Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Дидактические игры со словами. Чтение небылиц»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шматова Екатерина Руслановна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:

«Дидактические игры со словами. Чтение небылиц»

Цель. Развивать связную речь, память, внимание, мышление, воображение.

Задачи.

Учить детей самостоятельно составлять небылицы, активизировать речь детей.

Развивать воображение и фантазию.

Воспитывать интерес к художественному жанру «Небылицы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_7_aprel.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи на тему:

«Дидактические игры со словами. Чтение небылиц»

Цель. Развивать связную речь, память, внимание, мышление, воображение.

Задачи.

Учить детей самостоятельно составлять небылицы, активизировать речь детей.

Развивать воображение и фантазию.

Воспитывать интерес к художественному жанру «Небылицы».

Предшествующая работа: чтение сказок К. И. Чуковского «Федорино горе», «Путаница»; «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит», Б. Заходера «Кит и кот». Разучивание небылиц, инсценирование небылиц.

Материал к ООД. Иллюстрации произведений К. И. Чуковского «Федорино горе», «Путаница»;

Для детей: Листочки с набором картинок для составления небылиц (5 пар);

Роль Незнайки: Младший воспитатель.

Оборудование. Проектор, ноутбук, презентация Power Point.

Ход ООД

Воспитатель:

Приветствие «Доброе утро!».

(Дети стоят перед гостями)

Придумано кем-то

Просто и мудро.

При встрече здороваться:

-Доброе утро (выставляют руки вперед и прислоняют ладошки)

-Доброе утро солнцу и птицам (поднимают руки вверх, тянутся)

-Доброе утро улыбчивым лицам (машут правой рукой и улыбаются друг другу)

И каждый становится

Добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро.

Длится до вечера.

Воспитатель:

Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями и подарите им ваши улыбки. А теперь посмотрите на меня и подарите улыбку мне. Вы заметили самого, тихого, скромного гостя в группе? Кто это? (Незнайка).

Воспитатель: Правильно, это Незнайка. Пришла я утром на работу и вижу: Незнайка, печальный, в дверях стоит, а в руках книгу теребит. Он стихи сочинил и стал читать у себя в Солнечном городе ребятам, поэту Цветику. Но ребятам стихи не понравились, сказали, что таких стихов не бывает, и запретили Незнайке их кому-либо показывать. И он пришёл к нам в детский сад.

Незнайка. Я, обиделся на друзей и принёс книгу со стихами в детский сад ребятам в подарок, почитайте мои стихи, пусть ваши ребята скажут: правда ли стихи мои плохие.

И передаёт книгу со стихами воспитателю

Воспитатель: Прочитаем, ребята, стихи Незнайки? (Да). Сейчас, Незнайка, мы с ребятами прочитаем твои стихи. Ты садись здесь и слушай нас внимательно. Вы, ребята, тоже будьте внимательны, объясним Незнайке, в чем причина его неудачи.

Открываю страницу, читаю

Дидактическая игра «Слово заблудилось», с показом презентации.

Цель игры – формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

Правила игры. Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

1. Мишку, выронив из рук, Маша мчится к папе:

Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.

Вопросы: Куда лук ползет? (Он растет, тянется вверх). Лук может ползти? (Нет) Тогда кто же ползет? (Жук). Что перепутал Незнайка? (Слово перепутал). Незнайка, ползет жук, а не лук!

2. Врач напомнил дяде Вите: «Не забудьте об одном:

принять десять цапель (капель) перед сном».

Вопросы: Что врач назначает больному? (Цапли).

Бывает такое лекарство? (Нет).

Что же назначил врач? (Врач назначил капли).

Что опять перепутал Незнайка? (Слово перепутал Незнайка).

3. Жучка будку (булку) не доела.

Неохото, надоело.

Вопросы: Что кушала Жучка?

Будку можно есть?

А что же она ела? (Булку).

4. Забодал меня котел (козел),

На него я очень злюсь.

Вопросы: Что такое котел? (Он не бодает, в нем варят уху). А кто бодал? (Козел, потому что у него есть рога).

- Где, ошибка? (Слово перепутал Незнайка).

-Ребята приходят к выводу, что Незнайка перепутал слова.

Воспитатель: О чем получились у Незнайки стихи? (О том, чего в жизни не бывает). А если в жизни не бывает того, о чем пишем, как мы называем такие стихи? (Небылицы).

Воспитатель: Молодцы, правильно. Это небылицы. Интересные небылицы написал Незнайка? (Интересные, смешные).

Обращаюсь к Незнайке: Хорошие у тебя стихи, Незнайка, и ребятам нравятся, только они называются небылицы. Поэтому твои небылицы не понятны ребятам из Солнечного города, потому что в них они увидели неправду. Ты им скажи, что кроме стихов бывают небылицы, пусть они знают об этом.

Незнайка: Хм, хм, я об этом не знал. Небылицы! Хорошо. Я им передам.

Воспитатель: Ребята, Незнайка еще и на слайде нам прислал стихотворение. Прочитаем, что же в нём не так.

Слайд. Дидактическая игра «Что не так?»

Читаю стихотворение, анализируем, уточняем, что может быть «не так».

Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла фикус на окне.

Вопросы. Какие действующие лица в стихотворении?

Кто ехал на коне?

Кого вел Ваня? Как вел?

Что делала старушка?

Воспитатель: Где стоял фикус? Что такое фикус? Что в стихотворении не так? (Все правильно, здесь нет вымысла).

Воспитатель: Давайте это стихотворение перестроим в небылицу. Как? (Мы так переставим слова, так запутаем, чтобы получилось смешно). Как же здесь можно перепутать героев и их действия? (переставляем местами героев, рассказывают получившуюся небылицу).

Показываю новый слайд:

Ехал фикус на коне,

Вел старушку на ремне,

А собачка в это время

Мыла Ваню на окне.

Дети рассматривают картинку на слайде, рассказывают новую небылицу.

Воспитатель: А такое бывает в жизни?

-Что получилось? (Небылица).

-Интересно придумывать из стихов запутанные истории?

Воспитатель: А не забыли ли вы игру «Что получится, то и получится».

Незнайка на стульчике начинает зевать, потягиваться.

Воспитатель: Незнайка, что с тобой?

Незнайка: Я устал, хочу сделать зарядку с вами.

Воспитатель: Выходите, ребята, на середину группы, вам тоже отдохнуть.

Физкультминутка «А теперь на месте шаг».

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Воспитатель: Садитесь ребята на стульчики.

Ребята садятся

Воспитатель: Давайте для начала поупражняемся в ответы на вопросы: Что? Какой? Что делает? Где находится?

На листе бумаги, разделить его на четыре колонки и вписать в них вопросы в такой последовательности: Кто? Что? Какой? Что делает? Где?

Сформулировав вопрос, воспитатель выслушивает ответы детей и предлагает им для обсуждения ряд своих ответов. Слова, которые явно не соотносятся по смыслу, следует вписать в таблицу. Когда колонки будут заполнены, прочитать детям небылицы, начиная фразу с прилагательного, например, «Красивый арбуз прыгает на речке».

Воспитатель приводит варианты небылиц, которые составил вместе с детьми, потом воспитатель раздаёт детям листочки с набором картинок. (Собака, стул, гармонь, аквариум, рыжие кошки, бабушка, кукла, цветы, малыши, лейка, сосна, картофель).

Воспитатель: Вы запомнили, как составить небылицу? Как? Сейчас вы в парах (5) составите по одной небылице (составляют, рассказывают).

Небылицы могут получиться разные. Например, такие:

1 Собака садится играть на гармошке.

2. Ныряют в аквариум рыжие кошки.

3. Внучкина бабушка в куклы играет.

4. Цветы малышей поливают из лейки.

5. На сосне растет картошка.

Воспитатель: Интересно составлять небылицы? Чем они интересны? (Смешные). Зачем составляли небылицы? (Веселиться).

А вы знаете, что небылицы люди придумывали на Руси уже давно. Раньше не было ни телевизоров, ни компьютеров, а после тяжелой полевой работы людям хотелось отдыхать, веселиться. Они сочиняли разные смешные истории. Потом, позже, их рассказывали уже скоморохи на ярмарках. Вы знаете, кто такие скоморохи?

Скоморохи играли на музыкальных инструментах (балалайка, бубен), водили с собой медведя. Так они веселили народ. Смотрите, какие они яркие, нарядные, шумные и медведи сними. (слайд).

Воспитатель: Что вы слушали сегодня? (Небылицы).

-Какие вам запомнились небылицы?

-А еще что вы делали? (Составляли небылицы). Скажите, как нужно составлять небылицы? (Неправильно говорили предложение, чтобы получилось то, чего на свете быть не может). Помогли Незнайке разобраться в его творчестве.

-Что Незнайка сочинил? (Небылицы).

Незнайка: Мои друзья не знают, что кроме стихов, бывают небылицы, смешные, веселые, но я им обязательно об этом расскажу. А книгу свою я оставляю вам в детском саду - это подарок мой к вам.

Воспитатель: Нужно поблагодарить Незнайку.

Дети: Хорошие, Незнайка, получились у тебя небылицы. Спасибо тебе. Сочиняй и приноси нам, мы с удовольствием будем читать.

Воспитатель: Сегодня активны были: (даю оценку активности детей).

Сейчас вы покажете, какое настроение у вас после чтения книги Незнайки. Ответьте на мои вопросы движениями:

Если весело тебе – ты три раза топни;

Если весело тебе – ты три раза хлопни;

Если весело тебе – ты к солнцу потянись!

Если весело тебе – ты всем улыбнись!

Воспитатель: Я рада, что наша встреча нам принесла большое удовольствие. А теперь пора прощаться с гостями.

Дети:

Мы хотим вам на прощанье

Всем здоровья пожелать.

До свиданья, до свиданья,

Приходите к нам опять!

Незнайка, не стесняйся

Обращаться за помощью к нам.

Мы теперь твои друзья!

В гости снова ждём тебя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Чтение русской народной сказки "Никита Кожемяка"

Организационная информацияПримечание1.Ф.И.О. педагогаБайгильдина Филюза Ильдаровна 2.Доминирующая образовательная областьРечевое развитие 3.Вид деятельности детейигровая, коммуникативн...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Вежливость и вежливые слова».

Цель: формирование культуры общения.Задачи:- воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо обращаться.-  формировать у девочек и мальчиков умение общаться м...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Чтение русской народной сказки "Царевна - лягушка (в обр. М. Булатова)"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Чтение русской народной сказки "Царевна - лягушка (в обр. М. Булатова)"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»Цель: познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему: «Дидактическая игра «Чья вещь?». Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога)

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему:«Дидактическая игра «Чья вещь?». Рассматривание сюжетных картин.(по выбору педагога)...