«Народы Поволжья»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Илич Ольга Владимировна

Конспект ОД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД «Народы Поволжья»

для детей подготовительной к школе группы.

Ход занятия:

Звучит отрывок песни «Родина моя»:

Я, ты, он, она —

Вместе целая страна,

Вместе дружная семья,

В слове «мы» — Сто тысяч «я»!

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых,

В городах и селах.

(Дети входят в зал, держась за руки и образуют большой круг.)

Дети хором:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Здравствуйте, дети, здравствуйте, дорогие гости! Молодцы , ребята, замечательное начало! Вы поделились своим хорошим настроением с друзьями, а теперь я предлагаю вам подарить свои улыбки нашим гостям. Посмотрите, как их много сегодня в зале. Давайте скажем им наше приветствие и покажем свой настрой на работу. Готовы?

Дети хором:

Всем, всем добрый день,

Прочь с дороги наша лень!

1,2,3,4,5

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Ясно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить.

Воспитатель: Вспомните, ребята, наше занятие началось с песни. О чем в ней поется, и как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? (Ответы детей)

Правильно, ребята. О дружбе различных народов. Мы продолжаем знакомиться с нашим родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого нужно любить, уважать свою Родину, свой родной край, и знать о нем как можно больше. Сегодня мы действительно будем говорить о разных народах, населяющих наш край. И тема занятия так и звучит – «Народы Поволжья».

Что мы родиной зовем?

Дом, в котором мы растем,

И березки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идем.

Что мы родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды,

Звезды мира над кремлем!

У меня вопрос серьезный,

Поскорей ответ мне дай,

Одним словом как назвать мне

Наш любимый всеми край?

Дети хором: Поволжье.

Воспитатель:

Почему, теперь ответьте,

Он так называется?

Ребенок: Потому что вдоль по Волге

Край наш простирается.

(Звучит песня «Волга в сердце впадает мое» (дети садятся).

Друзья, мы живем в самом центре России - Поволжье! Наш край многонациональный - здесь дружно живут татары, русские, мордва и много других народов. Народы Поволжья живут дружно, уважают и ценят традиции друг друга. Дети разных национальностей вместе учатся в школе, ходят в детский сад. Вот и наш детский сад – одна большая многонациональная семья. Все дети у нас вместе дружат, вместе играют, вместе радуются и, если кому-то плохо, помогают друг другу.

Воспитатель:

Чем издавна был славен край?

Своим гостеприимством!

Множество народов в нём

Живёт в тесном единстве.

У каждой из народностей

Традиции свои.

Из года в год, из века в век

Культуру берегли.

Запомнили, ребята, представители каких национальностей живут у нас в Поволжье? (ответы детей: русские, татары, мордва, чуваши)

Молодцы, внимательно слушали, не отвлекались и дали правильный ответ.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам внимательно осмотреть наш зал и сказать, все ли вам здесь кажется привычным? Может вы отметили что-то необычное?

(Дети указывают на теремок)

Действительно, мы видим теремок, а на двери висит замок.

Попробуем открыть замок и заглянуть в наш теремок?

Дети хором: пальчиковая гимнастика «Теремок»

(звучит волшебная мелодия, замок открыт)

Воспитатель: 

Хоть не низок, не высок

Наш народный теремок

Там слышен звонкий смех друзей

И скучных не бывает дней.

(звучат поочередно, татарская, чувашская, мордовская и русская мелодии и под них поочередно выходят, пританцовывая, девочки в национальных костюмах и выстраиваются в одну линию перед гостями и детьми)

Ой, ребята, какие интересные гости к нам пожаловали. Не забываем правила хорошего тона и первое, что нужно сделать при встрече – поздороваться.

Дети хором: Здравствуйте!

Русская: Здравствуйте!

Татарочка: Исэнмесез!

Чувашка: Ыра кун!

Мордовка: Шумбратада!

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, кого вы видите перед собой? (ответы детей)

Правильно! Перед нами разные народы, населяющие наш край. Попробуйте их назвать. (ответы детей)

Молодцы! Это русские, татары, мордва и чуваши.

Все они вместе дружат, играют. Народы добрые да приветливые. Недаром говорят: «Где дружат – там живут, не тужат». (Воспитатель произносит слова, а девочки показывают)

- Вот так народы подружились (поздороваться за руки)

- Вот так народы соединились (взяться за руки)

- Вот так народы объединились (обнять друг друга)

А сейчас, честной народ,

Всех приглашаю в большой хоровод!

Предлагаю и нам с вами объединиться.

(Воспитатель произносит слова, а дети показывают)

- Вот так народы подружились (поздороваться за руки)

- Вот так народы соединились (взяться за руки)

- Вот так народы объединились (обнять друг друга)

А теперь немного разомнемся. Готовы? Внимательно слушайте слова и делайте правильно движения. (Разминка «Как живешь? Вот так!»)

Воспитатель:

Итак, ребята, среди нас тоже оказались дети разных национальностей. А чем, по вашим наблюдениям, они отличаются? (ответы детей) 

Правильно! Во-первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком. Это нам только что продемонстрировали наши гостьи, приветствуя нас каждая на своем родном языке.

Во-вторых, своей внешностью и национальными одеждами. Посмотрите! Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о любви народов к своей Родине, к своим истокам.

Ну и, в-третьих… Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Показ слайдов)

Люди разных национальностей отличаются друг от друга национальной кухней, обычаями, традициями, музыкальными инструментами, праздниками и народными песнями, танцами, играми.

Воспитатель:

И сейчас я предлагаю вам поиграть в татарскую народную игру «Тюбетейка». Давайте вспомним правила игры. Пока звучит музыка, мы передаем тюбетейку по кругу до тех пор, пока музыка не перестанет звучать. Тот, на ком остановилась мелодия, получает от ведущего задание. А какое, мы сейчас услышим. Готовы?

(Звучит татарская народная мелодия, дети передают тюбетейку до остановки)

Материал: мяч.

Игра «Противоположности». Примерные слова: большой, громкий, грустный. Высокий, сильный, чистый, легкий. Открыть, тепло.

(Звучит татарская народная мелодия, дети передают тюбетейку до остановки)

Игра «Один - много». Например, мяч – много мячей (шар - шаров,  дом - домов, карандаш- карандашей, ложка-ложек, дерево-деревьев, сарафан-сарафанов и т. д.)

(Звучит татарская народная мелодия, дети передают тюбетейку до остановки)

Игра «Что из чего сделано»

Гвоздь из железа.               Железный гвоздь.

Доска из дерева.                 Деревянная доска.

Ножницы из металла.        Металлические ножницы.

Сапоги из резины.              Резиновые сапоги.

Перчатки из кожи.              Кожаные перчатки.

Салфетка из бумаги.          Бумажная салфетка.

Горшок из глины.               Глиняный горшок.

Стакан из стекла.                Стеклянный стакан.

Бутылка из пластмассы.   Пластмассовая бутылка.

Воспитатель: Не устали, ребята? Тогда давайте вспомним еще одну игру «Отгадай имя». Это чувашская народная игра. Нам для начала нужно выбрать того, кто будет первым с закрытыми глазами отгадывать имя по голосу. Я предлагаю сделать это с помощью считалочки.

Ребенок:

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы,

Мы играем, водишь – ты!

А вот теперь будьте внимательны. Мы будем называть имя водящего ласково, и он, когда отгадывает имя, тоже называет ласково.  

(Выбранному ребенку завязывают глаза, раскручивают и произносят текст)

Медвежонок встал на лапы,

Зарычал на нас, косматый.

Медвежонок, ты, медведь,

Перестань – ка ты реветь,

А попробуй отгадать,

Всех по голосу узнать.

(Дети отгадывают, меняются несколько раз)

А сейчас немного усложним задание. Водящий будет говорить слова на тему «Зима» и бросать снежок, а вы будете называть их ласково и перебрасывать снежок обратно.

Зима - (зимушка), мороз – (морозец), лёд – (ледок), холод – (холодок), снежинка – (снежиночка), метель – (метелица), снег – снежок, санки – саночки, снеговик – снеговичок, валенки – валеночки.

Воспитатель: Ну молодцы, ребята, с заданиями справились и вспомнили игры разных народов. Присаживайтесь, отдохните. (Дети под музыку рассаживаются)

Конечно, ребята, и на Руси любили поиграть.

Но я слышала, что русский народ всегда частушки поет, да вот под такие инструменты. Кто знает их название? (Дети отвечают: балалайка, гармонь)

А вы, ребята, знаете частушки?

Дети исполняют частушки:

Мы в Тольятти родились,

И в Тольятти мы живем,

Мы – девчоночки – волжаночки,

Нигде не пропадем!».

На окошке два цветочка

Голубой, да аленький,

Я парнишка боевой

Хоть и ростом маленький».

У частушки есть начало,

У частушки есть конец,

Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем – молодец!

А кто пропел нам частушки, тоже прямо скажем – молодец! Весело и задорно!

Но занятие наше, ребята, подошло к концу и нам с вами нужно подвести итоги. Что нового вы узнали? Что было самым интересным? (Ответы детей)

Но самое главное, я думаю, вы согласитесь со мной, ребята, сегодня мы все поняли, что «Мы разные – в этом наше богатство,

                       Мы вместе, в этом наша сила!».

Ребенок: 

Как повезло тебе и мне!

Мы родились в такой стране,

Где люди все — одна семья,

Куда не глянь — кругом друзья!

А у друзей, если они настоящие, как известно огромное доброе сердце не зависимо от того, какой они национальности! Мы предлагаем собрать каждой группе свое сердце доброты.

(Звучит «Песня о дружбе». Дети в группах складывают “пазлы”, получаются два больших сердца)

Воспитатель: Ребята, мы предложили вам собрать именно сердце не случайно. Знаете ли вы, как выглядит наш Самарский край на карте Родины?

Это единственная область на карте, чье очертание напоминает нам сердце. (Дети рассматривают картинку) А в детском саду у нас теперь есть сердце доброты и не одно. Поместите и в свое сердце как можно больше добра, тогда вы всегда будете счастливы.

Ну а теперь настало время распрощаться с нашими гостями.

Дети хором: Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям! До свидания!

(Дети под музыку выходят из зала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Знакомство со сказками народов Поволжья» в рамках реализации проекта «В семье единой — Поволжья».

laquo;Знакомство со сказками народов Поволжья»Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Познавательное разв...

НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ _ О Русском народе (ч.1)

История русского народа...

НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ _ О Мордовском Народе

История мордовского народа...

НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ _ О Татарском народе

История татарского народа...

НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ _ О Русском народе (ч.2)

История русского народа...

НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ _ О Чувашском народе

История Чувашского народа...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и родителей в сети Интернет «Народы Поволжья. Русский народ»

Здесь подобран материал, посвященный ознакомлению детей с обычаями, традициями и культурой русского народа.Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.Задачи:- Расширять представле...