Методическая рекомендация по развитию у младших дошкольников звуковой стороны речи и ознакомлению их с основами грамоты посредством дидактических игр.
учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)

Методическая рекомендация по проведению дидактических игр "Подбери похожие слова", "У кого кто?".
Данная рекомендация предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Она подойдёт для использования на занятиях с группой и во время индивидуальных занятий. 
А также может быть полезной родителям для занятий с ребёнком дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metrekomendatsiya.docx37.17 КБ

Предварительный просмотр:

   

Департамент по социальным вопросам администрации

Заводоуковского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Заводоуковского городского округа

«Бигилинская средняя общеобразовательная школа

имени первого директора, отличника народного образования СССР, А.П.Горохова»

(МАОУ «Бигилинская СОШ»)

Детский сад «Колобок», структурное подразделение МАОУ «Бигилинская СОШ»


                                          Методическая  рекомендация 
по развитию у младших дошкольников звуковой стороны речи и ознакомлению их с основами грамоты  посредством дидактических игр
                         «Подбери  похожие слова»

                                                 и

                                       «У кого кто?»

       

                                                 Разработала:
                                                                     Аликбашева Кайида  Ертуруковна

                                                 с.Першино
                                                     2022г.

Методическая рекомендация по проведению дидактических  игр
«Подбери похожие слова»,  «У кого кто?».

Данная  рекомендация  предназначена  для педагогов дошкольных образовательных учреждений.  Она подойдет для использования на занятиях с группой детей  и во время индивидуальных занятий.  А  также может  быть полезной   родителям  для занятий с ребенком дома.

Аликбашева Кайида Ертуруковна, воспитатель  младшей группы  
д/с «Колобок», квалификационная  категория - соответствие занимаемой   должности,
тел. 8- 922-394- 58-71  

                                    Пояснительная записка

В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; окреп и стал более подвижным их артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух. Это создает благоприятные условия для закрепления правильного произношения всех звуков, для чистого и внятного произнесения слов, устранения имеющихся недостатков произношения. К концу пребывания в средней группе многие дети усваивают и правильно произносят все звуки родного языка.
Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. И в средней группе детского сада мы нередко наблюдаем детей, речь которых малопонятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими.  Опасаясь насмешек, такие дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Появляется неуверенность детей в своих силах, что и ведет к негативным последствиям.  Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.
      На пятом году жизни у детей резко возрастает интерес к звучащим словам. Они уже не только вслушиваются в слова, но и пытаются установить, из каких звуков они состоят, легко подбирают слова, близкие по звучанию. При специальном обучении ребенок может узнавать знакомый звук в слове, вычленять его из  слова, подбирать слова на хорошо известные ему звуки. В зависимости от содержания и ситуации высказывания он может управлять своим голосовым аппаратом: произносить слова громко и тихо, быстро и медленно.

                                       

                                           

                                         Актуальность

        В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой приобретает особую актуальность. Казалось бы, речь ребенка понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения в речевом развитии не беспокоят родителей, но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму, дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и, как результат, плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и неврозы.         

Доказано, что наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенку то, что было ему интересно. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями не становятся полезными. Во время обучения грамоте дети должны не просто учиться чему- либо, а самостоятельно пробовать, добывать знания. В основном наиболее оптимальной формой таких занятий выступают дидактические игры и упражнения. Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё дошкольника определённой способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности. 

                                       

                                         

                                       

                                         Содержание

              Дидактическая игра «Подбери похожие слова»


Цель:
Формировать у  детей умение подбирать слова, похожие по звучанию

Задачи:

1. Расширять представление детей о значении слов;
2.
Упражнять в  отчётливом  произношении слов;
3. Правильно ставить ударение.

Правила игры:

  • Игра проводится с одним ребёнком или с подгруппой детей, в кругу.
  • Взрослый  следит, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто.
  • Если дети испытывают трудности помочь, показав карточку с картинкой предмета, название которого созвучно  ключевому.
  • За правильный ответ ребёнок получает фишку.

Наглядный материал:

Предметные  картинки слов - «друзей», фишки.

Ход игры:
      Взрослый   говорит, что у слов, как у людей есть друзья.
Произносит слова, близкие по звучанию, например:  кошка - ложка, ушки - пушки.
Затем  произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию:
ложка (кошка, ножка, окошко);
пушка (мушка, сушка);
зайчик (мальчик, пальчик);
банки (танки, санки);
шина (машина);
потолок (уголок, молоток);
хобот  (робот);

карета  (ракета) и т.д.

                 

                      Дидактическая игра   « У кого кто?»

Цель: Закрепить правильное произношение звука ж в словах.

Задачи:
1. Учить детей узнавать и правильно называть животных и их детёнышей;
2. Развивать у детей умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных (по аналогии);
3. Учить отчётливо произносить звук
ж в словах;  

Правила игры:

  • Игра проводится с одним ребёнком или подгруппой детей;
  • Дети должны чётко произносить звук ж в словах, выделяя его голосом: жжжеребята, медвежжжата.

Наглядный материал:  Картинки с изображением животных и их детенышей: медведь и медвежата, еж и ежата, уж и ужата, верблюд и верблюжата, лошадь и жеребята и др.

Ход игры: 

Взрослый показывает  картинку с изображением взрослого животного и просит детей сказать, кто это.                                                                              Дети отвечают.
Затем он спрашивает: "А как называют детенышей медведя (если показывал взрослого медведя)?" -
Дети:  "Медвежата"
Взрослый:   "А детенышей ежа?"
Дети:  "Ежата". И т. д.

                                         

                                         

                                           Приложения

Список используемой литературы:

1.  От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. И доп.- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2011.

2.  Развитие речи детей 4-5 лет. Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / Под ред. У.С. Ушаковой, Е.Н. Струнина,- Москва; 2008г.

3. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»

4. Максаков А.И., Тумаков Г.А. «Учите играя»

5.Интернет – ресурсы .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речевой деятельности у детей с ОНР достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития, по фор...

Методические рекомендации по формированию оценочных высказываний дошкольников в монологической речи.

Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа,  его последовательности, связанности, выразительных средств языка....

Методические рекомендации по развитию фонематического слуха и звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в ДОУ

В дошкольном образовании огромное внимание уделяется развитию речи детей с момента поступления их в детский сад, в том числе и пристальное внимание уделяется развитию фонематического слуха и звуковой ...

Методические рекомендации по развитию творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования

Все дети очень любят рисовать. Особенно, если это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кстями требует высокого  уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, при...

Конспект ОД по развитию речи в первой младшей группе Звуковая культура речи: звуки м-мь, п-пь, б-бь. Дидактическая игра «Кто ушёл? Кто пришёл?»

Конспект ОД по развитию речи в первой младшей группеЗвуковая культура речи: звуки м-мь, п-пь, б-бь.Дидактическая игра «Кто ушёл? Кто пришёл?»  Программное содержание.Цель: Ф...