Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью игры в мяч.
методическая разработка по развитию речи

Жизнь в нашем столетии ставит перед воспитателем много новых проблем, среди которых одной из очень актуальных на сегодняшний день является речевое воспитание детей. В жизни большинства людей процессы общения – коммуникации занимают львиную долю времени. Умение говорить, слушать, писать и считать – важнейшие способности, обеспечивающие возможность совместной деятельности людей.

В своей ежедневной работе, воспитатель занимается развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи. Обследование речи детей последних трёх лет выявило бедность словаря школьников, недостаточную развитость грамматического строя речи. Отсюда вывод, что проблема развития речи детей - это не кампания одного дня и деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_igry_s_myachom.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с мячом, как форма деятельности по развитию речи у детей.

Жизнь в нашем столетии ставит перед воспитателем много новых проблем, среди которых одной из очень актуальных на сегодняшний день является речевое воспитание детей. В жизни большинства людей процессы общения – коммуникации занимают львиную долю времени. Умение говорить, слушать, писать и считать – важнейшие способности, обеспечивающие возможность совместной деятельности людей.

В своей ежедневной работе, воспитатель занимается развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи. Обследование речи детей последних трёх лет выявило бедность словаря школьников, недостаточную развитость грамматического строя речи. Отсюда вывод, что проблема развития речи детей - это не кампания одного дня и деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

Основная деятельность детей – игра. Поэтому речь ребенка наиболее успешно обогащается в процессе игры, в основном через дидактические игры. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством педагогов, а затем и в самостоятельной игре. Эти игры способствуют обогащению словаря ребёнка и уточнению уже имеющихся у него слов, привитию ребёнку простейших навыков образования новых слов. Среди всевозможных игр именно игры с мячом занимают лидирующее место. Попав в руки любого человека, как ребенка, так и взрослого, этот спортивный снаряд сразу же побуждает к действию, стимулируя не только двигательную активность, но и творчество, фантазию. Что такое мяч глазами взрослого? Шарообразный предмет, ассоциирующийся с различными спортивными играми. 

Попробуем посмотреть на мяч глазами ребенка, впервые его увидевшего. Мяч таит в себе массу нового и неизведанного, открывающего путь к познанию мира. Его форма, цвет, материал и свойства несут для ребенка огромный поток информации:

  • Мячик круглый, его можно крутить в руках и разглядывать.
  • Мячик на ощупь шершавый или, наоборот, гладкий.
  • Мячик тяжелый или легкий, причем независимо от того, большой он или маленький.
  • Если мячик толкнуть он покатится, если уронить — подпрыгнет.
  • Мячик можно положить на горку, и он весело съедет с нее, а можно крепко обхватить обеими руками и отнести маме, чтобы поиграть с ней.

Основные задачи игр с мячом:

- вызвать эмоциональный отклик и желание у детей участвовать в дидактических играх с мячом, формировать уменье активно, выполнять задания по показу воспитателя;

- формировать у детей эмоционально насыщенную речь, пополнять и активизировать уже имеющийся словарь;

- развивать координацию, стимулировать двигательную активность.

- развивать любознательность как основу познавательной активности у дошкольников;

- формировать правильное и осмысленное употребление слов в речи.

Преимуществом игр с мячом является:

1. Мяч оказывает положительное влияние на эмоциональное развитие ребенка — игры с мячом приносят огромное удовольствие! Работа по развитию речи проводится в игровой форме, где речь сочетается с движениями. Игры проводятся эмоционально, живо и непринуждённо. А для детей старшего дошкольного возраста характерно эмоциональное образное восприятие окружающего мира.

2. При проведении дидактических игр с мячом развитие новых способностей происходит значительно успешнее, т.к. ребёнок, увлечённый игрой, не замечает, что он учится, хотя при этом постоянно сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и способов действий. Освоение игр с мячом – просто веселое занятие, одинаково увлекательное для детей разного возраста.

3. Дети не сидят на стульчиках как обычно, а встают в кружок, в линейку, имеют возможность постоять, подвигаться, попрыгать. Постоянная смена динамических поз позволяет снимать «учебную усталость», которая проявляется у большинства дошкольников во время непосредственной образовательной деятельности, помогает поддерживать внимание, что, в конечном счёте, ведёт к более глубокому и прочному пониманию изученного материала.

4. Игры с мячом — важнейшая составляющая полноценного детства. Кажущиеся на первый взгляд простыми, они играют огромную роль для физического и интеллектуального развития, тренируют ловкость, координацию, скорость реакции, глазомер, самоконтроль и уверенность в своих силах. Игры с мячом важны и для развития руки малыша. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка. Движения рук способствует также развитию речи ребенка. Современные научные данные подтверждают эти положения: области коры головного мозга, «отвечающие» за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая их активность.

5. Игры с мячом благоприятно сказываются на здоровье ребенка: улучшается его осанка, зрение, работа легких и сердца.

6. Мяч имеет социальное значение, поскольку помогает развивать навыки общения и приобретать новых друзей. Ведь чтобы пригласить кого-то к совместной игре, нужно с ним договориться!

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

 

«Повторяем дружно звук» — услышишь звук А, стукни мячом об пол.

«Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» — услышишь звук А, подбрось мяч вверх.

 «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» — развитие длительного речевого выдоха

 «Тихо – громко»

 «Мяч передавай, слово называй» (на заданный звук).

«Слог да слог и будет слово» — добавление слогов.

 «Животные и их детеныши»

Человеческие дети знают всех зверей на свете (у тигра — тигренок, у медведя — медвежонок, у льва — львёнок…).

Игра с перебрасыванием мяча

«Чей домик?» или «Кто где живет?»

Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей! Кто живет в дупле? Белка
Кто живет в скворечнике? Скворец.

Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки, сойки и т. д.

Игра с мячом «Скажи ласково»
Мячик маленький поймай, да словечко приласкай.
Стол — столик, ключ — ключик, шапка — шапочка. Белка — белочка, книга — книжечка, ложка — ложечка, голова, головушка.

«Из чего сделано?»
Мама, бросая ребенку мяч, говорит: «Вот предмет, а из чего люди его сделали?»
Рукавички из кожи, а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
Рукавички из меха — меховые, тазик из меди — медный, рукавички из шерсти — шерстяные. Стакан из стекла — стеклянный. Ваза из хрусталя -хрустальная…

«Чья голова?»
Воспитатель бросает мяч кому-либо из детей, говорит: «У вороны голова…». Ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «воронья».

Примеры: у рыси голова — рысья, у рыбы — рыбья, у кошки — кошачья, у сороки — сорочья, у зайца — заячья, у утки — утиная…

«Лови да бросай, цвета называй»
«Что у нас какого цвета — мы расскажем вам об этом.
Желтый — цыплёнок, солнце, репа…
Зеленый — огурец, трава, лес… Голубой — небо, лед, незабудки…»

«Один — много»
Мы волшебники немного: был один. А станет много.
СТОЛ — СТОЛЫ, СТУЛ — СТУЛЬЯ, ДВОР — ДВОРЫ, КОЛ — КОЛЬЯ, НОС -НОСЫ…

«Кто кем был?»

Воспитатель, бросая мяч, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос кем (чем) был раньше названный объект:

Цыпленок — яйцом, хлеб — мукой, шкаф — доской, лошадь — жеребенком, корова — теленком, дуб - желудем.

Рубашка — тканью, рыба -икринкой, ботинки — кожей, яблоня -семечком, лягушка — головастиком, сильный — слабым, бабочка гусеницей

Использованная литература:

Жукова О.С., Балобанова В.П. Как помочь ребенку. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. 

http://babymama.com.ua/publ/52-1-0-217


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста при помощи игр с песком

Статья о нашей работе по развитию речи детей при помощи игр с песком....

Консультация для родителей " Развитии речи детей дошкольного возраста с помощью сказки"

    Уважаемые родители! Я хочу рассказать вам, как сказка помогает развивать связную речь детей и дать несколько рекомендаций по грамотному содействию восп...

«Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования»

развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования...

«Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью театрализованной деятельности»

Виды театра (основные). Из опыта работы в логопедической группе....

Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью сказок

Речевое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с  требованиями ФГОС ДО ставит цель:формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным я...

Методическая разработка «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью игры «Волшебные стаканчики».

Актуальность:В настоящее время все больше детей, поступающих в детский сад, имеют те или иные нарушения речевого развития. Недоразвитие речи является серьёзным препятствием в овладении новыми знаниями...