Мастер - класс для педагогов " Дидактическая игра как одно из эффективных средств в развитии речи у дошкольников с нарушением речи"
консультация по развитию речи

Артамошкина Елена Анатольевна

В процессе реализации ФГОС в ДОУ игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает.

Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дидактическая игра 29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс  для педагогов  «Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

                                                                                                 Разработала и провела: Артамошкина Е.А.

учитель- логопед МБДОУ детский сад №№ «Солнышко»

Форма проведения : игротренинг.

Цель: систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры для детей дошкольного возраста».

Повышение профессиональной компетентности в применении дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста.

Все игры, используемые в этих мероприятиях можно проводить не только с педагогами, а в первую очередь с дошкольниками.

План мероприятия.

1. Беседа -направления речевого развития детей по основной образовательной программе в ДОУ.

2. «Мозговой штурм» -роль дидактической игры в развитии речи дошкольников

3.Практическая часть:

-дидактические игры и пособия по развитию речи с элементами ТРИЗ

-практическое применение дидактического материала для развития речи дошкольников

Ход семинара – практикума:

1. Речевое развитие:

Формирование словаря (обогащение словаря существительными, глаголами, прилагательными, наречиями, использование их в речи).

Звуковая культура речи (правильное произношение гласных и согласных звуков, развитие артикуляционного аппарата, развитие фонематического слуха)

Грамматический строй речи (согласование слов в предложении,правильное употребление слов: падеж, число, наклонение, склонении и т. д.)

Связная речь (развитие диалогической и монологической речи)

2. Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников.

Воспитателям предлагается самим определить роль дидактических игр с помощью метода «Мозговой штурм». После проведения этой игры подводятся итоги, и делается некое умозаключение, касаемо роли дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста.

Во второй части семинара-практикума предлагаются сами игры, часть которых проигрывается, если они не знакомы воспитателям, или если необходимо сделать акцент на важности её именно для развития речи детей.

Как говорил А.С.Макаренко, игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив, не играющий, не будет детским коллективом.

Воображение, развивается только в коллективе, обязательно играющем. В процессе реализации ФГОС в ДОУ игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает.

Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Играть можно в любое время, со всей группой или с отдельными детьми, а также использовать игру как элемент НОД.

Дидактические игры направленны на:

1.Формирование словаря:

1.1. Обогащение словаря существительными,расширение словаря:

«Чудесный мешочек» В нем могут лежать карточки с изображением предметов, фруктов, овощей и т. д. После того, как дети по очереди достают по одной картинке и называют то, что изображено, обобщают понятийную группу, к которой относятся картинки ,

н-р.: «Все это – овощи, фрукты, мебель и т. д.». Можно наоборот, сначала сказать, что в мешочке лежит, и дети просто называют предметы этой группы н-р.: «В мешочке лежат головные уборы, что к ним относится, посмотрим…»

«4-й лишний» очень известная игра, но воспитатели почему-то не придают ей должного внимания. У этой игры есть несколько вариантов, но смысл один – уметь вычленять тот предмет или явление из группы, которое по каким-либо признакам лишнее. В этой игре также закрепляется умение обобщать понятия, но самое главное, дети учатся составлять сложносочиненные предложения. Важно научить ребенка составить это предложение. Н-р.: «Здесь лишнее яблоко, потому что свекла, морковь и капуста – это овощи, а яблоко – это фрукт»

«Логический поезд» тоже знакомая многим игра. Здесь также как и в игре 4-й лишний очень важно составление предложений детьми, когда они ставят свой «вагончик в поезд».  Н-р:задание было такое«В нашем поезде поедет все, что сделано из дерева».Ответы детей«У меня поедет матрешка, потому что она сделана из дерева», «У меня поедет в нашем поезде мишка, потому, что он живет в лесу, где много деревьев». Важно, чтобы дети понимали, что любую картинку, которая им досталась можно поместить в этот поезд, если подумать и связать её с той темой, которую предлагает воспитатель.

«Лавина» (я положил в корзину яблоко, я положил в корзину яблоко и апельсин, я положил яблоко, апельсин, грушу)

«Рыбалка» Для этой игры потребуются маленькие карточки обобщающих понятий «Фрукты»«Овощи» и т. д, удочки (можно сделать из пластиковых палочек от шариков или трубочек для коктейля, на ниточку привязать магнитик, а на карточке будет скрепка). Каждому из игроков дается задание, кто что «ловит». После этого ребенок называет, что он поймал и как это называется одним словом.

1.2.Действия:

«Что с этим делать?» Можно положить в мешочек или корзинку (коробку) как картинки, так и реальные предметы. Один из вариантов, когда ребенок достает карточку с изображением предмета, смотрит, не демонстрируя другим, и жестами показывает, что с этим предметом делать. Все остальные отгадывают, что же за предмет изображен на картинке. Другой вариант – когда достается реальный предмет и просто ребенок рассказывает, что с этим делать, как его использовать.

«Кто управляет…» Этой игре также следует уделить особое внимание, т. к. дети часто путают, кто управляет различным видом транспорта (н-р.: самолетом – самолетчик, троллейбусом – троллейбусник и т. д.). Желательно вначале иметь для этой игры картинки, на которых изображена кабина транспорта с человеком, управляющим его. Потом можно использовать картинки с изображением транспорта.

«Летает - не летает»«Плавает – не плавает». Игра может проводиться с мячом по типу «съедобное – не съедобное».

«Логические цепочки»

1.3.Прилагательные:

«Как называется?» (суп из гороха, каша из манки.) Эта словесная игра не требует никакой подготовки, кроме наличия мяча. Но на неё также следует обратить внимание, т. к. не все дети знают, как называется каша из риса, гречи, сок из помидоров или сок из слив и т. д. В таких играх не только обогащается словарь детей и умение правильно называть прилагательные, но и развиваются навыки ловли и бросания мяча, моторика рук и др.

«Какой?» (характеристика предмета, явления – кто больше назовет) Эта игра также не требует особой подготовки или наличия специального материала. Достаточно любой картинки или предмета. Здесь важно, чтобы дети как можно больше назвали слов, характеризующих этот предмет, используя все сенсорные эталоны и не только (цвет, форма, размер, объем, вкус, запах, движение, настроение и т. д.).

«Определи на ощупь» Определять на ощупь можно не только предметы с различной поверхностью, но и контрастной температурой, различные по форме и размеру и и т. д. здесь также важно дать детям возможность сначала определить на ощупь,подумать, а затем ответить на вопрос какой предмет?

«Что бывает…» (зеленым, колючим) В этой игре мы принимаем любой ответ, но иногда, если нам кажется, что это противоестественно, просим ребенка объяснить, почему он так думает.

«Цепочка слов» (н-р.: кошка какая бывает? Кто еще таким бывает?.) Эта игра может быть бесконечной, если находить и описывать все время разные объекты, которые называют дети.

2. Звуковая культура речи.

«Звуковая азбука» Это авторская методика логопеда О. В. Закревской. Специально разработанная для детей дошкольного возраста азбука символов звуков в виде предметов. На каждой картинке (символе звука) можно найти букву, которая в словах издает такой же звук, как предмет на картинке (символ звука). С помощью этих символов ребенок не только быстро запоминает и правильно произносит звуки, но и быстро учится сливать звуки в слоги, что является хорошей основой для дальнейшей подготовки к обучению чтению.

3. Грамматический строй речи.

«Что где находится» (предлоги) Игра хороша тем, что дети не только учатся правильно употреблять предлоги, но еще здесь формируются навыки построения фразовой речи и простых предложений, ориентации в пространстве, обогащение словаря обобщающими понятиями.

4. Связная речь.

Игра «Лишний»

Из набора картинок выбрать, из какого они произведения и какая из них лишняя? 1. Муха, Доктор Айболит, Комарик, Бабочка (Муха-цокотуха) 2. Дед, Бабка, Мышка, Курочка Ряба (Репка) 3. Колобок, Медведь, Лиса, Козленок (Колобок)

Игра «Хорошо — плохо»

Мир не плох и не хорош — Объясню, и ты поймешь.

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мираразвитие связной речи, воображения ловкости.

Ход игры. Дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Воспитатель: Дождь.

Дети: Дождь —это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным.

Воспитатель: Город.

Дети: Хорошо,что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Вариант «Нравится не нравится» (о временах года).

Воспитатель: Зима.

Дети: Мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.

Игра «Только весе лые слова»

Цель: расширение словарного запаса, ознакомление с окружающим миром, развитие наблюдательности и сосредоточенности. Играть лучше в кругу. Ведущий определяет тему. Нужно назвать по очереди, допустим, только веселые слова. Первый игрок произносит«Клоун». Второй«Радость». Третий«Воздушный шарик» и т. д., пока слова не иссякнут.

Вариант. Можно сменить тему и назвать только зел ные слова, только круглые слова, колючие и т. д.

Игра «Путешествия по комнате (группе)»

Цель. Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.

Ход Воспитатель: У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названии которых есть звук С (или любой другой звук). Чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, вы кладите фишку (у каждого ребенка несколько фишек одного цвета) на найденный вами предмет. Пошли.

Также можно предложить детям такую игру«Расшифруй имена сказочных героев»

рассказывание по картине:

Пришел волшебник «Я только слышу»«Я только вижу»«Я чувствую» и т. д. Метод технологии ТРИЗ позволяет при составлении рассказов по картине использовать все сенсорные анализаторы – умение видеть, слышать, почувствовать запах и даже вкус происходящего не только на данной иллюстрации, но и почувствовать, что происходит за пределами.

«Что сначала, что потом» Этот дидактический материал научит детей обобщать, понимать последовательность сюжета, причинно-следственные связи, разовьют внимание, наблюдательность, связную речь. В качестве материала для этой игры могут выступать не только фабричные картинки, но и изображенные реально или схематично действия с какими-либо героями, предметами.

«Я – целое, а ты – моя часть» (ст. в-т) Эта игра также взята из технологии ТРИЗ. Она помогает ребенку детально рассмотреть строение любого предмета или явления.

«Рассказ от первого лица» является разновидностью эмпатийного рассказывания.Монолог-повествование может идти от имени любого лица: предмета, явления, живого или неживого существа и т. п.

«Цветные картинки» эта игра нацелена на развитие детского творчества и ассоциативного мышления. Глядя на полоски бумаги с различными цветными квадратами, предлагается придумать рассказ о чем-либо, о ком-либо на основе ассоциаций с реалиями окружающего мира.

«Чудесные вещи» игра направлена на развитие творческого воображения и ознакомление со свойствами предметов.

«Хорошо – плохо» очень известная игра, но ей также уделяется недостаточно внимания, либо проводят её не совсем правильно. Очень важно, чтобы дети не только находили положительные и отрицательные моменты в объекте или явлении, но и выстраивали логическую цепочку своих рассуждений, строили фразовую речь, простые и распространенные предложения. Игра может длиться бесконечно, главное, дети должны понять, что в любом случае у отрицательного есть всегда что-то положительное.

Таким образом, использование дидактических игр и упражнений даёт большие возможности для развития речи у детей - дошкольников:

  • повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;
  • обеспечивается психологический комфорт;
  • дети запоминают большое количество речевого материала;
  • активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление)

Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.

Сегодня наглядно продемонстрировали  как с помощью дидактической игры можно решать множество задач по развитию речи у дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов доу детский сад "снежинка" "Мнемотехника-как средство развития связной речи дошкольников"

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. В настоящее время проблема развития речи одна из главных....

Мастер-класс для педагогов "Дидактические игры и упражнения как средство развития исследовательских умений у дошкольников"

В материале представлены игры и упражнения для развития исследовательских умений у дошкольников...

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Театрализованная деятельность, как педагогическое средство развития связной речи дошкольников»

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуетс...

«Мастер – класса для педагогов «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Мастер класс предусматривает обмен опытом с коллегами по вопросу активизации речевого развития детей дошкольного возраста посредством использования дидактической игры. Цель: Расширить представления к...

Мастер - класс для педагогов на тему "Напольные игры как эффективное средство развития детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал рассказывает о том, как влияют напольные игры на развитие дошкольников....

Развивающие игры на липучках —как инновационное средство в развитии речи детей с Тяжёлыми Нарушениями Речи.

Цель: Теоретическое обоснование необходимости инновационных средств для решения проблемы развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.Задачи: 1.Способствовать формированию целостной...