Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования регионального компанента
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

В статье представлена парциальная программа по речевому развитию старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_rechevomu_razvitiyu.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПАНЕНТА

Романова Н.В., воспитатель,

Кузьмина Т.В., воспитатель

МБДОУ г.Иркутска детский сад№123

Велика роль родного языка в образовании и воспитании дошкольников. Очень важно научить детей правильно понимать услышанные ими слова, значение этих слов, выражать свои мысли в речи для того, чтобы их могли понять окружающие.

К.Д.Ушинский отмечал, что речь окружающих оказывает большое влияние на речь детей. И с этим нельзя не согласиться. В работе с детьми мы это легко можем заметить. Поэтому одним из условий  речевого развития детей является создание  благоприятной для них окружающей среды.

Согласно Федеральному  государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одним из направлений развития дошкольников является речевое развитие [3].

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [3].

 Очень важно показать детям  красоту родного края, научить видеть и ценить прекрасное, рассказывать о природе края, его традициях, быте, культуре народов, проживающих на территории края.

Ряд современных ученых (Л.А. Мишарина, И.А. Галкина, Е.В. Галеева, О.Ю. Зайцева, Н.И. Карпова, В.В. Канащенкава, Л.А. Кананчук, Н.Г. Смольникова, О.В. Удова) придают большое значение  региональному компоненту в основной общеобразовательной программе дошкольного образования [1]

Мы считаем, что использование регионального компанента способствует речевому развитию детей. Для этого нами была создана парциальная программа по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста  «Реченька».

В основе программы лежит комплексный подход, охватывающий разные стороны речи (фонематическую, лексическую, грамматическую и связную речь).

Целью нашей работы стало формирование устной речи и навыков речевого общения детей с окружающим миром на основе ознакомления с природой родного края.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

  1. Различать на слух звуки в словах, определять место звука в слове.
  2. Правильно произносить все звуки родного языка, говорить не торопясь и выразительно.
  3. Пополнять словарный запас, согласно тематической неделе.
  4. Употреблять в речи простые и сложные предложения; пользоваться прямой и косвенной речью.
  5. Поддерживать непринужденную беседу, задавать вопросы и отвечать на вопросы воспитателей и детей.
  6. Составлять (по образцу, плану или схеме) небольшие рассказы о предмете картины, по серии картин, из опыта, небольшие сказки по предложенной воспитателем теме, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове. Составлять предложения из 3-4 слов, делить слова на слоги.
  7. Знакомить с произведениями разных жанров сибирских поэтов и писателей о родном крае.
  8. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения
  9. Выразительно читать стихи наизусть
  10.  Пересказывать небольшие литературные тексты, проявляя инициативность, самостоятельность, последовательность, выразительность; драматизировать произведения.

Для реализации этих задач мы разработали и внедрили в педагогический процесс ДОУ систему работы с детьми и родителями. Она направлена на совместную деятельность взрослых и детей в процессе общения, игр, занятий, самостоятельной деятельности.

Основной формой речевого развития детей в старшем дошкольном возрасте являются тематические занятия, на которых мы используем различные методы и приемы. Прежде всего, это наглядные методы (использование  учебно-методических пособий и наглядно-демонстрационных материаламов), проблемно-поисковые (методы и приемы ТРИЗ, разгадывание ребусов), метод сравнения, моделирование, методы сказкотерапии («Придумай продолжение истории», «Сочини свою считалку (загадку, сказку)», «Герой в новых обстоятельствах»;  мнемотехника, игровые методы и приемы (игры драматизации, пантомимы, этюды, викторины), конкурсы чтецов, мультимедийные игры и презентации.

Одним из условий успешной реализации программы является наличие центров речевого развития, мира книг и краеведения. В группе создали фонотеку по сказкам разных писателей. Организовали просмотры диафильмов и видеофильмов, прослушивание детских песен из любимых ими мультфильмов по сказкам. Систематически пополняем книжный уголок новыми книгами. Прекрасные возможности для речевого развития старших дошкольников предоставляет художественная литература сибирских поэтов и писателей (М. Сергеева, В. Стародумова, М. Захарова, С. Волковой, В. Распутина, М. Трофимова и др.). В группе подобраны СD диски по творчеству иркутской поэтессы Л.А. Зиминой

Интересной формой работы стали занятия в библиотеке («Нескучные чтения»). Во время этих занятий дети узнают много нового, учатся быть внимательными  слушателями, вести диалоги, отвечать на вопросы викторин по литературным произведениям, проявлять интерес к чтению.

Формы взаимодействия с родителями это: родительские собрания, беседы, консультации: «Роль книги в жизни ребенка», анкетирование, интервью с родителями и детьми («Любимая книга моих родителей»), круглые столы, дни открытых дверей, подготовка  к театральным постановкам (изготовление костюмов), участие родителей в конкурсах (конкурс рисунков «Сказки великого сказочника», региональная акция «Я живу в Прибайкалье», участие в качестве членов жюри в конкурсе чтецов).

В процессе ознакомления с природой родного края, с традициями и бытом народов, населяющих его, с их культурой можно сформировать устную речь и навыки речевого общения детей с окружающим их миром.

Литература:

1.Мишарина Л.А., Горбунова В.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с растительным и животным миром Прибайкалья: учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. Пед. ун-та, 2007.

2.Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Иркутска детского сада комбинированного вида №123 2012015г.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ»

Основная проблема сегодняшнего дня – воспитание всесторонней развитой личности. Данный проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ&raq...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ

Практическая значимость: технология ТРИЗ совершенствует и развивает познавательно-речевые навыки, раскрывает творческий потенциал и личностные качества воспитанника. Инновационная направленность: испо...

Педагогический проект « Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ-РТВ»

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТАВ последнее время снижается уровень языковой культуры общества, что сказывается и на уровне речевого развития детей. Владение родным языком, развитие языковых способно...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструирования

Развитие речи ребенка является важным этапом в полноценном развитии личности человека в целом. Следует понимать, что речь является основой всякой умственной деятельности, именно это умение обеспечивае...

Консультация для родителей по теме "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструирования"

Консультация направлена на повышение информативности родителей о возможностях применения ЛЕГО-конструирования в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей детей с ОВЗ. "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO - конструирования.

Развитие речи ребёнка является важным этапом в полноценном развитии личности человека в целом. Следует понимать, что речь является основной всякой умственной деятельности, именно это умение обеспечива...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ-РТВ

Речь в жизни социума выполняет многочисленные функции, такие как коммуникация, передача жизненного опыта, регуляция действий и особенностей поведения. Чтобы выполнять эти функции, речь должна быть раз...