Конспект занятия в старшей группе по развитию речи: «Учимся вежливости»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Крюкова Алёна Викторовна

Цель: Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи.

Задачи:

Образовательные: познакомить (закрепить) знания детей с различными формами приветствия, с формулами приветствия используемыми для различных ситуаций и людей разного социального статуса; с историей возникновения этих форм.

Воспитательные:

довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы, что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям; приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев; воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.

Развивающие:

развивать связную речь, мышление; упражнять в словообразовании, активизировать словарь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Учимся вежливости19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей «Солнышко»

группе по развитию речи:

«Учимся вежливости»

Цель: Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи.

Задачи:

Образовательные: познакомить (закрепить) знания детей с различными формами приветствия, с формулами приветствия используемыми для различных ситуаций и людей разного социального статуса; с историей возникновения этих форм.

Воспитательные:

довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы, что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям; приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев; воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.

Развивающие:

развивать связную речь, мышление; упражнять в словообразовании, активизировать словарь.

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель:

Ребята! Встаньте все красиво улыбнитесь друг другу. Молодцы!

От наших улыбок стало сразу светлее.

Добрый день! - тебе сказали,

Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и доброты.

(Для активизации мышления, для создания непринужденной обстановки)

Ребята, кем бы вы хотели стать, когда вырастете и станете взрослыми…

(ответы детей 2-3чел.).

Много славных дел ждёт вас, но, прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми и, конечно же, вежливыми.

А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливыми? – (ответы детей.)

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. Быть внимательным, доброжелательным, помогать друг

другим людям. Вот сегодня на занятии мы с вами и узнаем, что же нужно делать чтобы быть вежливыми. Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель – Ребята, посмотрите кто это?

Дети – Буратино

Воспитатель: — Как он тут оказался? Не поздоровался? Отвернулся от нас. Ребята, скажите, что нужно было сделать Буратино, прежде чем зайти в группу?

Дети – Поздороваться.

Правильно, поздороваться. Ведь когда мы здороваемся, мы желаем здоровья этому человеку, в ответ мы тоже слышим слово «здравствуйте!» - это нам тоже пожелали здоровья.

Дидактическая игра: «Приветствие».

Воспитатель - А какие еще слова приветствия вы знаете?

Утром, когда вы приходите в детский сад что нужно сказать?

Доброе утро, здравствуйте,

Воспитатель - А с друзьями как можно поздороваться?

Привет.

Воспитатель - Если нам днем нужно поздороваться? Мы говорим?

Добрый день, здравствуйте, привет.

Воспитатель - А если вечером нам нужно поздороваться? Мы говорим?

Добрый вечер.

Воспитатель – Дети, я думаю, Незнайка все понял. Давайте пригласим его, на наше занятие и научим его вежливым, добрым словам.

Отгадывание загадок:

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…» (Привет!)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, … (Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…» (До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…» (Извини!)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…» (Пожалуйста!)

Дидактическая игра с мячом «Вежливые слова»

Воспитатель - бросает детям мяч и дети по очереди называют вежливые слова.

Воспитатель - Но, чтобы быть вежливыми нужно не только знать вежливые слова, но и совершать вежливые поступки.

Посмотрите на эти картинки, здесь изображены разные поступки: вежливые и невежливые Рассматривание картинок с разными поступками детей.

ФИЗМИНУТКА

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Воспитатель - А теперь давайте с вами поиграем. Я буду вам задавать разные ситуации, а вы их будете выполнять. Проверим какие вы вежливые ребята.

Представьте себе, что я послала кого-то из вас к воспитателю младшей группы с поручением: «Сходи и попроси у Ольги Петровны цветные мелки». И вот он входит в комнату. Дети завтракают, воспитатель контролирует, аккуратно ли малыши едят, правильно ли держат ложки. Представили?

А сейчас попробуем представить, что наша группа — младшая, а Настя Морозова пришла к нам с поручением.

  • Здравствуйте, — говорит Настя и замолкает.
  • А как в этом случае будешь вести себя ты, Даша? А ты, Ваня? — спрашивает педагог. — Видите, как непросто все оказалось! Каждый из вас по-разному вел себя «у малышей». И, пожалуй, правильнее других держался Ваня.

А поступить следовало вот как. Вы вошли в группу. Кого вначале следует поприветствовать? Воспитателя и няню: «Добрый день, Ирина Павловна! Добрый день, Ольга Анатольевна!» Затем надо поприветствовать детей: «Доброе утро, малыши! Приятного аппетита!» Только после этого можно обратиться к воспитателю с просьбой: «Ирина Павловна! Одолжите нам, пожалуйста, цветные мелки». В заключение надо сказать: «Спасибо! До свидания!»

-Всем все понятно? Давайте попробуем еще раз.

Воспитатель — Теперь предположим, что я послала вас к соседям не утром, а вечером, и не к малышам, а в подготовительную к школе группу (упражнение повторяется еще дважды).

А сейчас представьте себе, что я не ваш воспитатель, а гость. Вот я вхожу в комнату и говорю: «Добрый день, дети! Это старшая группа? Я бы хотела видеть вашего воспитателя».

Педагог выслушивает реплики детей. Хвалит ребенка, предложившего «гостье» стул. Объясняет, что в этом случае тот, кто окажется ближе других к гостье, должен уступить ей свой стул или подать другой, стоящий рядом. При этом надо сказать: «Присядьте, пожалуйста. Наша Ирина Павловна ненадолго вышла и сейчас вернется».

Просит повторить модель правильного поведения.

Сценка с «приходом гостя» повторяется 2—3 раза.

Игра «Вежливо- невежливо»

Чтобы Буратино смог лучше усвоить правила вежливости поиграем в игру «Вежливо- невежливо»

Слушаем внимательно!

Если человек поступает вежливо- хлопаем в ладоши, невежливо –топаем ногами.

Поздороваться при встрече это … (вежливо- хлопаем)

Толкнуть и не извиниться – это …. (невежливо – топаем)

Помочь, поднять упавшие вещи….

Толкнуть и не извиниться….

Уходя, сказать: «До свиданья» ….

Громко разговаривать….

Сказать: «Приятного аппетита» ...

Воспитатель:

Молодцы!

Надеюсь, что Буратино усвоил сегодня правила вежливого поведения.

Рефлексия:

О каких особенных словах мы сегодня говорили?

Почему эти слова очень важные?

Что вам понравилось больше всего?

Воспитатель - Мы с вами сегодня говорили о вежливых словах и поступках, узнали, как вести себя когда тебя послали с поручением в другую группу, и как себя нужно вести когда в группу приходит гость

Вы сегодня молодцы, все старались, внимательно слушали, отвечали на вопросы. Работали особенно мне понравились….

Не забывайте, пожалуйста, волшебные слова!

Научите им своих сестер и братишек, родных и близких, чтобы мир вокруг стал добрее и светлее!

А Буратино останется в группе, чтобы, наблюдая за вами продолжить обучение вежливым словам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Учимся вежливости»

Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Учить составлять сюжетный рассказ по игрушке»

Цель: учить детей составлять сюжетный рассказ по игрушке, последовательно и логично продолжая рассказ друг друга....

Конспект НОД для старшей группы по развитию речи "Урок вежливости"

В данном материале представлен конспект занятия по речевому развитию на тему "Вежливые слова".Цель:формировать доброжелательность,вежливость,уважение к окружающим.Развивать способность оцени...

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...