«Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования»
статья по развитию речи (старшая группа)
развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования»
"Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. Пабло Пикассо
Одно из основных условий нормального развития ребенка - своевременное и полноценное формирование речи. Именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивается и активизируется словарь. В процессе развития речи у детей появляется интерес к звучащему слову, что существенно влияет на понимание обращённой к ребёнку речи и на развитие его собственной.
Работая в детском саду, я заметила, что уровень развития речи у детей заметно снижается. Занимаясь этой проблемой, я пришла к выводу, что это во многом связано со слабым развитием моторики рук. Словарный запас у детей очень низок. Поэтому, целью моей работы стало - развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования.
Для достижения этой цели были намечены следующие задачи:
- разработка комплексов нетрадиционных способов развития мелкой моторики рук дошкольников;
- повышение уровня речевого развития детей;
- формирование графических навыков, подготовка руки ребенка к овладению письмом;
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- развитие точности и координации движений руки;
- проговаривание слов, формирование и обогащение словаря, закрепление лексических терминов;
- создание эмоционально положительного настроя;
- развитие наглядно – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения;
- развитие у детей эстетических чувств.
Для реализации цели в группе была создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда. Определив основное направление в работе, встал вопрос в поиске новых путей создания такой развивающей предметно-пространственной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь, способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев, готовили руку ребенка к письму. Имеющийся материал я расположила таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия, проявлять свое творчество, а так же закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы. В группе оборудованы уголки: «Речевой активности» - книги, различные журналы; «Развиваем пальчики» - в котором имеются разнообразные: мозаики, пазлы, шнуровки, игры-вкладыши, нанизывание бус, разноцветные палочки, кубики, крышки, прищепки, работа в занимательных прописях для дошкольников, рисование по трафаретам, работа с дыроколом. А также нетрадиционные материалы:
- наборы пористых губок для тренировки мускулатуры кисти рук;
- наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень;
- цветные клубочки ниток для перематывания;
- дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп;
- пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;
- лепку из глины, пластилина;
Составила перспективный план работы, строящийся на принципах последовательности, систематичности в решении воспитательных, образовательных задач, а также подобрала речевой материал, направленный на овладение произносительными навыками и формирование различных видов речевой деятельности.
В своей работе, чтобы развить у детей мелкую моторику рук и речь, я использую:
- Пальчиковые игры-упражнения;
- Пальчиковый театр;
- Пальчиковую гимнастику;
- Нетрадиционные виды рисования:
- Рисование пальчиками, ладошкой;
- Рисование пробками (от шампанского, пластиковой бутылки, зубной пасты и т. д.);
- Рисование ватными палочками;
- Рисование губкой;
- Тычок полусухой жёсткой кистью и т.д.
Каждая из этих техник - это маленькая игра, целью которых - развивать у детей речь, элементы воображения, образного мышления, волевые проявления, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее.
Формирование активного и пассивного словаря происходит, когда мы с ребятами используем слова, обозначающие свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним.
Использую в образовательной деятельности:
- скороговорки,
- чистоговорки,
- потешки,
- прибаутки,
- рассказывание сказок, рассказов,
- слушание и распевание русских народных песен.
Для проведения изобразительной деятельности с детьми групп старшего возраста, применяется интегрированный подход.
Формы работы с детьми:
- наблюдение,
- знакомство с художественной литературой,
- рассматривание иллюстраций, картинок,
- использование дидактических игр.
Кроме работы, проводимой с детьми в группе, не остаётся в стороне и работа с родителями.
Важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка. Для этого провожу встречи с родителями, где рассказываю о важной роли развития мелкой моторики с использованием нетрадиционных методов рисования на непосредственно образовательной деятельности. Показываю основные приёмы работы изготовления рисунков в домашних условиях. Таким образом, заинтересовываю родителей, вовлекаю в жизнь детского сада, делаю союзниками. С целью углубления и обогащения знаний родителей использую следующее.
Формы работы:
- Индивидуальные беседы
- Консультации (папки-передвижки, буклеты)
- Участие в родительских собраниях группы
- Выставка детских работ
Учебный материал подбираю с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий.
Основные этапы работы:
На 1 этапе - знакомство с материалом, исследование речи детей совместно с логопедом, диагностика уровня развития мелкой моторики детей
На 2 этапе - практическом ведётся активная работа по совместной деятельности детей друг с другом.
На 3 этапе - анализ результатов.
Основные принципы:
- целенаправленность;
- поэтапность;
- систематичность и последовательность;
- наглядность обучения;
- интегрированность;
- адаптивность;
- прочность.
Результативность опыта.
Наблюдается положительные результаты работы: пальчики у детей стали более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезла скованность движений, дети выполняют достаточно сложные упражнения. Положительная динамика развития мелкой моторики, позволила перейти к следующему этапу работы. Дети совмещали предметы и их части, совершенствуя ловкость рук.
У детей отмечается заметное улучшение произношения, речь стала более отчётливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире используют прилагательные, наречия, предлоги. Инициатива общения всё чаще исходит от детей.
Таким образом, целенаправленная систематическая поэтапная деятельность позволила улучшить показатели по развитию речи. Поэтому, в дальнейшем планирую продолжать работу над этой темой, так как вижу её актуальность и положительный результат в развитие речи детей.
Литература:
- Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов - М.: "Астрель",2003.
- Благодатская О. А. Опыт работы по взаимодействию воспитателя с семьёй. Дошкольная педагогика. - 2007.
- Давыдов Г. Н., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М. 2007
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / под редакцией Л. А. Венгера. – М.: "Просвещение", 1978.
- Дыбина О.В., Рукотворный мир. Игры-занятия для детей. М.: Творческий центр "СФЕРА", 2018.
- Журнал "Ребёнок в детском саду". Пальчиковая гимнастика. №6, 2003г., с. 21
- Журнал "Дошкольное воспитание". Речевое развитие. №11, 2007г., с. 103
- Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: Творческий центр "СФЕРА", 2004.
- Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. -М.: "Каро", 2009.
- Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. – СПБ.: "Кристалл", 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования
В материале освещается необходимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Приводятся примеры нетрадиционных техник рисования, способствующих развитию мелкой моторики....
«Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования»
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования»...
План по самообразованию "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования"
План по самообразованию "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования" на пять лет...
Тема опыта: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования
Тема опыта: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования в рамках ФГОС»
Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования в рамках ФГОС&raqu...
Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования
Статья на тему:"Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования"....
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования»
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования»...