«Использование современных технологии развития речи детей в ранней (младшей) группе ДОУ»
статья по развитию речи (младшая группа)

Торопкина Ирина Александровна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад № 25 Калининского района Санкт-Петербурга

Статья на тему:

«Использование современных технологии развития речи детей в ранней (младшей) группе ДОУ»

Воспитатель:

Торопкина Ирина Александровна

Санкт-Петербург

2022

Процесс обучения и воспитания в современном дошкольном образовательном учреждении основывается на реализации  ФГОС ДО. В соответствии с федеральными стандартами работа по речевому развитию детей в детском саду нацелена на достижение целей овладения. Это подразумевает использование различных способов и средств взаимодействия с окружающими, которые подразумевают развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах деятельности, обучение  нормам речи.

В современном обществе  вопрос развития речи детей становится все более актуальным. По ряду причин все больше детей испытывают сложности при становлении речи вовремя и в срок. ФГОС, в которых прописаны цели и задачи речевого развития детей дошкольного образования, помогают воспитателям и педагогам качественно строить образовательный и воспитательный процесс, нацеливают на поиск эффективных технологий развития речи детей дошкольного возраста, начиная с самого раннего возраста, в разных видах деятельности детей.

Основная цель ФГОС – это формирование, развитие и становление личности ребенка. Именно поэтому крайне важно правильно и грамотно строить процесс общения и взаимодействия с детьми, а также общения детей между собой.

Речевое развитие детей – это сложный и многогранный процесс. Многие ученые занимались вопросами  развития различных сторон речи: воспитания звуковой культуры речи, обогащения и активизации словаря, развития смысловой стороны речи, формирования грамматического строя, формирования предпосылок связной речи.

Основа развития речи детей – грамотное взаимодействие взрослого (воспитателя или родителя) и ребенка в режимных моментах, в самостоятельной игре, на специально организуемых занятиях. Важно организовывать  доброжелательную и приятную среду для общения и взаимодействия с детьми для формирования положительного настроя и  легкой атмосферы.

В современной методике развития речи используются такие  методы развития речи, как разговор воспитателя с детьми и беседа, дружеские беседы, дидактические и самостоятельные игры.

При организации и построении образовательной деятельности в образовательном учреждении важно выбирать методы, соответствующие возрастным и психологическим возможностям детей, являлась проверенной и эффективной.

Ниже приведены некоторые технологии, направленные на формирование у детей раннего возраста на развитие навыков связной диалогической и монологической речи.

  1. Артикуляционная гимнастики

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Она нацелена на развитие, формирование речевых звуков, а также коррекцию нарушений звукопроизношения. Ее использование подразумевает работу для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, которые нужны для правильного произнесения звуков.

  1.  Пальчиковая гимнастика

Многими учеными доказано, что мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. Это связано с близким расположением друг к другу речевого и двигательного отделов. Это помогает при развитии деятельности речевых отделов. Существует огромное количество упражнений на развитие мелкой моторики, которые необходимо использовать на занятиях и во время перерывов с детьми в дошкольном образовательном учреждении.

  1. Словесные дидактические игры

Цель данной технологии – развитие диалогической речи детей. Она формирует коммуникативные компетенции детей. Данная технология не только развивают саму речь, но способность детей наладить общение с окружающими людьми и понимать суть общения – вербального и невербального.

Все используемые игры -  дидактические, народные игры, драматизации и инсценировки – использовать интересно и удобно, т.к. воспитатель не просто играет с детьми, но и развивает их диалогическую речь и учит взаимодействовать между собой.

  1. Технология активизирующего общения

Ее цель - учить детей принимать участие в групповой беседе: внимательно слушать, отвечать на вопросы, высказываться по предложению педагога, откликаться на высказывания партнеров по общению. Данная технология может строиться на основе работы со сказкой или тематической беседе.

  1. Технология «Азбука общения».

«Азбука общения» это сборник специально разработанных упражнений и игр, направленных на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Она подразумевает обучение и получение реального и «правильного» поведения в обществе, что будет развивать необходимые навыки и компетенции для гармоничной жизни в обществе.

Ее основная цель – «гармоничное» взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса,  налаживание взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами.

  1. Метод «наглядности»

Данный метод подразумевает использование картинок с изображением  отдельных предметов, предметов в действии, сюжетных изображений, предметов, игрушек. Его можно и нужно использовать с любой технологией развития речи. Это помогает развивать обобщение, мышление, повышает интерес детей к изучаемому, развивает мотивационную сферу и учит самостоятельно высказываться и реагировать.

  1. Чтение и изучение художественной и познавательной литературы

Важная роль в развитии речи детей отводится чтению книг с иллюстрациями. Дети не просто рассматривают картинки, но и внимательно слушают, что написано в книге. Это учит соотносить образ с текстом написанным в произведении. Воспитатель рассуждает, задает вопросы по прочитанному, просит выполнить творческое задание. Это способствует развитию памяти, учит детей размышлять и анализировать, активизирует творческие способности.

  1. Совместная деятельность

Любая совместная деятельность с детьми раннего возраста способствует не только достижению целей занятия, таких как развитие музыкальных способностей или творческих, но и развитию монологической и диалогической речи.

При конструировании, аппликации, рисовании, музыке у детей развивается активный и пассивный словарный запас, происходит усвоение грамматического строя речи, пассивный словарь постепенно переходит в активный.

Для развития речи и способностей детей важна систематическая работа  воспитателя с детьми, т.к. самостоятельное общение детей между собой достаточно сложно и «бедно» по содержанию.  Во взаимодействии с воспитателем и правильно организованном образовательном процессе дети учатся более сложным формам общения, учатся просить, помогать, соотносить свои действия с действиями других, договариваются о совместной деятельности.

Грамотное и правильное использование перечисленных технологий и методов взаимодействия с детьми позволяет вовремя заложить основы для развития речи ребенка, а также вовремя провести коррекцию нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию во II младшей группе на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».

План работы по самообразованию во II младшей группе на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»....

Современные технологии развития речи детей раннего возраста.

В данной статье дан обзор современных технологий и методик направленных на развитие речи детей раннего возраста....

«Современные технологии развития речи детей младшей группы ДОО (из опыта работы воспитателя)».

В дошкольном возрасте развивается речь - это главная форма общения. Путь, через который проходит ребёнок впервые годы жизни, поистине грандиозен. Речь маленького ребёнка формируется от общения с окруж...

Современные технологии развития речи детей подготовительной к школе группы ДОО.

Современные технологии развития речи детей подготовительной к школе группы ДОО....

Статья на тему: "Современные технологии развития речи детей младшей группы ДОО".

Становление личности начинается в детстве в процессеобщения и совместной с взрослым и со сверстникамидеятельности. Первостепенное значение при этом имеетовладение родным языком, родной речью....

Современные технологии развития речи детей подготовительной к школе группы ДОО.

Современные технологии развития речи детей подготовительной к школе группы ДОО....