Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.
консультация по развитию речи (старшая группа)

Воронцова Полина Александровна

Рекомендации для родителей по речевому развитию

для детей старшего дошкольного возраста.

Уважаемые родители!

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое, и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Помните, что взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.

Рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Важным условием для развития речи является повседневное позитивное общение ребёнка с взрослым! Предлагаю несколько упражнений, игр, заданий по развитию речевых навыков и умений.

Развитие коммуникативных навыков.

- Чтение (пересказывание) сказок, рассказов;

- разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок;

- беседы о различных явлениях окружающего мира (животных, насекомых, растениях и т. д.);

- наблюдения за погодными изменениями;

- совместное придумывание рассказов, сказок.

Не оставляйте без внимания вопросы детей, отвечайте в доступной для ребёнка форме и чаще сами задавайте вопросы, добиваясь ответов.

Развитие речевой моторики.

Для чёткой артикуляции звуков (звукопроизношения) нужны сильные, подвижные органы речи – язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов речевого аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Статические подготовительные упражнения:

«Блинчик». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10-15 сек. (рот широко открыт).

«Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь, и сделать его узким, удерживать 15 сек.

«Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху (передний широкий край языка, боковые части, приняв форму «чашечки» - «кружечки».

«Грибок». Рот открыт. Широкий язык всей плоскостью «присасывается» к нёбу, напоминая «шляпку» гриба, а подъязычная связка – «ножку» гриба, удерживать

15 сек.

Динамические подготовительные упражнения.

«Часики». Высунуть узкий язык, двигая им вправо – влево (из угла в угол) под счёт, проделать движения до 15 раз.

«Качели». Рот открыт. Широкий язык поднимается (тянется к носу) опускается

(к подбородку); следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Повторять движения вверх – вниз до 10 раз.

«Лошадка». Рот открыт. Широкий язык «присасывается» к нёбу и со щелчком отрывается; проделать движения до 15 раз.

«Гармошка». Рот открыт. Широкий язык прижать (присосать) к нёбу и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. Проделать движения до 10 раз.

Гимнастика проводится 3-4 раза в день по 10-15 минут.

Развитие мелкой моторики.

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга и психику детей, не случайно называют руку – «вторым» органом речи. Поэтому необходимо стимулировать речевое развитие детей, путём тренировки движений кистей и пальцев рук.

- Массаж руки: растирание, разминание и т. п.

- Игры с игрушками и предметами: перебирание мелких предметов (бусинки, пуговицы, крупа); застёгивание – расстегивание, нанизывание, завязывание, шнуровка; складывание (матрёшки, пирамидки, игры с мозаикой, конструктором и т. п.

- Изобразительная деятельность: раскрашивание, лепка, оригами, аппликация, поделки из природного материала.

- Графические упражнения: обведение трафаретов по контуру, по точкам; штрихование; дорисовка картинок и т. д.

Развитие фонематического слуха и восприятия.

- Повторить слоговой ряд (с чередованием согласных звуков па-ба-па, ка-га-ка,

та-да-та, ра-ла-ра, са-ша-са и т. д.)

- Назвать предметы (игрушки) с заданным звуком«с» - санки, самокат, сапоги и т. п.

- Повторить пары слов и сказать, чем отличаются: горка – корка, Мишка – миска, рожки – ложки, бочка – почка, коса – коза и т. д.

Развитие навыков словообразования, словоизменения.

Развитие словарного запаса.

Игры, упражнения, задания.

«Один – много»: окно – окна, ухо – уши и т. п.

«Подбери к слову рифму»: кора – нора и т. п.

«Скажи одним словом»: голубые глаза – голубоглазый …

«Назови листья»: берёзы – берёзовые листья, клёна – кленовый лист и т. д.

«Назови деревья (овощи, фрукты и т. д. все логические группы)»

Юбка, колготки, футболка – одежда и т. д.

Задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала, в словесных играх«Кто больше слов скажет про куклу, мяч»«Назови ласково»«Скажи по-другому»«Я начну, а ты продолжи»«Добавь слово».

В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье, умение выбирать подходящее по смыслу слово в определенном словосочетании, предложении. 

Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.

 Игра- это основной вид деятельности   дошкольников.   Играя, ребёнок   обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

 Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Что необходимо делать дома:

1. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание

на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить

у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью

2. Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили,

что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться

к специалистам (логопеду, психологу, дефектологу)

3. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное

4. Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:

Ты самый любимый! Ты очень многое можешь! Что бы мы без тебя делали!

Иди ко мне! Садись с нами! Я помогу тебе. Я радуюсь твоим успехам

Расскажи мне, что с тобой.

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия - это вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley_po_rechevomu_razvitiyu.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по речевому развитию

для детей старшего дошкольного возраста.

Уважаемые родители!

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое, и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Помните, что взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.

Рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Важным условием для развития речи является повседневное позитивное общение ребёнка с взрослым! Предлагаю несколько упражнений, игр, заданий по развитию речевых навыков и умений.

Развитие коммуникативных навыков.

- Чтение (пересказывание) сказок, рассказов;

- разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок;

- беседы о различных явлениях окружающего мира (животных, насекомых, растениях и т. д.);

- наблюдения за погодными изменениями;

- совместное придумывание рассказов, сказок.

Не оставляйте без внимания вопросы детей, отвечайте в доступной для ребёнка форме и чаще сами задавайте вопросы, добиваясь ответов.

Развитие речевой моторики.

Для чёткой артикуляции звуков (звукопроизношения) нужны сильные, подвижные органы речи – язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов речевого аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Статические подготовительные упражнения:

«Блинчик». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10-15 сек. (рот широко открыт).

«Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь, и сделать его узким, удерживать 15 сек.

«Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху (передний широкий край языка, боковые части, приняв форму «чашечки» - «кружечки».

«Грибок». Рот открыт. Широкий язык всей плоскостью «присасывается» к нёбу, напоминая «шляпку» гриба, а подъязычная связка – «ножку» гриба, удерживать

15 сек.

Динамические подготовительные упражнения.

«Часики». Высунуть узкий язык, двигая им вправо – влево (из угла в угол) под счёт, проделать движения до 15 раз.

«Качели». Рот открыт. Широкий язык поднимается (тянется к носу) опускается

(к подбородку); следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Повторять движения вверх – вниз до 10 раз.

«Лошадка». Рот открыт. Широкий язык «присасывается» к нёбу и со щелчком отрывается; проделать движения до 15 раз.

«Гармошка». Рот открыт. Широкий язык прижать (присосать) к нёбу и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. Проделать движения до 10 раз.

Гимнастика проводится 3-4 раза в день по 10-15 минут.

Развитие мелкой моторики.

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга и психику детей, не случайно называют руку – «вторым» органом речи. Поэтому необходимо стимулировать речевое развитие детей, путём тренировки движений кистей и пальцев рук.

- Массаж руки: растирание, разминание и т. п.

- Игры с игрушками и предметами: перебирание мелких предметов (бусинки, пуговицы, крупа); застёгивание – расстегивание, нанизывание, завязывание, шнуровка; складывание (матрёшки, пирамидки, игры с мозаикой, конструктором и т. п.

- Изобразительная деятельность: раскрашивание, лепка, оригами, аппликация, поделки из природного материала.

- Графические упражнения: обведение трафаретов по контуру, по точкам; штрихование; дорисовка картинок и т. д.

Развитие фонематического слуха и восприятия.

- Повторить слоговой ряд (с чередованием согласных звуков па-ба-па, ка-га-ка,

та-да-та, ра-ла-ра, са-ша-са и т. д.)

- Назвать предметы (игрушки) с заданным звуком«с» - санки, самокат, сапоги и т. п.

- Повторить пары слов и сказать, чем отличаются: горка – корка, Мишка – миска, рожки – ложки, бочка – почка, коса – коза и т. д.

Развитие навыков словообразования, словоизменения.

Развитие словарного запаса.

Игры, упражнения, задания.

«Один – много»: окно – окна, ухо – уши и т. п.

«Подбери к слову рифму»: кора – нора и т. п.

«Скажи одним словом»: голубые глаза – голубоглазый …

«Назови листья»: берёзы – берёзовые листья, клёна – кленовый лист и т. д.

«Назови деревья (овощи, фрукты и т. д. все логические группы)»

Юбка, колготки, футболка – одежда и т. д.

Задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала, в словесных играх«Кто больше слов скажет про куклу, мяч»«Назови ласково»«Скажи по-другому»«Я начну, а ты продолжи»«Добавь слово».

В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье, умение выбирать подходящее по смыслу слово в определенном словосочетании, предложении.

Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.

 Игра- это основной вид деятельности   дошкольников.   Играя, ребёнок   обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

 Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Что необходимо делать дома:

1. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание

на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить

у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью

2. Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили,

что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться

к специалистам (логопеду, психологу, дефектологу)

3. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное

4. Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:

Ты самый любимый! Ты очень многое можешь! Что бы мы без тебя делали!

Иди ко мне! Садись с нами! Я помогу тебе. Я радуюсь твоим успехам

Расскажи мне, что с тобой.

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия - это вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

Памятка для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.

Памятка для родителей по речевому развитиюдля детей старшего дошкольного  возраста....

Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.

В рекомендации представлены игры на развитие речи для детей старшего дошкольного возраста...

Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного  возраста...

Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.

РЕЧЬ — исторически сложившаяся в процессе деятельности людей форма их общения, опосредованная языком.Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сдела...

Консультация "Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста".

Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной ж...