Методическая разработка на тему "Развитие воображения у дошкольников при помощи игры"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Топчий Екатерина Александровна
Давно известно, что воображение – это психический процесс, в результате которого создается что-то новое в виде представления, образа или идеи. Данная способность нашего сознания создавать некие образы, идеи и возможность манипулировать ими - играет главную роль в таких психических процессах как: моделирование, творчество, планирование, игра. В широком смысле, всякий процесс, производимый «в образах» - и есть наше воображение, которое тесно связано с нашим мышлением, ведь мысль и образ всегда выступают в одной связке. Наше воображение способствует предвкушению будущего и, можно сказать, что оно оживляет наше прошлое. Таким образом, воображение играет важнейшую роль в развитии ребенка. По мнению Е.Е.Кравцовой, воображение, как самостоятельная психическая функция ребенка, является основой его игровой деятельности. Развитие у дошкольников воображения, как одного из главных
ориентиров, предполагающих, в том числе, формирование предпосылок к учебной деятельности, хорошо раскрывается в ФГОС дошкольного образования. Если воображение у ребенка хорошо развито, то оно непременно реализуется в различных видах деятельности, но, прежде всего, в игре. К сожалению, в настоящее время, по статистике, игра перестала носить творческий характер, и воображение у детей очень плохо развито. Но мы, воспитатели, педагоги, благодаря и с помощью различных игр, можем способствовать формированию у детей основных психических процессов, в том числе и воображение. Поэтому именно теория Кравцовой мне показалась наиболее интересной для внедрения в практику и более глубокого изучения. Не могу не отметить тот факт, что вопросами развития воображения озадачивались многие психологи, ученые, педагоги, в их числе А.В.Запорожец, М.М. Кольцова, Е.Е. Кравцова. Таким образом, изучая разнообразную литературу по данной теме, можно условно выделить некоторые стадии развития воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 «Ласточка» д.Низино

Методическая разработка

 

на тему:

 

«Развитие воображения у дошкольников при помощи игры».

Выполнила воспитатель

Топчий Екатерина Александровна

 2022год

«Развитие воображения у дошкольников при помощи игры».

Давно известно, что воображение – это психический процесс, в результате которого создается что-то новое в виде представления, образа или идеи. Данная способность нашего сознания создавать некие образы, идеи и возможность манипулировать ими - играет главную роль в таких психических процессах как: моделирование, творчество, планирование, игра. В широком смысле, всякий процесс, производимый «в образах» - и есть наше  воображение, которое тесно связано с нашим мышлением, ведь мысль и образ всегда выступают в одной связке. Наше воображение способствует предвкушению будущего и, можно сказать, что оно оживляет наше прошлое.

Таким образом, воображение играет важнейшую роль в развитии ребенка. По мнению Е.Е.Кравцовой, воображение, как самостоятельная психическая функция ребенка, является основой его игровой деятельности. 

Развитие у дошкольников воображения, как одного из главных ориентиров, предполагающих, в том числе, формирование предпосылок к учебной деятельности, хорошо раскрывается в ФГОС дошкольного образования.

Если воображение у ребенка хорошо развито, то оно непременно реализуется в различных видах деятельности, но, прежде всего, в игре. К сожалению, в настоящее время, по статистике, игра перестала носить творческий характер, и воображение у детей очень плохо развито. Но мы, воспитатели, педагоги, благодаря и с помощью различных игр, можем способствовать формированию у детей основных психических процессов, в том числе и воображение. Поэтому именно теория Кравцовой мне показалась наиболее интересной для внедрения в практику и более глубокого изучения. Не могу не отметить тот факт, что вопросами развития воображения озадачивались многие психологи, ученые, педагоги, в их числе А.В.Запорожец, М.М. Кольцова, Е.Е. Кравцова. Таким образом, изучая разнообразную литературу по данной теме, можно условно выделить некоторые стадии развития воображения.

Обычно принято выделять 2 основных этапа формирования воображения:

1.Активное продуктивное творческое воображение – которое направлено на создание образов в соответствии с описанием, и создание совершенно новых образов без опоры на какой-либо образец.  Это если говорить о старшем дошкольном возрасте. Здесь основой выступает сюжетно-ролевая и режиссерская игра.

2.Воссоздающее воображение – это воссоздание действительности, именно такой, какая она есть. Ведь детям присуще создание образов, описываемых в стихах, рассказах, сказках. Это если говорить о младшем и среднем возрасте.

В возрасте 2,5 - 3 лет ребенок уже может преобразовывать те предметы, которые перед ним, то есть, в одном предмете он видит совсем другой.

В этом возрасте как раз происходит разделение воображения на две составляющих, "познавательное воображение" и "эмоциональное воображение", и это связано с двумя очень важными тенденциями этого возраста. С одной стороны, это отделение ребенком предмета от себя, себя от действия с предметом и отсюда уже плавно вытекает направленность его на овладение новыми навыками и предметами, а в случае, если это невозможно - обращение к предметам-заместителям. С другой стороны, выделение своего личного "я", переживание своей отделенности от окружающего мира.

Воображение тесно связано с использованием символов. Противоречия образа "я" с действительностью, их причина очень часто просто не осознаются ребенком и выражаются символически. Первоначально эти символы заимствуются детьми из сопутствующей культуры (Змей Горыныч, Кощей, Баба-яга), а затем уже и создаются самостоятельно (черный цветок, автомобиль с зубами, выдуманный плохой или хороший персонаж).

В возрасте 4 -5 лет ребенок пока еще нацелен на усвоение норм, а также правил и образцов деятельности. Взрослые, ощущая его новые возможности, ведут обучение и воспитание через образцы, которым ребенок должен следовать.

Затем воображение находит отражение в игровых перевоплощениях, ребенок сочетает различные образы, то есть начинает формироваться его художественное творчество. https://medaboutme.ru/upload/iblock/bad/profilaktika_grippa_i_orvi_v_detskom_sadu.jpg

Рождаясь в игре, активное воображение переносится и на другие виды деятельности – рисование, сочинительство, конструирование.

Работу с детьми по развитию воображения необходимо строить поэтапно, начиная с младшего дошкольного возраста.

На первом этапе педагог формирует у детей способность преобразовывать воспринимаемые предметы. Например, в воображении, кубик можно превратить в крокодила, в самолет и тому подобное. На следующем этапе воображение ребенка проявляется в одушевлении игрушек. Это переход к сюжетно-ролевой игре, когда ребенок представляет в игрушке живого партнера по игре.  На этом этапе необходимо учить ребенка принимать на себя роль, уделяя особое внимание игровым перевоплощениям.

Детей постарше можно привлекать к играм и игровым упражнениям на создание воображаемой ситуации: «Садовник», «Магазин игрушек», «Где мы были – мы не скажем…», где одни дети – изображают одушевленные и неодушевленные предметы, а другие отгадывают, что показано. https://placepic.ru/wp-content/uploads/2021/09/24-37.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1813909/a11931bd-537b-42f5-8e5c-98ac1dd806de/s1200?webp=false

С целью формирования умения объединять предметы в один сюжет, создавать воображаемую ситуацию исходя из своего замысла, можно применять игры «Колдун», «Помирились» и др. Сначала ребенок объединяет в один сюжет 2-3 картинки, при этом испытывает трудности. После систематических занятий число картинок постепенно увеличивается, и дети уже с легкостью объединяют 15-20 картинок. Важно, чтоб свои действия ребенок сопровождал речью. Следующий этап работы – обучение старших дошкольников играм с правилами, где дети учатся создавать воображаемую ситуацию на словах и в играх с правилами.  Учатся соблюдать установленные правила в играх, придумывать новые. Педагогу очень важно создать определенные условия в среде. Это ширмы, макеты и т.д.

          https://durtuli-ds8.ucoz.ru/_nw/1/48410040.jpg    https://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/5/a/6/5a6d5a97106e5933b24f5ef4ff9aedec.jpeg         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие математических способностей у дошкольников через развивающие игры»

                          В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. ...

Методические разработки Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка....

Методическая разработка на тему автоматизации звуков речи с помощью игры «Путешествие малыша» для детей 5-7 лет

Методическая разработка на тему автоматизации звуков речи с помощью игры «Путешествие малыша» для детей 5-7 летИГРА «Путешествие малыша»Цель: Автоматизация звука в ре...

Методическая работа по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников при помощи игры.

Данная статья рассказывает о важности патриотического воспитания дошкольников. Игра, являющиеся ведущим видом деятельности в период дошкольного детства, является наиболее эффективным и доступным средс...

Методическая разработка «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью игры «Волшебные стаканчики».

Актуальность:В настоящее время все больше детей, поступающих в детский сад, имеют те или иные нарушения речевого развития. Недоразвитие речи является серьёзным препятствием в овладении новыми знаниями...