"Сказка. Её роль и значение для ХЛАМа"
статья по развитию речи (средняя группа)

Благодыренко Ольга Алексеевна

"Сказка. Её роль и значение для ХЛАМа". Одним из действенных средств развития речи является сказка, совершенно необходимый этап в развитии речи ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_skazka_blagodyrenko.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

« Сказка. Её роль и значение для ХЛАМа»

   В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, дети мало общаются в семье и со сверстниками. Это связано с плохой экологией, наследственным фактором, физиологическими особенностями ребенка, а также с развитием научно- технического прогресса, с появлением всевозможных гаджетов. А ясная и правильная речь- это залог продуктивного общения, уверенности, успешности ребенка.

Как показывает практика, что современные дети очень мало знаю сказок, так как основное время они проводят перед телевизором или игрой на планшете, сотовом телефоне. Проводя с гаджетами большую часть свободного времени, дети насыщаются огромным потоком нужной и ненужной информацией, что способствует проявлениям гиперактивности, неусидчивости, не умению друг с другом договариваться, необщительности. А нехватка речевого общения со сверстниками и взрослыми ведет к тому, что малыши плохо говорят, имеют минимальный скудный словарный запас.

        Психологи утверждают, что дошкольный возраст-сензитивный период, который является самым благоприятным для развития речи, а также, формирования культуры речевого общения малыша.

         Одним из действенных средств развития речи является сказка, совершенно необходимый этап в развитии речи ребенка. Сказочно-фольклорный мир представляет собой систему, наиболее оптимальную для восприятия понимания ее ребенком - дошкольником, которая полностью соответствует возрастным особенностям и потребностям малыша.

Изучив научно-методическую литературу и опыт коллег по данной проблеме я строила свою работу в данном направлении  с опорой на театрально-игровую деятельность. Именно зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий, которые происходят в сказке. Такими опорами могут быть разыгранные действия воспитателем при помощи элементов настольного театра, иллюстраций в книгах.

Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. В детском саду у детей есть возможность не только послушать сказу, но и проиграть со сверстниками, что их очень привлекает. Это дает возможность быть уверенными что информация из сказки активно усваивается, и ребенок начинает активнее познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимики. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия.

Велики педагог Д. Родари сказал: «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир и одарить его воображение».  Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки - это раскрепощение, это развитие речи. Народная сказка - это настоящий помощник в развитии творческой личности. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами.

В своей работе я применяю следующие методы работы со сказками:

Первое-формирование развивающей предметно-пространственной среды. Совершенствование театрального уголка в группе, включающего в себя: детскую художественную, познавательную и методическую литературу. Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: пальчиковый, театр на палочке, на крыжечках, на прищепках, настольный,  варежковый театр и др.), костюмы. Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним словом» и др.),

Вторая-это работа с детьми: чтение народных сказок с меняющимся голосом и интонацией; использование различных видов театра для показа сказки; творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная; музыкально-ритмическая разминка; дыхательная и речевая гимнастика; проигрывание сказок через сюжетно-ролевые и подвижны игры; презентации по сказкам; постановка и инсценировка сказки родителями совместно с детьми; придумывание своего окончания сказки и т.д.

Таким образом дети чаще взаимодействуют друг с другом и со взрослыми, что благоприятно сказывается на развитии коммуникативных навыков детей, а также сближает их с родителями.

Выводы:

Театрализованная деятельность -это один из самых эффективных способов развития речи и проявления коммуникативных способностей воспитанников. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи.

Автор: Благодыренко Ольга Алексеевна

Должность: Воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоции.Роль и значение. Пути коррекции

1.Эмоции.Роль семьи в нарушении эмоциональной сферы ребенка.2. Эмоции как регулятор поведения.3.Программа по развитию эмоциональной сферы....

Родительское собрание: «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитии речи детей» Младшая группа

Цельдать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка;заинтересовать проблемой;приобщить к пальчиковым  играм  ребенка в условиях семьи;выслушать суждения родителей по проб...

Консультация "Роль и значение подвижной игры в жизни дошкольников"

План консультации1. Значение подвижных игр в жизни дошкольника.2. Классификация подвижных игр.3. Реализация дифференцированного подхода при проведении подвижной игры.4. Двигательные предпочтения мальч...

Родительское собрание на тему "Роль и значение игрушки в жизни ребёнка"

Родители иногда не задумываются о важности и значении игрушки в жизни ребёнка. А ведь она может оказать большое влияние на становление ребёнка, как личности. Попробуем разобраться в данном вопро...

Роль и значение работы службы специалистов сопровождения в благополучной адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психологов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями - залог оптимального течения адап...

Роль и значение сказки в развитии ребенка и его творческого воображения

Функуции скзки и ее виды.Как сказка оказывает психологическое воздействие на ребенка и почему....

Методическая разработка "Сказка. Её роль и значение для ХЛАМа"

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Экзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни....