Главные вкладки

    Мнемотехника, как средство формирования связного высказывания и коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
    учебно-методический материал по развитию речи на тему

    Борисова  Юлия Юрьевна

          Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи;

           Применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;

           Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mnemotehnika.docx548.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обобщение  опыта работы учителя- логопеда Борисовой Ю.Ю.

    Мнемотехника, как средство формирования связного  высказывания и  коммуникативной  функции речи  у детей старшего  дошкольного  возраста с ОВЗ.

    Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет

     долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,

     и он их усвоит на лету”. Ушинский К. Д.

       

        В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

          По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т.д. Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.

    На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

    Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

       

    Актуальность  темы:

    Применение мнемотехники в работе с детьми с ЗПР актуально, так как:

    - у детей с ЗПР выражено отставание и своеобразие в познавательной деятельности, наблюдается снижение познавательной активности;

    - нарушения речи имеют системный характер и входят в структуру дефекта;

    - наблюдается низкий уровень развития восприятия;

    - нарушено логическое мышление;

    - наблюдается неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация внимания, возникают трудности с его переключением;

    - наблюдаются отклонения в развитии памяти, преобладает наглядно-образная память;

    - заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания носит в основном непроизвольный характер;

    - характерна низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

    • Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи;

    • Применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;
    • Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

    Слово «мнемотехника» - в переводе с греческого это «искусство запоминания». Оно происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский

    (6 в. до н. э.) в честь древнегреческой богини Мнемозины – богини памяти.

    Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

    Мнемотехнику в детском саду называют по разному:

    Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику - Сенсор-графическими схемами; Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями; Глухов В. П. - блоками – квадратами; Большева Т. В. - коллажем; Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.

              В рамках ФГОС использование технологии мнемотехники в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей:

    - социально-коммуникативное развитие;

    - познавательное развитие;

    - речевое развитие;

    - художественно-эстетическое развитие;

       Мнемотехнику используют для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, отгадывании загадок, заучивание стихов. Особенность методики – применение не только изображения предметов во время кодирования текстов, но и придуманных символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких животных – лес. Предметы легко заменить геометрическими фигурами, и простейшими пиктограммами. Но возможно использование сюжетных и предметных картинок для заучивания стихотворений.

    Основные приемы мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Дети постепенно понимают, что значит«зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельныеобразы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы. Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

           Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детямвыстраивать: последовательность рассказа, уточняют лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

    Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек для детей с ЗПР и во всех возрастных группах ДОУ.

    Первоначально таблицы составляют педагоги, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.

    Этапы использования мнемотаблиц:

    Этап №1  -  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
    Этап №2  -  Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
    Этап №3 -  Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы),т.е происходит отработка метода запоминания
    Этап №4  - Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
    Этап №5  - Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

    Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

    В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

    Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

    • пересказ;
    • составление рассказов по картине и серии картин;
    • описательный рассказ;
    • творческий рассказ.

    Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития.

    Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана – подсказки. Значит, ребенок может строить по ним свой рассказ.

    Этапы работы со схемой-моделью:

    • учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;
    • самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;
    • закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему- модель.

    Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

    Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

    Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру

    Этапы работы над стихотворением:

    1. Выразительное чтение стихотворения.
    2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
    3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
    4. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
    5. Чтение  отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
    6. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
    7. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

    Применять модельные схемы можно и на других занятиях.

    Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.

    Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов:

    -у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

    -появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

    -появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

    -словарный запас выходит на более высокий уровень;

    -дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

    Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

    C:\Users\User\Desktop\Юля работа\мнемотаблицы\Dush1.jpg

    Пересказ сказок по мнемотаблицам.

    C:\Users\User\Desktop\Юля работа\мнемотаблицы\55861_html_m3a45c700.jpg

    C:\Users\User\Desktop\Юля работа\мнемотаблицы\55861_html_m150f0691.jpg

    Стихотворение «Подарки осени»

    1

    Ходит

    осень

    в нашем парке.

    Дарит

    осень

    всем подарки.

    Бусы красные -

    рябине,

    фартук розовый -

    осине,

    зонтик желтый -

    тополям,

    фрукты

    осень

    дарит нам.

    Список использованной литературы:

         

    • Большова,Т.В . Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005
    • Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание, 1982, №3.
    • Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.
    • Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! М., 2007.
    •  Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
    • Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
    • Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., “Первое сентября”, 2009.
    • Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста»

    «Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста» Литература занимает в жизни дошкольника важное место, поскольку именно книга остаетс...

    Словесная игра, как средство формирования грамматического строя речи детей с ОНР

    На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, выделять звуки в с...

    Консультация для родителей - Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста

    Особое место занимает ознакомление дошкольников с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. Характе...

    Театрализованная игра как средство формирования диалогической части речи детей младшего дошкольного возраста

    В данной публикации рассмотрены основные аспекты формирования диалогическое части речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр. Кроме того, прилагается конспект НОД по раз...

    «Художественная литература К. И. Чуковского, как средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста»

    Художественная литература занимает в жизни дошкольника важное место, поскольку именно книга остается наиболее доступным средством духовного и нравственного развития личности. Приобщение   ре...

    Памятка для родителей: "Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста."

    Памятка для родителей: "Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста."...

    Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"

    Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"...