Интерактивный театр и его влияние на речевое развитиt
консультация по развитию речи (средняя группа)

Кострыгина Марина Николаевна

Интерактивный театр– это совместная арт-терапевтическая творческая работа педагогов и воспитанников, где взрослый (педагог) для ребёнка (воспитанника) в большей степени выступает в качестве друга, партнёра, чем некой высшей властью контролирующей все процессы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnyy_teatr_i_ego_vliyanie_na_rechevoe_razvi.docx131.85 КБ

Предварительный просмотр:

"Интерактивный театр и его влияние на речевое развитие"

istockphoto-539269683-612x612.jpg

Интерактивный театр– это совместная арт-терапевтическая творческая работа педагогов и воспитанников, где взрослый (педагог) для ребёнка (воспитанника) в большей степени выступает в качестве друга, партнёра, чем некой высшей властью контролирующей все процессы.

Опыт такой созидательной деятельности для многих наших детей нов и необычен. Он приобретается через преодоление многих препятствий, трудностей, стереотипов, вызванных как особенностями психо-эмоционального развития ребёнка, так и сложившимися поведенческими стереотипами из его повседневной жизни. Педагогическая задача – дать ребёнку возможность почувствовать в себе силы для преодоления трудностей, мгновенно ориентироваться в не стандартных обстоятельствах, а иногда и принимать спонтанные решения, чтобы он мог почувствовать себя активным участником и строителем своего собственного микромира. Роли для детей могут выбираться из индивидуальных потребностей ребёнка и его собственного желания, зачастую самим им выбранным персонажем. В связи с этим важно найти такую форму самовыражения для ребёнка, которая удовлетворяла бы его потребность во внимании и имела бы социально значимую и одобряемую окраску.

Необходимо распределять роли так, чтобы ребёнок имел возможность поиграть в паре со взрослым. Этот взрослый взаимодействует с ребёнком, как с партнёром, сотоварищем.

Подобная совместная деятельность:

  • во-первых, даёт ему чувство уверенности (он может опереться на взрослого в сложных ситуациях, когда он забыл текст, растерялся);
  • во-вторых, взрослый выступает для ребёнка в роли, как образец, пример каких-либо взаимоотношений и ситуаций;

Публичность выступления, аплодисменты, костюмы, музыка, декорации и подарки в конце спектаклей позволяют ребёнку испытать чувство радости, успеха, достижения цели, возрастает уверенность в себе, своих силах, возможностях. То есть, ребёнок имеет возможность получить от окружающих социально значимое подкрепление своей созидательной деятельности, а значит, формировать позитивную самооценку.

Интерактивные спектакли-игры это интеграция различных психотерапевтических, общеобразовательных и театральных техник использующихся педагогами как в работе по социальной реабилитации с воспитанниками различных детских учреждений. В разработке таких спектаклей используются принципы игровой терапии, сказкотерапии, базовые занятия программ школьного и дошкольного обучения, театральная деятельность.

2. Основные направления работы в интерактивных театрах:

Существует довольно известное высказывание Зигмунда Фрейда, в котором любовь и работа признаются залогом психологического благополучия человека. В последние годы все большее количество специалистов в области психического здоровья указывает на еще одну составляющую человеческого счастья – игру. 

 

Интерактивность — понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами.

Общие задачи интерактивных игр:
- помочь ощутить единение с другими, свою целостность с окружающими;
- вселить в детей надежду (надежда дает взрослым и детям внутреннюю силу, целеустремленность);
- показать детям, что значит – уважение (уважение к ребенку проявляется напрямую, непосредственно в связи с его поведением. Ребенок чувствует, что его уважают, когда его опрашивают и внимательно выслушивают его рассуждения);
- учить ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность (научить различать эмоции и мышление, фантазию и истину; привить социальные ценности, свободно фантазировать);
- принимать решения самостоятельно и в группе (выработать навык обсуждения и анализа разных вариантов решения);
- учить детей сочувствию (можем достичь этого – пробудив интерес к тому, что чувствуют и как мыслят другие люди. Учить ставить себя на их место, понимать и чувствовать их внутренний мир; уважать чувства других людей);
- помочь расцвету личности ребенка (нельзя допускать, что бы ребенок ориентировался только на наши требования. Мы должны ему помочь принять его собственные желания и цели);
- развивать открытость и мужество выражать свое отношение к другим (побуждать детей давать обратную связь воспитателям и своим сверстникам. Это обеспечивает открытое, искреннее живое общение);
- помочь справляться детям со своими страхами и стрессом (предоставить возможность говорить о неприятных вещах, внимательно выслушивать);
- показать, что можно избегать насилия (т.е. помочь выразить свои чувства без агрессии и конфликтов, научить контролировать свой гнев, проявлять накопившуюся агрессию в игровой форме);
- достичь баланса между стремлением к личной свободе и близкими отношениями (уменьшить элемент соревновательности);
- достичь внутренней гармонии и уравновешенности;
- развивать чувство юмора (уметь видеть в сложных ситуациях комическое, иногда позволить себе просто смеяться и «почудить»);
- развивать сильные стороны своего характера (чем раньше мы начнем развивать навыки сопереживания другим, брать на себя ответственность за свои поступки, тем лучше дети проявят себя в сложных, неоднозначных ситуациях).

Игра – это деятельность, которая доставляет нам удовольствие и радость, поднимает настроение и делает восприятие жизни более ярким. Игра расширяет наши навыки самовыражения и знание о себе, способствует чувству самоактуализации и самоэффективности. Игра снижает стресс и чувство скуки, объединяет нас с другими людьми, стимулирует творческое мышление и исследовательскую деятельность, регулирует наши эмоции и поднимает самооценку. 
Вдобавок, игра позволяет нам потренироваться в использовании навыков и ролей, необходимых для выживания в этом мире. Игра также является необходимым условием для обучения и развития. 

 

Игровая терапия строится на том естественном способе познания себя и других, который есть у детей. Посредством игровой терапии дети учатся выражать свои чувства, изменять поведение, искать решения проблем, и овладевают множеством способов позитивного взаимодействия с другими людьми. 
Игра создает безопасную психологическую дистанцию по отношению к той или иной детской проблеме и позволяет выразить мысли и чувства соответствующим возрасту способом. Игровые терапевты используют терапевтическую силу игры для профилактики и разрешения психологических затруднений клиента и обеспечения его оптимального роста и развития». Психологи используют игровую терапию с целью помощи детям в выражении того, что их беспокоит, поскольку им трудно выразить это словесно. 
 
Когда у детей обнаруживается нарушение в эмоциональной сфере или недостаток социальных навыков, терапевты посредством игры могут помочь детям научиться более адаптивному поведению. Отношения взаимной симпатии, которые возникают между терапевтом и ребенком во время игрового занятия, являются условием приобретения опыта, необходимого для позитивных изменений. Игровая терапия в некоторых случаях используется и для познавательного развития детей, хотя в данном случае ее корректнее относить к развивающему обучению и коррекции в игровой форме, чем к психотерапии. 
  
Несмотря на то, что все могут получить пользу от игровой терапии, она в большей степени подходит детям от 3 до 12 лет. 
Игровые техники также используются при работе с подростками и взрослыми. А в последние годы игротерапевтическое вмешательство также стало применяться в работе с детьми младенческого и раннего возраста. 
  
Игровая терапия реализуется в качестве основного метода в центрах медико-социально-психологической помощи, детских садах и школах, психологических и развивающих центрах, больницах. Игровая терапия может использоваться как ведущий или сопутствующий метод психологической работы при различных психологических состояниях и расстройствах. Например, агрессия, депрессия, возрастные кризисы, расстройства поведения. Исследование подтверждает эффективность игровой терапии детей, переживающих широкий спектр социальных, эмоциональных, поведенческих и учебных затруднений, в том числе проблем, связанных с жизненными стрессами (развод родителей, смерть близких, переезд, госпитализация, хроническая болезнь, сексуальное или физическое насилие, природные катастрофы). 
Интерактивные спектакли-игры помогают детям приобрести новые навыки общения и в связи с этим уверенность в своих способностях. 
  

Сказкотерапия- пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь ребёнку. Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

ТЕАТР (от греч. theatron – места для зрелища, зрелище), основной род зрелищного искусства. Родовое понятие театра подразделяется на виды театрального искусства: драматический театр, оперный, балетный, театр пантомимы и т.д.

Театральное искусство обладает специфическими особенностями, делающими его произведения уникальными, не имеющими аналогов в других родах и видах искусства.

Прежде всего, это синтетическая природа театра. Его произведения с легкостью включают в себя практически все иные искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство (живопись, скульптуру, графику и т.д.), вокал, хореографию и др.; а также используют многочисленные достижения самых разнообразных наук и областей техники. Так, например, научные разработки психологии легли в основу актерского и режиссерского творчества, так же, как и исследования в области семиотики, истории, социологии, физиологии и медицины (в частности, в обучении сценической речи и сценическому движению). Развитие разных отраслей техники дают возможность усовершенствованию и переходу на новый уровень машинерии сцены; звуковому и шумовому хозяйству театра; световой аппаратуры; возникновению новых сценических эффектов (например, дым на сцене и пр.).

Отсюда следующая видовая особенность театрального искусства: коллективность творческого процесса. Однако здесь дело обстоит не так просто. Речь идет не только о совместном творчестве многочисленного коллектива театра (от актерского состава спектакля до представителей технических цехов, чья слаженная работа во многом определяет «чистоту» спектакля). В любом произведении театрального искусства есть еще один полноправный и важнейший соавтор – зритель, чье восприятие корректирует и трансформирует спектакль, по-разному расставляя акценты и порой кардинально меняя общий смысл и идею представления. Театральный спектакль без зрителя невозможен – уже само название театра связано со зрительскими местами. Зрительское восприятие спектакля – серьезная творческая работа, вне зависимости от того, осознается это публикой или нет.

Как правило, дети еще плохо владеют некоторыми психическими процессами. Они отвлекаются на предложенных им занятиях, некоторые воспитанники отличаются излишней тревожностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Исходя из этого, мы решили связать воспитательскую работу с привлечением театральных средств.

Игра в подобных спектаклях способствует развитию творческих и речевых способностей детей. Театрализация воспитательского реабилитационного процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театрализованные занятия впоследствии переходят в процесс рождения спектакля.

Поэтому мы обратились к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах. в спектаклях-играх можно использовать следующие виды театральной деятельности:

 - музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;

 - художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);

 - театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры, спектакли).

 

Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно проявлять свою личность.

Педагог ведущий спектакль – это «актер», ведь он сам становится участником пьесы, беря на себя по необходимости ту или иную роль. Он вместе со своим подопечным активно участвует в создании «игровой реальности".

Какие задачи могут быть решены с помощью таких спектаклей?

Это практически все проблемы, связанные с речью, негативными поведенческими шаблонами, травмирующими семейными и социальными ситуациями, и т.п. Это могут быть также и более глубокие проблемы, связанные с самоопределением личности, ее интеграцией, стремлением к творческому самовыражению.

Ограничения:

Сложность заключается в том, что в идеале педагог проводящий такой спектакль должен быть мастером движения, речи, режиссуры и психотерапии.

Применимость техник, как видим, очень широка. Но применение их в практической работе требует широкого спектра умений от «ведущего» - специалиста: ему необходимо быть «смежником» очень широкого профиля - от режиссера до психотерапевта.

Что происходит с участниками в процессе работы?

При работе в игре-сказке у участников возникает состояние «потока», высокой концентрации и одновременно расслабленности. Появляется ощущение перехода на более высокий уровень энергетики, полета, свободы, счастья. Переживание этого состояния помогает раскрыть свой творческий потенциал.

В результате систематического участия в таких мероприятиях клиенты способны разрешить даже очень сложные психологические проблемы.

3. Рекомендации для создания интерактивного спектакля-игры:

Театрально-игровая деятельность, должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Одной из составляющих занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность, является сопряженная гимнастика, способствующая не только развитию мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений. Игры объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их полноценным спектаклем.

Особенностью таких спектаклей является то, что к артистам в любое время могут присоединиться зрители, а декорации и костюмы создаются из простых подручных материалов. Для начала необходимо разработать сценарий и подобрать игры, которые будут вплетены в сюжет так, чтобы они были просты в правилах, не требовали большой подготовки к ним, с минимальным использованием реквизита (мяч, лента, воображение). Подобные спектакли могут быть как заранее отрепетированным, так и сюрпризом для юных актёров.

Постановочные спектакли со включением зала разработаны с целью показать плюсы коллективного труда, а так же раздвинуть рамки привычного мышления ребёнка. 

Театры способствуют:

• Развитию культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

 • Снятию мышечного напряжения, формированию правильной осанки.

 • Развитию сценического мастерства и речевой деятельности: развитию мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствованию грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

 

Рекомендации для создания интерактивного театра:

  • Сказки или сценарий должен подходить возрасту участников процесса.
  • Если детский коллектив вам уже знаком, то без труда можно подобрать историю для постановки, либо любимую в данный момент детским коллективом, либо с тематикой соответствующей индивидуальным проблемам воспитанников.
  • Материал для выполнения декораций и реквизита берётся элементарный, простой, удобный в дальнейшем для хранения и дальнейшего использования (картон, поролон).
  • В связи с повышенной активностью юных актёров набор игр должен быть разнообразным:
  • подвижные и дидактические

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.

В средней группе происходит постепенный переход ребенка от игры “для себя” к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные (“параллельные”) роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого “типичного” образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена. В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм, его дифференциация, заключающаяся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством социализации дошкольника. Участие ребенка в театрализованной деятельности создает благоприятные условия для развития у него чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования игровых диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков и поведения, решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает преодолевать робость, неуверенность в себе и застенчивость.

        6436b35e5785be260af7cd9dbdfb7bf3_big.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"НОД С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Тема: «Здравствуй, Новый год»"

Цель: развитие связной речи детейЗадачи:- закрепление и расширение словаря по теме;- совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительным в ж., ср., м. роде...

Интерактивный театр-как средство всестороннего развития детей с ЗПР

Что такое интерактивный театр?Развитие детей с задержкой психического развития через привлечение к интерактивной деятельности....

Сценарий интерактивного театра "В том краю, где много снега..." (видео)

Знакомство с национальной культурой народов Севера и Сибири через организацию театрального представления с активным участием детей. Ссылка на видео: https://youtu.be/pZjw_kd8c_8...

"ТИЛИ - БОМ, ТИЛИ - БОМ, МЫ ПОСТРОИМ КОШКЕ ДОМ" досуг по ОБЖ с элементами интерактивного театра для детей средней группы

quot;ТИЛИ - БОМ, ТИЛИ - БОМ, МЫ ПОСТРОИМ КОШКЕ ДОМ" - досуг по ОБЖ с элементами интерактивного театра для детей средней группы....

Интерактивный театр на тему "Безопасность детей в сети интернет" "Фиксики и компьютоша"

К детям приходят фиксики, рассказывают про компьютер, как им пользовться и как опасно заходить на не проверенные сайты в интернете....

Интерактивный театр как средство формирования основ безопасного поведения у старших дошкольников.

По данным статистики нередко в огне пожаров, на дорогах, в быту, в природе гибнут и получают увечья маленькие дети. Поэтому основы безопасного поведения должны закладываться уже в дошкольном возрасте....