Главные вкладки

    План по самообразованию "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования"
    проект по рисованию на тему

    План по самообразованию "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования" на пять лет

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_po_samoobrazovaniyu_sabitova_i.n._2016-2020gotovo.docx31.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

     «Детский сад комбинированного  вида №29 г. Лениногорска»

     муниципального образования «Лениногорский муниципальный  район»

    Республики Татарстан

    Рассмотрено и принято на Педагогическом совете

    протокол №

    «___» _____2016 г.

    Утверждаю

    заведующая МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29

    г. Лениногорска»

    __________ Корытко  С.В.

    Приказ №          «___» ______2016 г.

    План по самообразованию

    воспитателя Сабитовой И.Н.

    Тема: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования"

    Лениногорск

    Индивидуальный план работы по самообразованию.

     Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов и рисования».

    Начало работы над темой 01.09.2016г

    Окончание работы 01.09.2020г

    Цель: Создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.

    Задачи:

     Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.

     Разработать перспективный план работы с детьми

     Подготовить диагностику на начало и конец учебного года

      Оформить в группе мини-центр

      Подготовить (провести) консультации для педагогов, выступление на педагогическом совете .

      Подготовить (принять участие в семинаре)

     Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов

    Экспериментальное изучение навыков работы в нетрадиционных техниках рисования с детьми дошкольного возраста.

    В последнее время в нашем обществе значительно вырос интерес к проблеме дошкольного образования. Взрослые, заботясь о будущем своего ребенка, усиленно обучают его чтению, письму, счету. Я считаю, что наряду с этим одной из важнейших задач является обогащение духовного мира ребенка, воспитание познавательной и творческой активности.

    Как же сделать так, чтобы пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел творить добро и красоту?

    Для успешного проведения занятий по нетрадиционному рисованию с ребенком дошкольного возраста полезно помнить несколько главных правил.

    1. Создавать доброжелательную обстановку и атмосферу для занятий с детьми. Не торопить ребенка, дать ему время подумать, задать при необходимости дополнительные, наводящие вопросы. Не раздражаться, если малыш сделал неправильно, не ругать его и не давать повода бояться собственных ошибок, ведь это неизбежно приведет к трудно искореняемому комплексу постоянного страха и боязни сделать что–либо не так. Не забывать хвалить ребенка за проявленную смекалку, правильные действия, поощрять его активность, творчество и самостоятельность.

    2. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках не только на специальных занятиях, но и в окружающей обстановке. Например, предложить детям на прогулке собрать упавшие с дерева листочки, подбирая их по цвету, форме, размерам (можно делать картины). Использовать в печатании листья, шишки, семена. Одним словом, стараться находить как можно больше поводов и ситуаций для того, чтобы у ребенка возник интерес к занятиям по изобразительной деятельности, что важно для общего развития ребенка. Рисование для ребенка - это возможность высказать свой взгляд на мир, и в то же время-способ освоения мира.

    3. Стараться использовать в занятиях с детьми очень важное и эффективное средство обучения – игру. И очень скоро мы убеждаемся в том, что глаза ребенка радостно засветятся, когда мы говорим: «Давай поиграем!»

    Мы, взрослые, подчас забываем, что многие достаточно сложные вещи ребенок быстрее, легче и прочнее усвоит в занимательной, игровой форме. Игры повышают интерес к занятиям и способствуют развитию внимания, наблюдательности, мышления, памяти, речи и других ценнейших качеств, необходимых для ребенка.

    Исследование педагогов и психологов доказало, что при обучении детей дошкольного возраста рисованию нетрадиционными видами изобразительной деятельности решает такие задачи: готовит детскую руку к письму, а детское мышление - к восприятию текста. Поэтому во всех программах дошкольного образования нового поколения такое серьезное внимание уделяется злому виду детской продуктивной деятельности.

     Рассмотрев данную проблему, я определила, что именно эстетическое воспитание, основой которого является восприятие, занимает одно из главных мест в обучении детей нетрадиционной технике рисования.

    Вышеизложенное убедило меня в актуальности выбранной мною темы: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования». Я мотивировала тем, что рисование нетрадиционной техникой обладает таким воздействием на человека, что формируют и развивают его разносторонне, влияет на его духовный мир в целом, благоприятно влияет на развитие психических процессов (память, внимание, мышление, речь). Эта тема позволяет мне овладеть умением, профессионально интерпретировать результаты диагностик развития психических процессов у детей. Работа над темой поможет сравнить полученные практические результаты с научными изысканиями и определить правильный курс совершенствования моих познаний в работе с детьми по данной теме.

     Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

    Изучить методическую литературу: «Художественное творчество детей 2-7 лет» Т. Н. Доронова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т.Г Казакова– М.: Педагогика, – 1983. –212с.

    2016-2017 учебный год. Вторая младшая группа

    Перспективное планирование

    Месяц

    Формы работы

    С детьми

    С педагогами

    С родителями

    Сентябрь,

    октябрь

    Знакомить с методами и приемами нетрадиционных техник рисования.

    Обучение пальчиковому рисованию

    Консультация  «Значение рисования нетрадиционными способами»

    Консультация «Рисование нетрадиционным способом»

    Ноябрь,

    Декабрь

    Обучение рисованию ладошками. Занятие. рисование ладошками Тема: «Зимний лес» (рисунки из ладошки) Литература: А.В. Никитина, 49

    Мастер-класс для молодых специалистов рисование пипеткой «Дождь идёт»

    В день открытых дверей занятие «Перчатки и котятки»

    Январь,

    Февраль

    Коллективная работа Тема: «Ёлочка нарядная» (рисование пальчиками, оттиск поролоном) Обучение оттиску печатками из картофеля; Открытка для папы, оттиск печатками из картофеля «Цветочек для папы»

    Консультация: «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях».

    Индивидуальная работа с родителями, показ и объяснение как можно сделать печатки из картофеля.

    Март,

    Апрель

    Выставка рисунков к 8 марта рисование пальчиком «Астры в вазе»

    Кружковое занятие по нитяной графике на тему «Как рисовать нитью?», «Как работать безопасно».

    Консультация «Вместо кисточки - рука»

    Май

    Закрепление материала украшаем бабочек, рыбок и полянку такими элементами, как точки, мазки, спирали. Диагностика, выявление затруднений по данной теме у детей. Занятие Тема: «Зачем человеку зонт» (печать по трафарету) Литература: А.В. Никитина с. 27

    Советы родителям «Как оформить уголок для рисования детям в домашних условиях»

    2017-2018 учебный год.  Средняя группа

    Перспективное планирование

    Месяц

    Формы работы

    С детьми

    С педагогами

    С родителями

    Сентябрь,

    Октябрь

    Знакомство с техникой «Отпечатки листьев».Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Кошка»,»Ёжик». Подготовить работы на выставку рисунков  Выставка рисунков «Краски осени». Диагностика

    Живопись «по сырому». Совместное создание работы на тему «Краски осени»

    Консультация «Почувствуйте себя волшебником». «Как часто рисует ваш ребенок? » (Анкетирование)

    Ноябрь,

    Декабрь

    Занятие на тему: «Морозные узоры на окне» (свеча+акварель) Литература: Давыдова Г.Н

    Консультация «Рисование скотчем».

    Консультация родителям: «Зачем детям рисовать»

    Январь,

    Февраль

    Коллективная работа Тема: «Снежинки» (печать по трафарету) Литература: А.В. Никитина 41

    Занятие :Тема «Ёжик» (методом «тычка».)

    Занятие для молодых специалистов красками с помощью выдыхаемой струи воздуха на тему «Мой помощник ветерок»

    Участие в оформлении дидактической игры «Театр»

     «Несколько советов по развитию творческих способностей детей» (Памятки)

    Март,

    Апрель

    Тема: «Матрёшка» (нанесение узоров при помощи рисования пальчиками и ватными палочками) Литература: А.В. Никитина с. 65

    Консультация для воспитателей «Рисование пластилином»

    Семинар-практикум для родителей «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве. День открытых дверей. Занятие рисование пластилин + гуашь «Цветы в вазе».

    Май

    Занятие: Тема: «Весенние цветы» (печатать печатками из поролона) Диагностика

    Мастер-класс «Рисование мыльной пеной, крашеными опилками, на самоклеющейся пленке».

    Совместная работа с детьми сочинить сказку и проиллюстрировать. «Путешествие с красками» «Увлекательное рисование» (Папка-передвижка)

    2018-2019 учебный год. Старшая группа

    Перспективное планирование

    Месяц

    Формы работы

    С детьми

    С педагогами

    С родителями

    Сентябрь,

    Октябрь

    Занятие: Тема: «Что-то грустно нынче» (рисование по мокрому листу)

    Обмен опытом и информацией с коллегами по возрастной параллели о работе с детьми «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов»

    Открытое игровое занятие для родителей на тему "Краски осени моего города " Консультация на тему «Почувствуйте себя волшебником. Живопись рисования» «по сырому»

    Ноябрь,

    Декабрь

    Коллективная работа Тема: «Звёздное небо» (свеча+акварель) Литература: А.В. Никитина с. 73

    Выставка рисунков на тему «Морозные узоры» «Необычными вещами мы рисуем без труда» (Мастер- класс)

    Открытое занятие для молодых специалистов Тема: «Снежная королева» (Мятая бумага, живопись по – мокрому)

    Январь,

    Февраль

    Занятие Тема: «Золотая рыбка» (рисование солью) Индивидуально «Цветочная поляна» (Рисование металлическими крышками от бутылок)

    Консультация: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства»

    Выставка совместных работ родителей и детей «Мы с мамой мастерицы»

    Март,

    Апрель

    Занятие : Тема: «Весна в гости к нам спешит» (акварель + пастель) Литература: Т.В.Королёва с.79 Работа в парах «Укрась рукавицу» (Работа со знакомыми техниками) Занятие Тема: «Верблюд в пустыне» (стеки, зубочистки (расчесывание краски)) Литература: Давыдова Г.Н. с.11

    «Рисуем вместе с детьми» (Буклеты для родителей)

    Май

    Занятие : Тема: «Весёлые человечки» (волшебная верёвочка) Литература: А.В. Никитина с. 35 Диагностика

    Презентация Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.

    Оформление папки – передвижки «Весна - красна».

    2019-2020 учебный год. Подготовительная группа

    Перспективное планирование

    Месяц

    Формы работы

    С детьми

    С педагогами

    С родителями

    Сентябрь,

    Октябрь

    Коллективная работа. Тема: «Осенние мотивы» (раздувание краски) Литература: Т.А.Цквитария с.19 По замыслу «Нарисуй, что хочешь» (Работа со знакомыми техниками)

    Мастер класс «Нетрадиционная техника рисования. Рисование на наждачной бумаге»

    Оформление папки- передвижки

    Ноябрь,

    Декабрь

    Выставка детских работ НТР к празднику «Дню Матери» «Милой мамочки портрет»

    Изготовление пригласительных билетов для родителей и приглашение родителей к новогоднему утреннику в нетрадиционной технике рисования.

    Образовательный салон «Цветные ладошки» Конкурс сказок, сочиненных детьми и родителей на тему: "Новый год у ворот»

    Январь,

    Февраль

    Конкурс рисунков " Зимние забавы" нетрадиционным методом рисования. Занятие: Тема:« Чудо, чудо-рождество» (пастель, акварель, поролоновые палочки- печатки) Литература: Т.В.Королёва с.51

    Консультация «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

    «Развитие творческих способностей детей в игре и в быту» (Консультация)

    Март,

    Апрель

    Коллективная работа Тема: «День победы» (воздушные фломастеры) Литература: А.В. Никитина 87

    Индивидуально «Ледоход» (Метод Мастер –класс «Рисование солью»

    Родительское собрание. Презентация «Рисование солью» Совместная работа родителей и детей.

    Май

    Диагностика

    Выступление на педагогическом совете с анализом работы по теме самообразования

    Список используемой литературы:

    1.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»

    2. И.В.Тюфанова»Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2004 г.

     3.А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль ,изд-во «Академия развития-Академия холдинг».

    4. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

     5.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».

     6.Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – Москва, 1995г.

     7.Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет.- Москва ,2010 г.

    8.Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. Москва 2007 г.

     9. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие.- Ярославль, 1998 г.

    10.Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.

     11.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва ,2010.

    12. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18.

    13. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г.№11

     14. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашеными опилками, на самоклеющейся пленке. – Обруч 1999 г. №2.

    15. Комарова Т.С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное воспитание, 1991г.№9.

     16 А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки"

    17. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"

     18. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.

    19. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"

     20. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

    предлагаю вашему вниманию материал из опыта работы по  использованию           нетрадиционных техник рисования...

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

    . Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;Пространственной ориентировки на листе бума...

    Консультация для родителей на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования...

    Тема опыта: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования

    Тема опыта: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования...

    Консультация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

    Это правда!Ну что же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать.На бумаге, на асфальте, на стене,И в трамвае на окне!Э. Успенский.Формирование творческой личности детей, в том числе с ограниченными...

    Критерии по «Развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов продуктивной деятельности».

    Педагогический мониторинг нетрадиционных методов продуктивной деятельности МБОУ СОШ № 198 дошкольное отделение (рисование, аппликация, лепка)Педагогический процесс современного детского...

    Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования в рамках ФГОС»

    Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования в рамках ФГОС&raqu...