Методические рекомендации по формированию оценочных высказываний дошкольников в монологической речи.
методическая разработка по развитию речи по теме

Караваева Наталья Анатольевна

Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа,  его последовательности, связанности, выразительных средств языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekomend.docx34.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по формированию оценочных высказываний дошкольников в монологической речи.

Рассуждения и оценочные высказывания являются наиболее сложным типом монологической речи. Оценочное высказывание – это логичное рассуждение, изложение материала в форме доказательства собственного мнения, оценки. В оценочном высказывании содержится объяснение, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения. В рассуждении обязательны две смысловые части: первая – то, что объясняется или доказывается; вторая – само объяснение или доказательство. В его структуре выделяются тезис (обычно начальное предложение), доказательства выдвинутого тезиса и вывод-заключение.

Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Воспитатель подчеркивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учится. В младших и средней группах оценка носит поощрительный характер, а в старших указывает и на недостатки, чтобы дети знали, чему им еще предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей и подготовительной группах привлекаются дети. Обучение рассуждению начинают с развития умений выделять и обобщать признаки, действия, устанавливать между ними логические связи, решать проблемные ситуации в разных видах деятельности. Для этого В.И.Яшина и Н.В.Семенова рекомендуют использовать:

  • Разнообразные наблюдения за живой и неживой природой (видеть и анализировать сезонные изменения в природе).
  • Различные опыты с водой, снегом, льдом, деревом, металлом и т.д. в процессе их проведения дети высказывают свои предположения и объясняют, почему они так думают.
  • Речевые игры и упражнения: «Небылицы в картинках», «Лишний предмет», «Похоже – не похоже» и др.
  • Проблемно-речевые ситуации.
  • Чтение художественной литературы с последующим ее обсуждением.

На следующем этапе обучения следует формировать знания о структуре текста, учить подбору аргументов для доказательства, использовать оптимальные средства связи. 

Для развитие оценочных высказываний детей старшего дошкольного возраста необходимо:

  1. учить соблюдать структуру оценочного высказывания (тезис, аргумент, вывод);
  2. формировать умение устанавливать критерии оценки,
  3. формировать умение воспринимать предмет оценки и сопоставлять его с критериями оценки,
  4. формировать умение отбирать языковые средства, необходимые для оформления оценочного высказывания.

Развитие оценочных высказываний должно быть организовано в различных видах деятельности (рис. 1).

Рисунок 1 Формы  организации процесса обучения старших

дошкольников оценочным суждениям.

Для формирования умения формулировать оценку у старших дошкольников применяются следующие педагогические приемы:

  • Прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенных признаков предметов и явлений для доказательства своих оценочных высказываний);
  • Прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);
  • Прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия);
  • Прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение детей искать причины своих и чужих  ошибок и намечать путь их ликвидации).

Для повышения эффективности формирования оценочных суждений у детей дошкольного возраста необходимо создание определенных условий:

  • постоянная фиксация внимания детей на признаках эталонов предметов и явлений (как правильно, как должно быть) в различных видах деятельности;
  • формирование в детском сознания критериев выполнения задания,
  • привлечения детей к совместной оценке;
  • активизация детей на всем протяжении занятия;
  • применение инструкции, указаний до занятия, начале, в процессе работы и перед завершением задания эмоциональный характер оценки воспитателя;
  • объективность и аргументированность оценки взрослых;
  • наличие у детей знаний, овладение определенными умениями.

Основным средством развития оценочных высказываний является специально-организованная деятельность – занятия.

Занятие - эффективная форма обучения в старшем дошкольном возрасте. Эффективность обучения зависит не столько от формы, сколько от содержания, применяемых методов и стиля общения педагога с детьми. Время занятий 25 - 30 минут, по мере утомления следует проводить физкультминутки и пальчиковые гимнастики. Занятия по своему содержанию должны вызывали у детей неподдельный интерес, осознание ребенком того, что взрослого интересует именно его точка зрения побуждали детей к старательному отбору аргументов, и активному желанию запомнить и правильно воспроизвести структуру оценочного суждения.

Оценочные высказывания без зрительного восприятия объекта рассуждений в речевой деятельности, вызывают серьезные затруднения у старших дошкольников (оценка пересказа сказки). Причины этого я вижу в следующем: во-первых, детям 6-7 лет трудно воспринимать, фиксировать и запоминать ошибки монолога; во-вторых, отсутствие наглядных опор и образца в речевой деятельности задерживает формирование адекватных оценок.

Для увеличения эффективности оценочно-контрольных действий и формирования адекватных оценочных высказываний старших дошкольников, в основу обучения исправления грамматических ошибок в речи рекомендую положено материализованное действие в виде схем и фишек. Дети должны услышать ошибку в предложении, а в последствии и в монологе, обозначить ее на схеме фишкой и исправить, аргументируя свое мнение.

Трудности обучения наблюдаются при выполнении задания на исправление двух и трех ошибок в одном предложении.

Последующие занятия способствуют усовершенствованию умения детей выстраивать в своей монологической речи оценочные рассуждение. Закреплению умений способствуют и игры, проводимые в совместной с детьми деятельности. Но, к сожалению, в повседневном общении дети всё же редко используют оценочные суждения, поэтому необходимы беседы, ситуации, в которых детям необходимо выразить свою оценку событий и аргументировать ее.

Изучение и анализ документации, психолого-педагогических источников позволил определить алгоритм обучения созданию оценочного высказывания в учебной ситуации:

  1. Создание проблемной ситуации.
  2. Поиск необходимых адекватных аргументов для доказательств.
  3. Оформление устного оценочного рассуждения с использованием доказательных речевых клише.
  4. Построение модели схемы рассуждения на доске или мольберте.
  5. Придумывание аналогичных рассуждений по данной схеме.
  6. Самостоятельное составление детьми оценочного монолога.
  7. Взаимный анализ оценочных монологов.
  8. Вывод о правилах построения и применения оценочных высказываний.

Литература.

  1. Василевская, Н. Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: проблемы преемственности. [Текст] / Н.Василевская.  // Детский сад от А до Я. - 2007. -  №5. – С. 19-24.
  2. Овчинников, Г.С. Обучение младших школьников доказательству. [Текст] / Г.С.Овчинников. // Начальная школа. – 1986. - №10-11. – С. 25-28.
  3. Паклина, А. Формирование речевой готовности дошкольников к обучению в школе. [Текст] / А.Паклина. // Детский сад от А до Я. - 2007. - №5. – С. 71-75.
  4. Речевые секреты. [Текст] / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1992. – 114 с.
  5. Сомкова, О.Н. Пересказ литературного произведения как средство развития системы личностных смыслов ребенка. [Текст] / О.Н.Сомкова. // Дошкольная педагогика. - 2008. -  №1. – С. 32-39.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР

Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР разработаны на основе педагогического опыта и могут быть полезны специалистам систем...

Методические рекомендации по формированию вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В данной работе представлены методические рекомендации по формированию вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи....

Методические рекомендации по формированию ролевого поведения дошкольника .

Принимая во внимание то, что ведущаяся работа по развитию ролевого поведения в подавляющем большинстве случаев не приводит к самостоятельному переносу детьми с интеллект...

Мнемотехника, как средство формирования связного высказывания и коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

    Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи;       Применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой неп...

Методические рекомендации по формированию интереса у дошкольников к чтению. "Чтение - вот лучшее учение"

Статья. Консультация для родитлей."Человек, который читает книги, проживает тысячу жизней, тот который не читает проживает лишь одну.Джордж Мартин...

Методическая рекомендация по развитию у младших дошкольников звуковой стороны речи и ознакомлению их с основами грамоты посредством дидактических игр.

Методическая рекомендация по проведению дидактических игр "Подбери похожие слова", "У кого кто?".Данная рекомендация предназначена для педагогов дошкольных образовательных учрежден...

Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня через использование интерактивных технологий

Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня через использование интерактивных технологий...