Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Составление описательного рассказа по теме "Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Абдрахманова Людмила Владимировна

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой, интанационнальной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Обучение осуществляется в форме организованной непрерывной образовательной деятельности, один из примеров которой я и предлагаю вашему вниманию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе «Составление описательного рассказа на тему «Зима».

Воспитатель: Абдрахманова Л.В.

Задачи:

-связная речь: учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространённые, сложные);

-словарь и грамматика; учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребёнок рассказывает, воспитатель записывает рассказ);

-звуковая культура речи: побиваться чёткого произнесения слов и фраз, включающих звуки Ц, Ч, приучать пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова на слоги.

Оборудование: схема, презентация «Закружило, замело» (фото с зимними пейзажами, музыкальное сопровождение - Первая и вторая симфонии П.И. Чайковского), аудиозапись «Метель, вьюга», зимние раскраски.

Предшествующая работа: наблюдения на прогулке, рассматривание картин, альбомов, чтение художественной литературы по теме «Зима».

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Дети садятся за столы принимают позу лобно – затылочной коррекции (правя рука на лоб, левая рука на затылок, глаза закрыты).

-Глаза закрываем и представляем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера, мы забываем

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас,

Вы самые лучшее, что есть на свете.

Глаза открываем

2. Закрепление раннее изученного материала.

Знаю, знаю наперед

Вы смекалистый народ

Я вам сейчас прочту стихотворение, а вы внимательно послушайте и ответьте, о чем в нем говорится (звучит аудиозапись «Метель, вьюга»)

Снежок

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух.
И ловит кошка рыжая
Весёлых белых мух.

(Н. Некрасов)

-О каком времени года говорится в стихотворении?

-Назовите зимние месяцы.

Презентация «Закружила, замело» (муз. сопровождение муз. Чайковского)

Составление сложноподчинённых предложений

Дети продолжают предложения, объясняя почему.

- Утром кругом было белым-бело, потому что ….(наступила зима, ударили морозы, ночью шел снег и т.д.)

- Люди одеты в тёплую зимнюю одежду, потому что…(на улице морозно, холодно, кругом лежит снег и т.д.)

- Лисе и волку зимой трудно найти себе добычу, потому что …(многие звери впали в спячку и их не отыскать под толстым слоем снега, снег заметает следы зверей, заяц сменил серый мех на белый…и т.д.)

- Дети любят зиму, потому что …..(зимой можно играть в различные зимние забавы: лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься на коньках, санках и лыжах, строить снежную крепость; зимой наступает праздник «Новый год» и Дед Мороз  дарит всем подарки и т.д.)

Дети могут дополнять ответы друг друга.

Динамическая пауза.

Закружились, завертелись (покружиться на месте) белые снежинки

Вверх взлетели белой стаей (руки поднять)

Белые пушинки (покружиться на носках)

Чуть затихла злая вьюга (опустить руки, встать прямо)

Улеглись повсюду (присесть, руки к полу)

Заблистали, словно жемчуг (встать, руки вперёд)

Все дивятся чуду (развести руки в стороны).

Заискрились, засверкали (руками выполнить движение "ножницы")

Белые подружки.

Заспешили на прогулку (шаги на месте)

Дети и старушки.

Расширение и пополнение словаря

Д/игра: «Скажи какой?» (дети передают мяч по кругу, добавляя прилагательные)

Снег какой?....(белый, белоснежный, блестящий, серебристый, холодный, рыхлый, глубокий, грязный…)

Зима какая?...(снежная, холодная, морозная, студеная, русская, теплая, продолжительная, запоздалая, голодная….)

Мороз какой?...(сильный, крепкий, лютый, трескучий, жестокий, легкий).

3. Основная часть.

Работа со схемой

-Ребята сегодня на занятии мы с вами превратимся в писателей и будем учиться составлять рассказ о зиме, в этом нам поможет вот эта схема.

IMG_256

- начните свой рассказ с того, какое время года наступило
- о том, какой снег
- какие деревья зимой
- расскажете о птицах и животных зимой
- о детях
- как одеты люди зимой
- в какие игры играют дети зимой
- какое настроение у них зимой

 Рассказы детей о зиме с опорой на мнемотаблицу.

Составление описательного рассказа о зиме

Примерный рассказ по опорной схеме.

Вот и наступила зима. Дни становятся все короче, а ночи длиннее. Выпал белый пушистый снег и укутал всю землю снежным одеялом, засыпал деревья, дома, улицы. На улице морозно, дует холодный ветер. А в лесу тихо и спокойно. Спит земля под снежным покрывалом. Снегом укутаны деревья, скованные льдом реки и озера. Многие звери впали в спячку, сладко спит в своей берлоге медведь. Лишь голодный волк да рыжая лиса бродят по лесу в поисках добычи, но зайчика им сейчас сложно поймать, он сменил свою серую шубку на белую. Перелетные птицы давно улетели, а те, что остались зимовать прячутся от холода, лишь хорошо видны на белом снегу снегири да синички. Люди достали зимнюю одежду, обувь, теплые шапки и рукавицы. Ах, как хорошо зимой. Наконец-то можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах и коньках, строить снежную крепость и лепить снеговика.

-Сегодня я запишу ваши рассказы. Лучший рассказ мы поместим в Уголок родителей, чтобы они знали, что вы делаете на занятиях. Говорите не спеша, чтобы я успевала записывать.

(Во время рассказывания воспитатель дает детям понять, успевает ли он записывать, побуждая их говорить медленнее. Педагог выясняет у ребят, чей рассказ они хотят поместить в Уголок родителей).

   3-4 рассказа по желанию детей.

А теперь послушайте маленькое стихотворение, которое называется «Курица и цыплята».

Любовалась цыплятами курица:

Что ни цыпленок – то умница.

-Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (Ц). Назовите слова, в которых есть звук ц.

-Послушайте слово курица. Сколько слогов в этом слове?

-А в слове умница сколько слогов?

Послушайте еще одно стихотворение, оно называется «Внучка».

Утром дед спросил у внучки:

- Почему не моешь ручки?

Отвечает внучка:

- Я не белоручка!

-Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (Ч). Назовите слова, в которых есть звук ч.

  1. Заключительная часть. Итоги.

-Вот какая удивительная у нас зима!  Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными. А чтоб вы лучше запомнили, о чем мы сегодня с вами говорили, я хочу подарить вам раскраски "Зимушка-зима". Вы дома раскрасьте их и расскажите своим родителям о зиме - прекрасном времени года, её приметах. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи по теме: "Составление описательных рассказов по картинке" (зайчата потерялись), для детей средней группы.

Конспект занятия разработан для открытого просмотра на основе занятия О. С. Ушаковой "Развитие речи".Предназначен для проведения с детьми среднего возраста.В данном занятии используются ЦОР и технолог...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Составление описательного рассказа о синичке"

Данный конспект поможет педагогам и родителям научить детей 5-6 лет в игровой форме составлять описательный рассказ о синичке, используя метод образца педагога с элементами пересказа и заучивания худо...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений об осени.

Цели:Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой. Закрепление представлений об осени. Обогащение...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок»»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок»» (Гербова, с47) Цель. Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л.Толсто...