качество ег...