Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Чтение русской народной сказки "Царевна - лягушка (в обр. М. Булатова)"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шматова Екатерина Руслановна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:

"Чтение русской народной сказки "Царевна - лягушка (в обр. М. Булатова)"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_3_fevral.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: «ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА (В ОБРАБОТКЕ М. БУЛАТОВА)»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Содержание

1. Тема образовательной деятельности: Чтение русской народной сказки «Царевна лягушка» (в обработке М. Булатова)

2. Доминирующая образовательная область: Речевое развитие

3. Виды деятельности детей

Коммуникативное: отгадывание загадок, игра «Вспомни и произнеси».

4. Методы и приемы реализации содержания занятия

4.1 Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания:

1. Разъяснение как нужно будет выполнять задание, что для этого нужно делать.

2. Беседа, о произведении.

3. Пример: иллюстрации.

Методы стимулирования и мотивации деятельности:

1. Ситуации успеха, загадки о персонажах сказки, которых знают дети.

2. Наглядность, иллюстрации из сказки.

4.2 Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности:

Словесный метод: беседа по произведению, загадки

Наглядный метод: иллюстрации из сказки

Игровой метод: «Вспомни и произнеси»

5. Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие: анализ.

Физическое: направленное на отдых и разминку детей в середине занятия.

6. Возрастная группа: Старший школьный возраст (5 – 6 лет)

7. Цель: Знакомство детей старшей группы с волшебной сказкой «Царевна – лягушка» (в обработке М. Булатова)

8. Задачи:

1. Формировать умение анализировать содержание сказки.

2. Развивать память, мышление, умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу.

3. Воспитывать доброты и чувство взаимопомощи.

Планируемые результаты:

1. Дети анализировали содержание сказки.

2. Дети отвечали на вопросы и поддерживали беседу.

3. Дети сочувствовали персонажам сказки.

7. Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения. Некоторые дети затруднялись отвечать на вопросы по произведению Способы преодоления: Давала возможность другим детям помочь товарищу.

8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности). Презентация по сказке, книга.

9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты. Разучивание физминутки, отгадывание загадок о персонажах сказок, чтение русских народных сказок.

Ход занятия

I. Вводная часть

1.1. Введение в тему

Я рада видеть вас таких красивых!

Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. Пусть она сопровождает вас на протяжении всего нашего общения. Улыбнемся и пожелаем друг другу радостного настроения.

Воспитатель показывает книги со сказками.

Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: О сказке.

Воспитатель: Что такое сказка? Откуда к нам пришли сказки? Какие бывают сказки?

Дети отвечают (Авторские – придумал и написал автор, а русские народные придумал народ много лет назад и рассказал их такими словами, которые живут только в русских народных сказках. Сказка - это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего на свете не бывает).

1.2. Мотивация деятельности детей

Воспитатель: Я принесла волшебную коробочку, в ней спряталась сказка, о которой мы сегодня будем говорить, а как она называется, вы скажите сами, но сначала надо отгадать загадки.

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают

Средь болот жила царевна, но зелёною была.

Вы же знаете наверно - рукодельницей слыла.

Я скажу тебе на ушко, чтоцаревна та

(Лягушка)

***

Работать умела красиво и ловко,

В деле любом, проявляя сноровку.

Хлеб пекла и скатерть ткала,

Шила рубашку, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла.

Кто мастерица эта была?

(Василиса Премудрая)

***

Я в семействе не один,

Третий, неудачный сын,

Каждый, кто со мной знаком,

Называет дураком.

Не согласен я никак -

Не дурак я, а добряк.

(Иван - царевич)

***

Я — богатый, всемогущий,

Очень стройный, страшно злющий,

Смерти вовсе не боюсь.

Угадайте, как зовусь?

(Кощей Бессмертный)

***

В ступе летаю,

Следы заметаю.

Без чудес старушке

Скучно жить в избушке.

(Баба Яга)

***

К лесу передом стоит

И кривой трубой дымит.

Там Яга - лесная бабка -

На печи зевает сладко.

(Избушка на курьих ножках)

Воспитатель показывает иллюстрации, дети называют сказку

Воспитатель: Ребята, приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в этот волшебный сказочный мир.

1.3. Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога).

Воспитатель: Вы хотите волшебный сказочный мир отправиться? (ответы детей) А как же можно это сделать? (ответы детей)

II. Основная часть:

2.1. Актуализация ранее приобретенных знаний.

Воспитатель: Ребята, а с какими русскими народными сказками мы уже знакомы? (ответы детей) А кто их написал? В нашем книжном центре есть много разных сказок. И сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Царевна лягушка» в обработке М. Булатова.

2.2. Открытие (сообщение и приятие) нового знания. Чтение сказки «Царевна-лягушка». К каждому из эпизодов, представляется иллюстрация из презентации.

2.3. Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания.

Воспитатель: Мы с вами познакомились с замечательной сказкой. Давайте немного отдохнем.

Сказки слушать я люблю, (поочерёдно подставлять ладонь к правому и левому уху)

Маму вечером молю: (ладони сложить перед грудью)

Почитай мне эти сказки, (ладони вместе, то закрываются, то открываются)

Я потом закрою глазки, (ладони сложить под щёчку)

Будет сниться мне во сне,

Будто на лихом коне (попрыгать)

Я скачу на бой с Кощеем (попрыгать)

Или с трёхголовым Змеем. (сделать «очки» из большого и указательного пальца, соединить вместе средние пальцы)

Побеждаю в сказке зло, (выставить кулак, а другой рукой забрать к себе)

Людям делаю добро.

Все ребята это знают – (похлопать друг другу по рукам)

Сказки в жизни помогают:

Быть нам честными всегда (сделать крест из рук на груди)

Не бояться никогда, (покачать головой)

Слабым помогать в пути (взяться за руки)

К людям с добротой идти. (поднять руки вверх и пошагать на месте)

1. Почему произведение так называется?

2. О чем вы узнали?

3. Что автор хотел нам рассказать этим произведением?

4. Что произошло?

5. Почему Иван женился на лягушке?

6. Что было бы, если никто из зверей не помог Ивану Царевичу?

Воспитатель: Предлагаю вам сыграть в игру «Вспомни и произнеси»

Попробуйте произнести таким голосом и тоном, каким вы думаете, говорили персонажи этой сказки.

Девочкам

• Что сказала лягушка, когда Иван-Царевич попросил её отдать ей стрелу. («Возьми меня замуж Иван-царевич, жалеть не будешь!»)

• Что сказала Василиса Премудрая Ивану царевичу, когда увидела, что он сжёг лягушечью кожу. («Ах, Иван-Царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще только три дня подождал, я бы вечно твоей была. А теперь прощай. Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного»)

• Что говорила лягушка, когда Иван-царевич грустный приходил от царя, который давал задание для невесток? («Не тужи, Иван-Царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее»)

• Как Баба Яга рассказала Ивану-царевичу о смерти Кощея Бессмертного. («Его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук весит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный как свой глаз бережет»)

Мальчикам

• Что сказал царь сыновьям, когда они спросили «За кого же нам, батюшка, посвататься?» («А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь»)

• Что сказал Иван-царевич гостям, на пиру, когда они услышали стук да гром? («Не пугайтесь, это моя лягушонка в коробчонке едет»)

• Что сказал Иван-царевич избушке на курьих ножках, когда её увидел? («Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом!»)

• Что сказал медведь Ивану-царевичу, когда тот хотел выстрелить в него? (Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь я тебе пригожусь»).

III. Заключительная часть

3.1. Анализ и самоанализ деятельности детей.

Воспитатель: С каким произведением мы с вами познакомились? Почему оно так называется? Что вы расскажете родителям? Что мы сделали, чтобы вспомнить всю сказку? Что вам сегодня понравилось? Что было трудно? (ответы детей)

Многие из вас и раньше слышали эту сказку, но и сейчас наверняка с удовольствием ее прослушали. Замечательная волшебная сказка. «В ней русский дух… в ней Русью пахнет!»

Только в русских сказках живут Иван-царевич, Василиса Премудрая, Кощей Бессмертный; стоит избушка на курьих ножках с Бабой-ягой; А чтобы злое колдовство победить, надо быть упорным, сильным и добрым.

ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

I. Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1. Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т. д., вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т. п.). Повторное чтение сказки «Царевна – лягушка» (в обработке М. Булатова).

II. Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1 Ребенок сам рисует понравившегося персонажа из сказки

2.2 Ребенок по приглашению педагога пересказывает сказку «Царевна – лягушка» (в обработке М. Булатова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Маша и медведь»

Цель: обучение пересказу, активизация устной речи, расширение активного словаря.Задачи: 1. учить навыкам драматизации фрагментов сказки;2. Развивать эмоциональное восприятие на основе интонационной вы...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: познакомить детей еще с одной сказкой, обратить их внимание на особенности композиции (присказка, зачин); помочь им полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского устног...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Чтение русской народной сказки "Никита Кожемяка"

Организационная информацияПримечание1.Ф.И.О. педагогаБайгильдина Филюза Ильдаровна 2.Доминирующая образовательная областьРечевое развитие 3.Вид деятельности детейигровая, коммуникативн...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»Цель: познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»

Познакомить детей с чувашской народной сказкой. Систематизировать и углубить знания детей о народном устном творчестве, композиционных и национальных языковых особенностях сказки. Научить ос...