Мастер-класс для педагогов «Учим детей составлять загадки»
материал по развитию речи

Борисова Татьяна Ивановна

сформировать у участников мастер-класса представления о  способах составления загадок;

• содействовать практическому освоению этих способов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Учим детей составлять загадки»

Сегодня, мне хотелось бы  не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические  приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.

- Но прежде чем озвучить тему сегодняшнего мастер класса, я хотела бы вас спросить:  о ком можно так сказать?

Воспитывает, но не родитель

Обучает, но не учитель

Учится, но не ученик

Играет, но не ребенок.   (ВОСПИТАТЕЛЬ)

- Как вы считаете, к  какому жанру  литературы  можно отнести данный текст?  ЗАГАДКА

 Всех  приглашаю на  мастер – класс «Учим детей составлять загадки». Да-да, именно составлять, а не только отгадывать.

Общая характеристика загадки

- В своей работе с детьми  все воспитатели, часто используют такие малые формы фольклора, как потешки, пестушки, сказки, считалки, скороговорки, пословицы,   в том числе и загадки.

- Давайте немного вспомним, что такое загадка?

- Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

Учитывая то, что  загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать с помощью всем известных методов ТРИЗ, с которым я сегодня хочу вас познакомить.

- Так как же играть в загадки? Попытаемся сейчас  составить загадки по опорным таблицам.

 -У вас на руках памятки   с опорными таблицами составления загадок, которая используется с детьми.

Первый способ.

1. Составление  опорной таблицы вида:

«Какая? (какой?, какое?)»

«Что такое же? »

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка   или схематический рисунок). Например:

Цыплёнок

3. Заполнение левой части таблицы: «Какое?»

«Какой»

«Что такое же? »

Жёлтый

Пушистый

Лёгкий

4. Заполнение правой части таблицы:  «Что такое же яркое (круглое, жаркое), но не солнце?»

«Какой»

«Что такое же? »

Жёлтый

Пушистый

Лёгкий

Солнышко

Мех

Пух

5. Вставка «слов – связки» -  НО НЕ. Составление загадки о солнце

Загадка:  Что это?

                 Желтый, но не солнышко

                  Пушистый ,но не мех

                  Лёгкий ,но не пух

Второй способ.

1. Составление  опорной таблицы вида:

«Что делает?»

«Кто делает то же действие?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка   или схематический рисунок). Например:

КОМАР

3. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?»

«Что делает?»

«Кто делает то же действие?»

Скачет

Катится

Летит

4. Заполнение правой части таблицы:  «Кто делает  то же действие?»

«Что делает?»

«Кто делает то же действие?»

Скачет

Катится

летит

Кенгуру

Колесо

птица

5. Вставка «слов – связки» - А НЕ или НО НЕ. Составление загадки о комаре.

Загадка:   Что такое?

                   Скачет, но не кенгуру

                   Катится, но не колесо

                   Летит ,но не птица

Третий способ

1. Составление  опорной таблицы вида:

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка   или схематический рисунок)

Например:

РАСЧЁСКА

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

3. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа? (на забор, на пилу, на траву)

РАСЧЁСКА

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

Забор

Пила

трава

4. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?»

РАСЧЁСКА

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

Забор

Пила

трава

Нельзя лазить

Не пилит

Не растёт

5. Вставка «слов – связки» - КАК, НО. Составление загадки о расчёске

Загадка: Что это?

                 Как забор, но нельзя лазить.

                 Как пила, но не пилит,

                 Как трава, но не растёт.

Работа по подгруппам.

Сейчас я предлагаю вам стать воспитанниками и попробовать самостоятельно по подгруппам  с помощью этой методики  составить загадки по опорным таблицам.

Слова: яблоко, кошка, автомобиль.

Итак, коллеги, давайте посмотрим, что у вас получилось. Предлагаю вам загадать составленные загадки друг другу.

- Скажите, какие речевые задачи вы решали при составлении загадок? (ответы воспитателей).

- Как можно играть в загадки? Можно использовать различные формы.

Таким образом, загадка- настоящее высокое творчество, доступное детям дошкольного возраста

Думаю, мне удалось вас убедить в том, что загадки – это эффективный прием развития связной монологической речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице».

Мастер – класс  «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице».Мнемотаблицы для составления описательных рассказов для детей старшего и подготовительного возраста.Це...

Мастер-класс "С мамой и папой вместе - составлять рассказ интересней"

Особенно сложным видом речевой деятельности для дошкольников является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что педагог успевает опросить только 4—6 детей, остальн...

Учите детей отгадывать загадки. Игра-загадка «Лес» (для детей старшего дошкольного возраста)

Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки речи-доказательства, развивать навыки речи-описания....

Мастер-класс для начинающих педагогов "«Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного ...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов дошкольного образования НА ТЕМУ: «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице»

Целевые ориентиры: - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание; - сохранение и воспроизведение информации; - развитие речи. Задачи: - развитие памяти; - логического...

Мастер класс для педагогов. "Учим детей играя".

Представить педагогам опыт работы по воспитанию нравственно-эстетических норм через игровую деятельность...