КАРТОТЕКА ИГРЫ-БЕСЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
картотека по развитию речи (старшая группа)

Яценко Дарья Алимовна

игры которые можно играть с телефоном

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_rech.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

ИГРЫ-БЕСЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Игры с предметами (телефоном)

«Заказ такси по телефону»

Дидактическая задача: учить строить диалог во время разговора по телефону (звонок в такси)

Игровая задача: помочь зайке вызвать такси, чтобы поехать в поликлинику

Ход игры:

Воспитатель вовлекает детей в игру, сообщая, что к вам за помощью обратилась зайка, она заболела и ей нужно вызвать такси на 10 часов утра, чтобы добраться до поликлиники.

- Поможем зайке вызвать такси?

- Да!

- Сейчас я буду звонить в такси, а ваша задача внимательно слушать, как я буду вести диалог (набирает номер, имитирует звонок).

- Алло! Это диспетчер такси? Доброе утро. Могу я заказать такси?

- На какое время вам нужна машина?

- На 10 часов утра.

- Ваш адрес.

- Куда поедете?

- В детскую поликлинику.

- Назовите ваш телефон.

- Такси скоро будет. Перед приездом вам позвонят и назовут номер машины. До свидания.

- Спасибо. До свидания.

- Кто желает вызвать такси для зайки?

Дети по желанию имитируют звонок в такси, воспитатель помогает построить диалог, исправляет, дополняет их диалог

Звонок на работу маме (папе)

Дидактическая задача: закрепить навыки ведения культурного диалога по телефону; уточнить правила поведения в ситуации звонка на работу родителям.

Игровая задача: помочь своего товарищу

Ход игры

1. Беседа о том, в каких случаях можно звонить на работу родителям, почему без особой необходимости звонить не следует.

2 Разъяснение правил поведения в этой ситуации: «Ваши родители могут находиться не рядом с телефоном, поэтому за ними должен кто-то пойти. Нужно обязательно извиниться за беспокойство и объяснить причину, по которой вам необходимо поговорить с мамой. Если у мамы сотовый телефон, то нужно узнать, не помешает ли ваш звонок ее работе».

3. Показ разговора. Подготовленный ребенок звонит, а воспитатель исполняет роль сослуживицы.

— Алло! Добрый день. Вас беспокоит Алеша, сын Рябининой Татьяны Ивановны. Я у бабушки, а она заболела. Если вам нетрудно, позовите маму к телефону.

— Хорошо, Алеша. Ты подожди, не клади трубку, я схожу за мамой.

— Спасибо.

— Алло, Алеша, что случилось?

— Мама, бабушка заболела и просила не задерживаться сегодня.

— Что с бабушкой?

— Она простыла, и у нее болит голова.

— Хорошо, я сразу после работы заеду за тобой. А ты, Алеша, играй тише, чтобы не беспокоить бабушку. Договорились?

— Ладно. Пока, мама. Мы ждем.

— До встречи, сынок.

«Звонок в поликлинику»

Дидактическая задача: закрепить навык ведения диалога по телефону (звонок в поликлинику)

Игровая задача: помочь Буратино вызвать врача на дом по телефону

Ход игры

1. Беседа.

— К вам приходил когда-нибудь врач на дом? Кто его вызывал? Как?

— Врача вызывают, если у больного высокая температура, когда он сам не может пойти в поликлинику. Врача вызывают и к детям, и к родителям, если они тяжело болеют, и к бабушкам. Это очень грустно, когда кто-то болеет, но если вовремя вызвать врача, то можно помочь больному.

-Ребята, сегодня когда я шла в садик, на крылечке я нашла письмо от Буратино, он пишет, что Мальвина очень сильно заболела, у нее высокая температура и сильный кашель, и просить у вас помощи: «Ребята помогите вызвать врача Мальвине, а я в это время буду помогать Мальвине справляться с кашлем и температурой»

- Готовы помочь Буратино вызвать врача Мальвине?

- Да, готовы!

- Давайте поиграем в нашу игру с телефоном и научимся звонить в поликлинику.

- Кто желает вызвать врача Мальвине по телефону? (Дети предлагают свои кандидатуры)

- Кто хочет быть регистратором в поликлинике? Регистратор принимает вызовы врача на дом, обязательно уточняет, что болит у пациента, его фамилию, имя, возраст, адрес.

2. Демонстрация вызова врача.

— Алло! Добрый день. Это регистратура детской поликлиники?

— Да. Здравствуйте.

— Я бы хотела вызвать врача на дом.

— Что случилось?

— У нас заболела Мальвина. У нее очень высокая температура и сильный кашель.

— Нет ли насморка и головной боли?

— Нет, только кашель.

— Ваш адрес?

— Наш адрес ул. Ленина 56

— Врач придет во второй половине дня.

— Спасибо. До свидания.

— Всего доброго.

3. Самостоятельное разыгрывание ситуации детьми (2—3 раза). Воспитатель поощряет творчество детей в обыгрывании телефонного разговора.

Словесные игры

«Угадай, кто я»

Дидактическая задача: учить детей воспринимать сообщения и высказывать в ответ свое мнение.

Игровая задача: угадать о каком сказочном герое говорит ведущий

Ход игры

Выбирается ведущий. Его задача – представить себя в роли сказочного персонажа и назвать свои характерные черты (или черту). Остальные дети отгадывают.

Например,

— Я очень маленького роста, - сообщает ведущий игрок.

— Ты – Дюймовочка? – предполагает кто-либо из детей.

— Нет. Я не девочка, а мальчик.

— Тогда, наверное, ты Мальчик-с-пальчик.

— Нет. У меня нет братьев, а есть друзья, с которыми я живу.

— Я думаю, что ты – Жихарка.

— Правильно.

Угадавший ребенок становится ведущим.

«Да и нет»

Дидактическая задача: познакомить с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Материал: семь-восемь предметов различного назначения — игрушки, предметы быта, овощи, одежда.

Ход игры

Предметы раскладываются на столе.

Воспитатель говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет». Все поняли?».

Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы.

- Этот предмет нужен в хозяйстве? - Его едят?

- Его надевают на тело?

- Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с.? - Он круглый? Он коричневый? И т. п.

Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета - к его расположению — к выяснению внешних признаком, лишь затем назвать отгадку.

«А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы».

Вариант игры.

Дети делятся на команды. У каждой — свой стол с предметами. Сначала одна команда загадывает какой-нибудь предмет, а другая отгадывает с помощью вопросов. Потом дети меняются ролями. Выигрывает та команда, которая задаст больше вопросов.

«Будь внимателен!»

Дидактическая задача: учить детей корректно реагировать на различные сообщения.

Игровая задача: поддержать радость или сочувствие воспитателя

Ход игры

Педагог говорит детям о том, что людям очень часто хочется рассказать о своих радостях или неприятностях. Вежливые, воспитанные люди на радостное сообщение отвечают: «Я рад (а) за тебя (вас)», «Очень приятно», «Я горжусь вами (тобой)». На невеселое сообщение следует сказать: «Я сочувствую тебе (вам)» или «Мне очень жаль».

— Но чтобы правильно среагировать на сообщение, нужно быть внимательным. Мы сейчас поиграем и поучимся быть внимательными. Я буду сообщать о чем-нибудь хорошем или неприятном для меня. Тот, кому я брошу мяч, должен быстро ответить на мое сообщение так, чтобы поддержать мою радость или посочувствовать мне.

— Я еду в гости.

— Я победила в конкурсе воспитателей.

— У меня сегодня очень сильно болит голова.

— Я купила себе красивое платье.

— Я потеряла свой любимый шарфик и т. д.

Тот, кто замешкается, выбывает из игры. А самый внимательный игрок становится ведущим.

«Передай письмо»

Дидактическая задача: активизировать в речи детей различные варианты выражения просьбы.

Материал: разноцветные конверты, набор картинок.

Ход игры

В игре участвуют 5—7 детей. Они сидят на стульчиках в ряд. Воспитатель-почтальон вынимает из сумки конверт и говорит: «Письмо Саше». Названный ребенок садится на последний стул. Почтальон передает конверт по цепочке со словами: «Будь добр, передай письмо Саше» или «Ты не сможешь передать письмо Саше?» и т. п. Дети по цепочке передают письмо, повторяя сказанную воспитателем фразу. Получивший письмо благодарит. Игра продолжается. Воспитатель меняет варианты выражения просьбы.

Усложнение. В дальнейшем игра предполагает присоединение к фразе речевого этикета обращения: «Вера, я тебя очень прошу, передай письмо.».

Можно использовать в игре и дополнительные задания.

Воспитатель. Письмо от Меховушки? Расскажи, пожалуйста, в кого она превратилась, какой она стала?

Ребенок. Меховушка превратилась в тигренка. Тигренок одет в теплую шубу, потому что зима. Он играет с ребятами в снежки.

Примечание. Во время игры необходимо следить, чтобы дети, передавая письмо, не забывали проговаривать просьбу. Примерные формулы выражения просьбы, используемые в игре:

— Если тебе нетрудно. — Будь добр.

— Ты не мог бы.? — Я тебя очень прошу.

— Сделай доброе дело, передай.

— Передай, пожалуйста.

«Ошибка»

Дидактическая задача: развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.

Ход игры

Воспитатель: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И. О.» или «Я согласен с вами, И. О.».

Примеры суждений:

— Карлсон жил в маленьком домике у леса.

— Пятница идет после среды.

— Буратино — один из жителей цветочного городка.

— Мыть руки вредно для здоровья.

— Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.

— Если на деревьях есть листья, то это лето.

«Волшебный ключ»

Дидактическая задача: закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.

Ход игры

Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т. п.). Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».

Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?».

Примерные формулы выражения просьбы-разрешения:

— Разрешите пройти.

- Разрешите, пожалуйста.

- Позвольте пройти.

— Пропустите меня, пожалуйста.

— Вы не могли бы пропустить меня?

— Если можно, пропустите, пожалуйста.

— Извините, я могу пройти?

Подвижная игра

«ГУСИ-ГУСИ» (русская народная игра)

Дидактическая задача: развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы их речь была выразительной.

Игровое правило: убегать от волка только после слов: «Ну, летите как хотите, только крылья берегите!»

Игровые действия: имитируют пасущихся гусей. Хозяйка выручает пойманных гусей.

Ход игры: при помощи считалочки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка в другом, волк - в стороне. Слова хозяйки гусей: -Гуси! Гуси! Есть хотите? Ну, летите! Почему?

Ответы гусей: -Га-га-га! Да-да-да! Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой!

-Ну, летите как хотите, только крылья берегите!

Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда волк поймает несколько гусей, хозяйка ищет их, а затем выручает, предлагая убежать от волка. Волк их ловит, но всех поймать не может, кто-то убегает


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Презентация по проведенному исследованию и работе над формированием диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Формирование диалогической речи у старших дошкольников.

Представлен конспект НОД в подготовительной к школе группе "Что такое детский сад?"...

"Методы и приемы по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста"

Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждался вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ими спонтанно в ...

Выступление на методическом объединении «Формирование диалогической речи детей с нарушениями речи в общении с взрослыми»

Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разгово...

Картотека игр для формирования диалогической речи детей дошкольного возраста

Сборник  игр для формирования диалогической речи детей дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр на формирование диалогической речи

Картотека дидактических игр   на формирование диалогической речи          Игры с предметами  (телефоном)  «Заказ такси по т...

Картотека диалогов для формирования диалогической речи детей дошкольного возраста

Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра.В методике разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие...