Особенности формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста
материал по развитию речи (старшая группа)

Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении. Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и, наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_formirovaniya_rechi_detey_5-6_let.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования грамматически правильной речи у детей

      дошкольного возраста.

Воспитательно- образовательный процесс в детских садах осуществляется согласно образовательным программам. Содержание программ нацелено на развитие любознательности, способностей, формирование творческого воображения ребёнка; обеспечивает охрану здоровья, эмоциональное благополучие, взаимодействие с семьёй. Одно из направлений в комплексных программах есть подготовка детей к жизни в современном обществе, к обучению в школе, в воспитании высокообразованных людей, которые должны овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому, главное в дошкольном обществе- это формирование грамматического строя речи, что дает детям возможность свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Усвоение детьми грамматического строя речи происходит постепенно, путем  подражания.

При формировании грамматически правильной речи детей следует различать работу над синтаксической и морфологической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксис- словосочетания и предложения.

Постепенность овладения грамматическим строем объясняется не только возрастными закономерностями нерв- ной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка, особенно морфологической.

В методике развития речи в настоящее время формулировка « формирование грамматически правильной речи» указывает, что наряду с обучением дошкольников грамматическому строю русского языка необходимо бороться с грамматическими неправильностями            ( ошибками) в речи детей.

Можно выделить следующие задачи грамматически правильной речи до-  школьников:                                              

  1. Исправление грамматических ошибок в устной речи детей.
  2. Совершенствование синтаксической стороны речи детей; ознакомление их с некоторыми общеупотребительными словосочетаниями; обучению распространения предложений и  составлению сложных предложений.
  3. Предупреждение грамматических ошибок морфологического порядка- тренировка детей ( начиная с младшей группы) в употреблении трудных морфологических категорий.

Чтобы облегчить детям овладение родным языком, нужно формировать общую культуру речи.

Чтобы отобрать для работы слова и морфологические категории в соот- ветствии с возрастом детей, прежде всего, нужно руководствоваться указаниями, данными в разделе программы «Ознакомление с окружающим». Целесообразно закреплять трудные грамматические формы тех слов, с которыми дети знакомятся в данной возрастной группе. Чаще всего затрудняют дошкольников следующие грамматические формы:

  1. Окончания существительных множественного числа в родительном падеже.

В младшем дошкольном возрасте дети добавляют в родительном падеже множественного числа к большинству употребляемых ими слов окончание- ов.: « матрешков, бантиков, варежков, кошков» и т.д. В старшем дошкольном возрасте такого типа ошибки сохраняются в основном в некоторых слова. Вот примеры некоторых трудных слов: апельсинов, баклажанов, манда-ринов, помидоров, яблоков.; гольфов, носков, рукавов, чулков; и т.д.

  1. Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: жеребята, гусята, львята, ягнята, склонение существительных, обозначающих животных: волка, волков, кур, медведей.
  2. Употребление несклоняемых имен существительных: пальто, кофе, какао, пианино, кино, радио, желе.
  3. Род существительных, особенно средний: печенье, яблоко, колесо, мороженное, небо.

Советуем обратить внимание на род следующих существительных: жираф ( м), зал( м), занавес ( м), калоша(ж), клавиша( ж), коые( м), манжета(ж), мышь(ж), овощ(м), оладья(ж),помидор(м), рельс(м), сандалия(ж), туфля(ж), тюль(м).

5. Ударение при склонении существительных:

а).Постоянное ударение(его место во всех падежах неизменно): грабли, петля, туфли, ясли;

б). Подвижное ударение( его место меняется при склонении): волк-волка-волки-волков; доска—доски-доску-доски(мн.ч.)-досок-доскам; изба-избы(мн.ч.)-изб; кру- жево-кружева-кружева(мн.ч.)-кружев; простыня-простыни-просростыни(мн.ч.)-простынь-простыням;

в). Перенос ударения на предлог: на голову, под гору, из лесу, на ноги, на пол.

6.Образование  сравнительной степени прилагательных:

а). Простым( синтетическим) способом при помощи суффиксов- ее(-ей),- е, осо- бенно с чередованием согласных-выше, длиннее, дороже, жиже, звонче, проще, резче, слаще, суше, туже;

б). При помощи других корней: хороший- лучше, плохой- хуже.

7). Образование глагольных форм:

а). В настоящем и прошедшем времени с чередующимися звуками: стрижёт-стриг, скаче-скакал(ошибки детей:скакаю, стригёт).

б). Спряжение глаголов: хотеть, бежать( разноспрягаемые);

в). Спряжение глаголов с особыми окончаниями в личных формах: есть, дать утёнки (ошибки детей: едишь булку, дадишь мне);

г). Повелительное наклонение: поезжай, сложи, отстегни.

8. Склонение некоторых местоимений, числительных(ошибки детей: два, двое ведров, по двух стройтесь, мене дали).

9. Образование страдательных причастий (ошибки детей: нарисоватая, оборватая).

Наблюдаются и другие, менее распространенные ошибки, характерные в основном для детей младшего дошкольного возраста( в носе, домы, ухи), иногда они носят индивидуальный характер («А Наташа ставится на стул!», « Киселю хочу»).

Морфологическая и синтаксическая стороны речи детей развиваются одновременно.

Учитывая особенности формирования синтаксической стороны речи детей, можно выделить следующие задачи: контроль правильного построения предложения; помощь в распространении предложения второстепенными и однородными членами, особенно следует обращать внимание на использование определительных и обстоятельственных признаков. В старшем дошкольном возрасте формируется умение противопоставлять однородные члены предложения, пользоваться противительными союзами (примеры речи детей 6-го года: У меня пластмассовые пуговицы, а не деревянные. Она бросила иголку, а не воткнула.) Нужно побуждать детей пользоваться сложными предложения- ми с придаточными разных видов.

         Таким образом, конкретное содержание работы по формированию грамматической стороны речи в дошкольном учреждении определяется нормами русской грамматики и возрастными особенностями детей. Состояние грамматической стороны речи в одной и той же группе может быть различным и зависит от нескольких причин:

  1. Общих психологических закономерностей развития ребенка (состояние нервных процессов, развитие внимания, мышления и т.д.)
  2. Запаса знаний и словаря, состояние фонетического слуха и речедвигатель-ного аппарата.
  3. Трудности усваиваемой грамматической категории.
  4. Состояние грамматической стороны речи окружающих взрослых (воспитатель, технический персонал детского сада, родственники детей) ,степени педагогического контроля правильности речи детей.)  

Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится в запланированной образовательной деятельности. В этом случае внимание детей привлечено только к нужной грамматической форме. Слово, его изменение, словосочетание или предложение становятся содержанием их умственной работы. Дети начинают осознавать, как надо говорить, стремятся сказать правильно, грамотно, красиво. Удобная, деловая обстановка такой образовательной деятельности способствует тому, что дети не отвлекаются, все слышат объяснения и указания воспитателя, сознательно следят за качеством речи товарищей.

В итоге дети получают образец, который запоминают и используют как эталон в оценке речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.            В дошкольном учреждении о...

« Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»

Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания. Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни. В...

КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений на формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста

Материал будет полезен педагогам, родителям, специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста. Педагоги часто в своей работе с детьми сталкиваются с такими проблемами, как недостаточно развитая ...

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое  руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребенка учат...

Картотека дидактических игр и упражнений на формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста

КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений на формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста...

Семинар -практикум по теме "Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста"

Цель: уточнить и расширить знания педагогов; выявить степень понимания проблемы; помочь в поиске путей ее решения....