НОД развитие речи «Дидактические игры со словами. Чтение небылиц»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ирина Михайловна Малетина

Тема: «Дидактические игры со словами. Чтение небылиц»

Цель: развивать связную речь, память, внимание, мышление, воображение.

Задачи:

- обучающие: учить детей самостоятельно составлять небылицы, активизировать речь детей;

- развивающие: развивать воображение и фантазию;

- воспитывающие: воспитывать интерес к художественному жанру «Небылицы».

Оборудование и материалы: иллюстрации произведений К.И.Чуковского «Федорино горе», «Путаница»; Б.Заходера «Кит и кот»; «Небылицы в лицах».

Для детей: полотно  с набором  картинок для составления небылиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did.igry_so_slovami.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

НОД: развитие речи.

Дата проведения занятия: 12.04.2021г.

ФИО педагога: Малетина И.М.

Тема: «Дидактические игры со словами. Чтение небылиц»

Цель: развивать связную речь, память, внимание, мышление, воображение.

Задачи:

- обучающие: учить детей самостоятельно составлять небылицы, активизировать речь детей;

- развивающие: развивать воображение и фантазию;

- воспитывающие: воспитывать интерес к художественному жанру «Небылицы».

Оборудование и материалы: иллюстрации произведений К.И.Чуковского «Федорино горе», «Путаница»; Б.Заходера «Кит и кот»; «Небылицы в лицах».

Для детей: полотно  с набором  картинок для составления небылиц;

 

Ход занятия:

Этапы занятия

Рекомендации

I. Организационный момент

Коммуникативная игра «Доброе утро!»

Дети встают в две шеренги лицом друг к другу).

Придумано кем-то

Просто и мудро.

При встрече здороваться:

-Доброе утро (выставляют руки  вперед и прислоняют ладошки).

-Доброе утро солнцу и птицам (поднимают руки вверх, тянутся).

Доброе утро улыбчивым лицам (машут правой рукой и улыбаются друг другу).

И каждый становится

Добрым, доверчивым. 

Пусть доброе утро. 

Длится до вечера.

-Ребята, теперь посмотрите на меня и подарите улыбку мне.  Вы заметили самого маленького, тихого, скромного гостя в группе? Кто это?  (Незнайка).

- Правильно, это Незнайка. Пришла я утром на работу и вижу: Незнайка, печальный, в дверях стоит, а в руках книгу теребит. Он стихи сочинил и стал читать у себя в Солнечном городе ребятам, поэту Цветику. Но ребятам стихи не понравились, сказали, что таких стихов не бывает, и запретили Незнайке их кому-либо показывать.

Обиделся Незнайка на друзей и просит книгу со стихами  в детский сад ребятам в подарок передать: «Почитайте мои стихи, пусть ваши ребята скажут: правда ли стихи мои плохие».

II. Сообщение темы, цели занятия

Прочитаем, ребята, стихи Незнайки?

Сейчас, Незнайка, мы с ребятами прочитаем твои стихи. Ты садись здесь повыше и слушай нас внимательно. Вы, ребята, тоже будьте внимательны, объясним Незнайке, в чем причина его неудачи.

III. Основная часть

Дидактическая игра «Слово заблудилось».

Цель игры – формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

Правила игры. Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

1.Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.

Вопросы:

 Кто ползет? Как вы думаете, куда лук ползет? (Он растет, тянется вверх). Лук может ползти? (Нет) 

Тогда кто же ползет? (Жук).

Что перепутал Незнайка? (Слово перепутал). Незнайка, ползет жук, а не лук!

2.Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном:

Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном».

Вопросы:

Что врач назначает больному? (Цапли).

  Может быть такое лекарство? (Нет).

Что тогда назначил врач? (Врач назначил капли).

Что снова перепутал Незнайка? (Слово перепутал Незнайка).

3.Жучка будку (булку) не доела.

 Неохото, надоело.

Вопросы:

Что ела Жучка?

 Почему будку нельзя есть?

А что же она ела? (Булку).

4.Забодал меня котел (козел),

На него я очень зол.

Вопросы:

Что такое котел? (Он не может бодать). А кто бодал? (Козел, потому что у него есть рога).

И снова, в чем ошибка? (Слово перепутал Незнайка).

Ребята приходят к выводу, что Незнайка перепутал слова.

Воспитатель:

-О чем получились у Незнайки стихи? (О том, чего в жизни не бывает). А если в жизни не бывает того, о чем пишем, как мы называем такие стихи? (Небылицы).

Молодцы, правильно. Это небылицы.  Интересные небылицы написал Незнайка? (Интересные, смешные).

Обращаюсь к Незнайке:

-Хорошие у тебя стихи, Незнайка, и ребятам нравятся, только они называются небылицы. Поэтому твои небылицы не понятны ребятам из Солнечного города, потому что в них они увидели неправду. Ты им скажи, что кроме стихов бывают небылицы, пусть они знают об этом.

-Ребята, Незнайка еще и на слайде нам прислал стихотворение. Прочитаем, что же в нем не так.

Слайд. Дидактическая игра «Что не так?».  

Читаю стихотворение, анализируем, уточняем, что может быть «не так».

Ехал Ваня на коне, 
Вел собачку на ремне, 
А старушка в это время 
Мыла фикус на окне. 

  Вопросы.

Какие действующие лица в стихотворении?

Кто ехал на коне?

Кого вел Ваня? Как вел?

Что делала старушка?

Где стоял фикус? Что такое фикус?  Что в стихотворении не так? (Все правильно, здесь нет вымысла).

- Я хочу вам предложить это стихотворение перестроить в небылицу. Как?  (Мы так переставим слова, так запутаем, чтобы получилось смешно).  Как же здесь можно перепутать героев и их действия? (Пробуют переставить местами героев, рассказывают получившуюся небылицу).

Показываю новый слайд:

Ехал фикус на коне, 
Вел старушку на ремне, 
А собачка в это время 
Мыла Ваню на окне. 

Дети рассматривают картинку на слайде, рассказывают новую небылицу.

А такое бывает в жизни?

 Что получилось? (Небылица).

 -Интересно придумывать из стихов запутанные истории? А хотите сами сочинить небылицу? Для этого я дам вам наборы картинок.

    Ребята, кажется, Незнайка мне хочет что-то сказать… (подхожу к кукле, наклоняюсь и «слушаю»). Незнайка говорит, что он устал, хочет сделать зарядку и приглашает вас.  Выходите, ребята, на середину группы, вам тоже отдохнуть самое время.

Физкультминутка.

Старый заяц сено косит (косят сено),

А лиса сгребает (сгребает).

Муха сено к возу носит (несет, делает шаги),

А комар кидает (кидает).

Довезли до сеновала (руками крутят колеса).

С воза муха закричала (головой крутит):

-На чердак я не пойду,

Я оттуда упаду (шагает на месте),

Ноженьку сломаю (прыгают 4 раза),

Буду я хромая (хромает).

 Ребята садятся.

 Раздаю детям полотно с набором картинок.

Воспитатель (к детям):

-Вы запомнили, как составить небылицу? Как? Сейчас вы в парах составите по одной небылице (составляют, рассказывают).

Небылицы могут получиться разные. Например, такие:

1 Собака садится играть на гармошке.

2.Ныряют в аквариум рыжие кошки.

3.Внучкина бабушка в куклы играет.

4.Цветы малышей поливают из лейки.

5.На сосне растет картошка.

-Интересно составлять небылицы? Чем они интересны? (Смешные).

Зачем составляли небылицы? (Веселиться).   

А вы знаете, что небылицы люди придумывали на Руси уже давно. Раньше не было ни телевизоров, ни компьютеров, а после тяжелой полевой работы людям хотелось отдыхать, веселиться. Они сочиняли разные смешные истории. Потом, позже, их рассказывали уже скоморохи на ярмарках. Вы знаете, кто такие скоморохи?

Они выглядели так (слайд). Скоморохи играли на музыкальных инструментах (балалайка, бубен), водили с собой медведя. Так они веселили народ.

Детям даю задание:

 - Постарайтесь запомнить небылицы, а потом назовете, какие удалось запомнить.

На заборе чепуха
Кушала варенье.
Куры съели петуха  
В это воскресенье.

Сидели два медведя  
На тоненьком суку.
Один сбивал сметану,
Другой молол муку.

Раз ку-ку, два ку-ку – 
Оба шлепнулись в муку!
Нос в муке, рот в муке,
Ухо в кислом молоке!

(Показывают касанием руки «нос в муке, рот в муке, ухо в кислом молоке»).

Наш козел-стрекозел
То-то умный был.
Он и тесто месил,
Он и печку топил,
Творогом лепешки смазывал,
Песни пел и сказки сказывал,

Песни-сказки небылицы, небывальщины,
Небывальщины да неслыхальщины.  (Последние две строки говорят все вместе).    

-Понравилось небылицы?

Какие вам запомнились небылицы?

 А еще что вы делали? (Составляли небылицы).  Скажите, как нужно составлять небылицы? (Неправильно говорили предложение, чтобы получилось то, чего на свете быть не может). Помогли Незнайке разобраться в его творчестве.

Что Незнайка сочинил? (Небылицы). Только друзья Незнайки не знают, что, кроме стихов, бывают небылицы, смешные, веселые, но Незнайка им обязательно об этом расскажет. А книгу свою он оставляет в детском саду - это подарок его нам.

Нужно поблагодарить Незнайку.

- Хорошие, Незнайка, получились у тебя небылицы. Спасибо тебе. Сочиняй и приноси нам, мы с удовольствием будем читать.

IV. Подведение итогов

Сейчас вы покажете, какое настроение у вас после чтения книги Незнайки. Ответьте на мои вопросы движениями:

Если весело тебе – ты три раза топни;

Если весело тебе – ты три раза хлопни;

Если весело тебе – ты к солнцу потянись!

Если весело тебе – ты всем улыбнись!

-Я рада, что наша встреча вам принесла большое удовольствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД. "Дидактические игры со словами. Чтение небылиц".

Знакомство с небылицами и составление их....

Дидактические игры со словами. Чтение небылиц

Знакомить детей с небылицами. Активизировать словарь детей....

Дидактические игры со словами. Чтение небылиц.

Небылицы – упражнения, развивающие мышление ребенка. Небылицы, нелепицы - стишки,  наполненные различной  несуразицей.  Сочинение и чтение небылиц далеко не бесполезное ...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема «Дидактические игры со словами. Чтение небылиц».

Цель. Развивать связную речь, память, внимание, мышление, воображение.                  Задачи....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Дидактические игры со словами. Чтение небылиц»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Дидактические игры со словами. Чтение небылиц»Цель. Развивать связную речь, память, внимание, мышление, воображение.Задачи.Учить...