Сообщение из опыта работы
статья по развитию речи (средняя группа)

Воронина Наталья Александровна

«Способы формирования лингвистических знаний ребенка дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сообщение31.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы Школа №2083 Дошкольное отделение «Ивушка»

        

Методическое объединение для воспитателей

на тему «ФГОС ДО. Раздел основной образовательной программы дошкольной образовательной организации образовательной области «Речевое развитие»

Сообщение по теме:

 «Способы формирования лингвистических знаний ребенка дошкольного возраста»

Воспитатель  ДО «Ивушка»

Воронина Наталья Александровна

2019 г.

Слайд 2 Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько он к ней подготовлен. Хорошо развитая речь детей является одним из показателей готовности к обучению в школе. Психологи утверждают: «Родной язык можно считать центральным предметом в начальной школе, так как он «проникает» во все другие предметы, обобщает и объединяет их результаты. По существу, речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи, особенно нуждаются в формировании готовности к обучению грамоте. Основой в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучению их звуковому анализу слова, то есть определению порядка следования звуков в слове. К.Д. Ушинский сказал об этом так: «Только тот сможет сознательно писать и читать, кто усвоил звуко-слоговое строение слова».

Работа в дошкольном учреждении только подтверждает растущий год от года процент плохо говорящих и не говорящих детей, которые с трудом понимают обращённую к ним речь, не могут связать название предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами. Поэтому формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в системе обучения ребёнка развитию речи в дошкольном учреждении.

Слайд 3 ( организция занятия тезисы)  

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия.

Константин Дмитриевич Ушинский считал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения». Как это сделать?

Организация образовательной работы в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение игровой деятельности, как основной формы занятия детей дошкольного возраста; принятие в процесс плодотворных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Иными словами, можно сказать, что  на помощь нам приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.

И тогда процесс подготовки к обучению грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями.

Слайд 4

Для этого мы изготавливаем игры, которые обязательно красочно оформлены и имеют эстетический вид. В непосредственно образовательной деятельности применяем иллюстрированный материал: предметы, игрушки, картинки, раздаточный материал. Для успешного развития детей нами в группе создана речевая зона. Она представлена театральным и книжным уголками. В этой зоне дети могут посмотреть любимые книги и иллюстрации к художественным произведениям, рассказать и показать любимую сказку при помощи различных видов театра, масок, шапочек, ручных кукол. Используем фланелеграф, на котором дети могут самостоятельно составить рассказ по серии сюжетных картинок, определять место звука в слове, составлять схемы предложений и по данной схеме составлять предложение.

Слайд 5

В стандарте дошкольного образования не предусмотрено обучение дошкольников грамоте: предлагается формирование предпосылок грамотности.

В основе современных технологий лежит метод Д. Б. Эльконина он, как и Ушинский К. Д., считал, что в основе подготовки к обучению грамоте должна быть работа со звуками человеческой речи. Эльконин подошел к созданию методики не только с точки зрения практического результата, а с точки зрения перспективы всего последующего развития ребенка. Подготовка к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребёнка особое «чутье» к языку.  Он обладает чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи. В более старшем возрасте это языковое чутьё несколько ослабевает, ребёнок как бы «теряет» свои лингвистические способности.

 Но подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше.

Слайд 6

При планировании занятий мы используем разнообразные методические материалы и пособия, такие, как технология Н.В. Дуровой и Л.Н.Невской «Поиграем в слова», пособие Л.Е. Журовой и Н.С. Варенцовой (под ред. Н.В. Дуровой) «Обучение дошкольников грамоте» и методику «Занятия по развитию речи в детском саду» (под ред. О.С. Ушаковой) и др.

Слайд 7

В младшей группе детей знакомим со звуками окружающего мира, звуком как единицей речи. Вычленяя звуки из общего потока, дети распознают, кто или что издает их. Затем в ходе звукоподражательных упражнений они учатся правильно произносить гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) и некоторые согласные (м – мь, п – пь, б – бь, т – ть и др.)? кроме шипящих и свистящих. Термины, характеризующие звук (гласные, согласные и т. п.), на занятиях не используются.

Слайд 8

Развитие у детей младшего дошкольного возраста умения управлять кистями и пальцами рук способствует развитию произвольности движений, что является общеразвивающей задачей на этом возрастном этапе.

Упражнения для развития движений рук включаются в контекст стихов, потешек, игр. В ходе совместной с воспитателем деятельности дети учатся координировать свои действия. Склонность к подражанию помогает дошкольникам копировать движения взрослого, которые служат своеобразной меркой, помогающей подладить свои движения к образцу (по мнению А. В. Запорожца). Малыш с удовольствием изображает зайчиков, птичек, оленей, черепах, бабочек и др.

Слайд 9

В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук». Знакомим с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. В средней группе впервые для четырехлетних детей речь из средства общения превращается в объект познания и анализа. В этом возрасте дошкольники начинают различать смысловую и формальную стороны слов, учатся правильно понимать и употреблять термины «слово», «звук», вслушиваются в звучание слова. На занятиях с детьми мы используем разнообразный материал (картинки, игрушки, предметы), который наглядно помогает сконцентрировать внимание на словах – названиях предметов, поддерживает интерес к звучанию слов. Значение термина «слово» мы рассматриваем при помощи различных примеров, закрепляем в упражнениях, дидактических играх. Этот термин мы включали в формулировки различных заданий. Мы формируем у детей умение интонационно выделять звук в слове, различать твердые и мягкие согласные. Различая пары звуков по твердости и мягкости, называем их соответственно «старшими» и «младшими» братцами (а не твердыми и мягкими согласными).

Детей учим определять первый звук в слове, что по сути является началом звукового анализа.

Слайд 10

Обучая интонационному выделению звука в слове, мы используем такой методический прием, как образец произношения слова воспитателем, так как детям этого возраста трудно управлять своей артикуляцией, которая выполняет функцию обследования звукового состава слова.

Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные).

При формировании интонационного выделения звука в слове мы используем методический прием сравнения звуков речи с природными звуками. Называем звуки песенками («с-с-с» - песенка воды, «р-р-р» - песенка мотора, «ж-ж-ж» - песенка жука, «ш -ш-ш» - песенка ветра). Это дает возможность обыгрывать интонационное выделение звука. Все занятия мы проводим в виде дидактических игр, упражнений, подвижных игр, что отвечает возрастным особенностям и возможностям детей четырех лет.

Слайд  11

Основной задачей обучения грамоте в старшей группе является обучение звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука и основных качественных характеристик звука.

Звуковой анализ мы начинаем с неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Чтобы ребенок мог реально представить слово, которое он произносит, мы используем картину-схему его звукового состава. Рисунок помогает ребенку видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить качество звуков в слове и выполняет контрольную функцию: если ребенок при анализе пропустит какой-либо звук, будут заполнены не все клеточки –

и он увидит, что где-то ошибся. Модель слова, которое получается в результате его звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. Таким образом, при обучении детей звуковому анализу слова, мы даем средства для его проведения и

учим ими пользоваться (это схема звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове).

Вводим термин «гласные» звуки и обозначение – красная фишка. При произнесении гласных звуков воздух свободно выходит изо рта. Чуть позже детей знакомим с делением на твердые и мягкие согласные (вводя термин). Обозначаем их синими и зелеными фишками. Дети отмечают, что при произнесении этих звуков воздух встречает преграды (язык, зубы и губы).

Слайд  12

В старшей группе на занятиях мы проводим словесные игры. Такие, например, как «Назови братца», «Назови слово», «Телеграф», «Магазин», «Назови первый звук», «Построить дом», «Игра с заданиями», «Назови слова», «Поймай конец и продолжай». С их помощью у детей формируется ориентация в звуковой структуре слова. Закрепляются умения интонационно выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, пополняется и активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная речь.

Слайд  13

В подготовительной к школе группе мы решаем следующие задачи: учим анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомим со всеми буквами русского алфавита и некоторыми правилами орфографии. Дети выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, овладевают слоговым и слитным способами чтения.

Мы учим детей членить предложения на слова (определять количество слов), называть их по порядку, переставлять, добавлять или заменять слова в предложении, составлять новые предложения. В качестве основного методического приема, как и в предыдущих группах, мы предлагаем составлять предложения с использованием «живой модели», когда дети обозначают слова предложения. Это помогает наглядно показать, из чего состоит предложение. В работе используем схемы предложений. Детям объясняем, что предложение можно нарисовать, чтобы узнать, сколько в нем слов. Чертим на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорим: «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку.

Слайд  14

Мы предлагаем специальные задания по определению ударения в словах. Воспитатель произносит слово, вызванный ребенок повторяет его с выделением ударного звука и называет этот звук (ууутка –ударный гласный звук «у»). Мы предлагаем детям называть слова с определенным ударным звуком.

Очень важно, чтобы дети еще до обучения чтению научились делить слова на слоги. Опыт показывает, что уже четырехлетние дети справляются с заданием разделить слово на части хлопками. В работе по ознакомлению дошкольников со слоговой структурой слова необходимо познакомить их с понятиями "начало" и "конец" слова. На графическом изображении слова (полоске) демонстрируем протяженность слова - произносим слово и ведем указкой по полоске (коорооваа). Затем спрашиваем, какой слог слышится в начале слова, в конце слова. Применяем следующие игры: «Перевертыши», «Собери слова», «Домино», «Часы», «Цепочка».

Слайд  15

В подготовительной группе дети продолжают осваивать графические элементы: они обводят изображения предметов по контуру и штрихуют их, копируют рисунки и дорисовывают фигуры. Затем детей последовательно знакомят с печатными буквами (сначала с гласными, потом с согласными), учат вписывать их в рабочую строку в соответствии с заданными условиями высоты, длины, ширины и количества. Практическая деятельность детей на этом этапе может включать конструирование письменных букв из отдельных элементов. Эти задания развивают воображение и представления о пространственных отношениях.

Слайд 16

Игры в «читающего человека» у дошкольников возникают стихийно, когда дети берут в руки книжку и, делая вид, что читают, пересказывают ее содержание. В группе мы сделали на шкафах и контейнерах с игрушками надписи и изображение предметов. Детей привлекает не только изображение, но и табличка. Они ведут пальчиком слева направо, как будто читая, находят знакомые буквы. Также оформлены и правила поведения в группе.  

Дети просят подписать их рисунки, поделки, имитируют процесс письма, водя карандашом по листу бумаги. В такой форме проявляется интерес детей к письменной речи, к чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: "Организация работы по развитию конструктивно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"

Какая проводится работа с детьми по конструированию. Как мы её проводим в средней группе. Зачем и с какой целью....

Сообщение из опыта работы "Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию"

Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребёнка.  Важной  задачей воспитания дошкольн...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....

Сообщение из опыта работы по теме:«Оздоровительная работа в лагере с дневным пребыванием детей»

Положительный опыт проводимой оздоровительной работы, позволили нам продолжить деятельность по оздоровлению детей в летний период. На базе нашего детского сада на протяж...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...

Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».

Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....