Критерии по «Развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов продуктивной деятельности».
материал по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Третьякова Екатерина Анатольевна

Педагогический мониторинг нетрадиционных методов продуктивной деятельности МБОУ СОШ № 198 дошкольное отделение (рисование, аппликация, лепка)

Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах проблемах каждого ребенка.

«Мониторинг» - относительно новое понятие, и поэтому следует уточнить его отношение с более устоявшимися –«педагогическая диагностика» и «контроль».

 В мониторинге к критериям предъявляет одно, но чрезвычайно важное требование – критерий должен позволять производить измерение. Некоторые критерии имеют очень слабую динамику, и их измерение имеет смысл производить один раз в несколько лет.

Следующим шагом после выработки критериев мониторинга является определение методов, применение которых позволит получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

Мониторинг проводится в начале учебного года, промежуточного и итогового (в конце учебного года) диагностических измерений.

В начале учебного года (примерно в течение сентября) проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития, определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. 

В конце учебного года (обычно в мае) проводится основная итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками дошкольного отделения поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. 

Педагогический мониторинг: отслеживает качества педагогического процесса, реализуемого программой.

Цель педагогического мониторинга нетрадиционных методов продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка): выявить уровень художественного развития детей в художественно-творческой образовательной деятельности и возможности интеграции видов, нетрадиционных техниках в ситуации свободного выбора ребенком вида, техники, материалов, замысла, способов изображения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie.docx55.93 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

МБОУ СОШ №198 дошкольное отделение

Критерии

по «Развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование  нетрадиционных методов продуктивной деятельности».

Составила: Третьякова Е.А.

г. Новосибирск

Педагогический мониторинг нетрадиционных методов продуктивной деятельности МБОУ СОШ № 198 дошкольное отделение (рисование, аппликация, лепка)

Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах проблемах каждого ребенка.

«Мониторинг» - относительно новое понятие, и поэтому следует уточнить его отношение с более устоявшимися –«педагогическая диагностика» и «контроль».

 В мониторинге к критериям предъявляет одно, но чрезвычайно важное требование – критерий должен позволять производить измерение. Некоторые критерии имеют очень слабую динамику, и их измерение имеет смысл производить один раз в несколько лет.

Следующим шагом после выработки критериев мониторинга является определение методов, применение которых позволит получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

Мониторинг проводится в начале учебного года, промежуточного и итогового (в конце учебного года) диагностических измерений.

В начале учебного года (примерно в течение сентября) проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития, определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. 

В конце учебного года (обычно в мае) проводится основная итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками дошкольного отделения поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. 

Педагогический мониторинг: отслеживает качества педагогического процесса, реализуемого программой.

Цель педагогического мониторинга нетрадиционных методов продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка): выявить уровень художественного развития детей в художественно-творческой образовательной деятельности и возможности интеграции видов, нетрадиционных техниках в ситуации свободного выбора ребенком вида, техники, материалов, замысла, способов изображения.

Структура мониторинга включает в себя следующие этапы:

1. Определения объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов).

2. Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.

3. Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся информации из существующих источников.

4. Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.

5. Принятие решения об изменении деятельности.

Принципы проведения мониторинга:

1. Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты диагностики рассматриваются как конфиденциальная информация, их не стоит полностью сообщать даже родителям. Результаты нужны педагогу, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать детям.

2. Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке: в группе дошкольного отделения.

3. При проведении наблюдения происходит сравнение проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает педагогу понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него конкретны.

4. Представление педагога о развитии ребенка складывается из множества частных оценок. Поэтому наблюдение проводиться не менее двух недель.


Содержание.

Приложение 1: Диагностические критерии по нетрадиционным техникам продуктивной деятельности.

1.1. Диагностические критерии. Младшая группа. Стр. 4.

1.2. Диагностические критерии. Средняя группа. Стр. 8.

1.3. Диагностические критерии. Старшая группа. Стр. 13.

1.4. Диагностические критерии. Подготовительная группа. Стр. 17.

                


Диагностические критерии. Младшая группа.

Низкий уровень — 1 балл.

Средний уровень — 2 балла.

Высокий уровень — 3 балла.

Итоговая оценка:

8 — 12 баллов — низкий уровень.

13 — 20 баллов — средний уровень.

21 — 24 баллов — высокий уровень.

Нетрадиционная техника рисования

Познавательный интерес к изобразительной деятельности.

Низкий: не проявляет интерес к изобразительной деятельности.

Средний: периодически проявляет интерес к изобразительной деятельности.

Высокий: проявляет интерес к изобразительной деятельности,  откликается на новый познавательный материал.

Изображение предметов, композиций, сюжетов.

Низкий: не изображает предметы, простые композиции, затрудняется в подборе цвет и  сюжетов.

Средний: изображает простые  предметы, композиции, может иногда испытывать небольшие затруднения, подбирает цвет и  простые сюжеты.

Высокий: изображает различные предметы, простые композиции, не испытывает сложностей в подборе цвета и  сюжетов.

Владение нетрадиционными техниками рисования.

Низкий: не проявляет интереса к нетрадиционным техникам рисования (рисование пальчиками.)

Средний: проявляет интерес, владеет нетрадиционными техникам рисования с помощью педагога (рисование пальчиками.)

Высокий: проявляет интерес к нетрадиционным техникам рисования, самостоятельно использует приёмы нетрадиционной техники (рисование пальчиками.)

Пользование карандашами, кистью, фломастерами, печатками и др.

Низкий: не умеет правильно пользоваться карандашами, фломастерами, печатками.

Средний: испытывает небольшие затруднения пользования карандашами, фломастерами, печатками.

Высокий: самостоятельно правильно пользуется карандашами, фломастерами, печатками.

Имеет представление о народных росписях России

Низкий:  не интересуется народной росписью России  (дымковская игрушка)

Средний: периодически проявляет интерес к народной росписи России  (дымковская игрушка)

Высокий: интересуется народной росписью России  (дымковская игрушка)

Лепка

Владение способами и приемами лепки из пластилина

Низкий:  ребенок не умеет лепить; формообразующие движения освоены недостаточно (пластилин)

Средний: лепит при небольшой помощи педагога, основные технические навыки лепки находятся в стадии формирования.

Высокий: хорошо владеет основными техническими навыками лепки; проявляет творческую активность.

Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки

Низкий:  не справляется с заданием

Средний: справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки, неуверенно выбирает  тему для лепки, старается самостоятельно получить результат.

Высокий: может самостоятельно выбрать тему для лепки, ребенок самостоятельно справляется с заданием 

Аппликация

Создание изображаемых предметов из различных готовых элементов из бумаги, подбор деталей по цвету

Низкий:  в выполнении задания требуется подсказка взрослого и помощь в подборе форм при составлении изображения.

Средний: выполняет после небольших подсказок, ритм улавливает не сразу.

Высокий: выполняет самостоятельно.  На первых шагах возможно уточняющие вопросы взрослому.

Владение способами и приемами  работы с сыпучими материалами

Низкий:  не справляется с заданием.

Средний: справляется с заданием с небольшой помощью взрослого.

Высокий: самостоятельно справляется с заданием, может по трафарету создать картину.

Владение способами и приемами работы с природным материалом

Низкий:  не справляется с заданием

Средний: справляется с заданием с небольшой помощью взрослого.

Высокий: самостоятельно справляется с заданием, может создавать простые композиции или фигурки.

Диагностические критерии. Средняя группа.

Низкий уровень — 1 балл.

Средний уровень — 2 балла.

Высокий уровень — 3 балла.

Итоговая оценка:

8 — 12 баллов — низкий уровень.

13 — 20 баллов — средний уровень.

21 — 24 баллов — высокий уровень.

Нетрадиционная техника рисования

Познавательный интерес к изобразительной деятельности.

Низкий: не проявляет заметного интереса к изобразительному искусству. Вовлекается в художественную деятельность лишь по приглашению взрослого;

Средний: интересуется изобразительным искусством, выражает свое отношение вербально или своими доступными изобразительно-выразительными средствами.

Высокий: проявляет интерес к изобразительному искусству,  откликается на новый познавательный материал. Выражает свое отношение к процессу и результату;

Изображение предметов, композиций, сюжетов.

Низкий: не изображает предметы, простые композиции, не подбирает цвет и  сюжеты. Не выражает свое отношение к процессу и результату.

Средний: владеет практическими навыками в разных видах изобразительной деятельности, но испытывает затруднение при самостоятельном выборе замысла, сюжета, затрудняется изображать простые  предметы, композиции.

Высокий: с увлечением изображает предметы,  простые композиции, подбирает нужный цвет и  сюжеты.

Владение нетрадиционными техниками рисования.

Низкий: не проявляет интереса к нетрадиционным техникам рисования (рисование, ладошкой, ватные палочки.)

Средний: проявляет интерес с помощью педагога к нетрадиционным техникам рисования (рисование ладошкой,  ватные палочки.)

Высокий: самостоятельно проявляет интерес к нетрадиционным техникам рисования (рисование ладошкой, ватные палочки.)

Пользование карандашами, кистью, фломастерами, печатками и др.

Низкий: не умеет пользоваться карандашами, фломастерами, восковыми мелками, печатками.

Средний: испытывает затруднения пользования карандашами, фломастерами, восковыми мелками, печатками. Пользуется с помощью взрослых.

Высокий: самостоятельно пользуется карандашами, фломастерами, пробковыми и картофельными печатками.

Имеет представление о народных росписях России

Низкий:  проявляет слабый интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства, путает и

не всегда правильно называет народные промыслы, затрудняется аргументировать свой выбор изделий народного декоративно-прикладного искусства.

Средний: проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства,  иногда путается в названии народных промыслов. Часто аргументирует свой выбор изделий народного декоративно-прикладного искусства.

Высокий: проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства, знает характерные особенности большинства народных промыслов; аргументирует выбор того или иного изделия.

Лепка

Владение способами и приемами лепки из пластилина

Низкий:  не проявляет интерес к приемам и способам лепки,  носит случайный характер.

Средний: затрудняется при выполнении задания, ему не обходимы пояснения и напоминания способами лепки, иногда показ.

Высокий: понимает задание, владеет способами и приемами лепки, ему необходимы пояснения и помощь для того, чтобы получилось задуманное.

Лепит различные предметы состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки

Низкий:  лепит недостаточно целенаправленно, ведущая роль в лепке принадлежит взрослому, технические навыки недостаточно сформированы, затрудняется в соединении частей в единый образ.

Средний: целенаправленно лепит, часто прибегая к помощи взрослого; технические навыки недостаточно сформированы: отламывает кусочки от большого куска, раскатывает палочки и колбаски, соединяет части, раскатывание круговыми движениями, сплющивание комочка между ладонями, с помощью взрослого; в процессе лепки, испытывает положительные эмоции; с помощью взрослого знает и соблюдает последовательность лепки и пропорции.

Высокий: целенаправленно лепит, прибегая к помощи взрослого или самостоятельно;  использует знакомые технические приемы: отламывает кусочки от большого куска, раскатывает палочки и колбаски, соединение частей, раскатывание круговыми движениями, сплющивание комочка между ладонями, умение делать углубление в середине сплющенного комочка, соединение две формы в один предмет (шарик и колбаска, два шарика),  знает и соблюдает последовательность лепки и пропорции.

Аппликация

Создание изображаемых предметов из различных готовых элементов из бумаги, подбор деталей по цвету

Низкий:  не справляется с заданием, после подсказок и объяснений допускает грубые ошибки. Не понимает закономерности узора

Средний: выполняет задание после небольших подсказок, ритм улавливает не сразу.

Высокий: самостоятельно владеет приёмами обрывания бумаги и техникой бумагопластики (комкание салфеток, скатывание их в шарики).

Владение способами и приемами  работы с сыпучими материалами

Низкий:  не справляется с заданием

Средний: справляется с заданием с помощью взрослого, не уверенно выбирает материал для создания аппликации из сыпучих материалов.

Высокий: Выполняет самостоятельно.  На первых шагах возможно уточняющие вопросы взрослому.  Вносит инициативу, творчество.

Владение способами и приемами работы с природным материалом

Низкий:  в выполнении задания требуется подсказка взрослого и помощь в подборе форм при составлении изображения из природного материала.

Средний:  выполняет задание не очень быстро, может допустить ошибки,  сам устранить не может справляется с заданием с помощью взрослого.

Высокий: быстро справляется с заданием, самостоятельно создает изображение путем отбора готового природного материала.

Диагностика. Старшая группа

Низкий уровень — 1 балл.

Средний уровень — 2 балла.

Высокий уровень — 3 балла.

Итоговая оценка:

8 — 12 баллов — низкий уровень.

13 — 20 баллов — средний уровень.

21 — 24 баллов — высокий уровень.

Нетрадиционное рисование

Изображение предметов, композиций, сюжетов.

Низкий: Отсутствует познавательный интерес к творческой деятельности. Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения, детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого.

Средний: Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства, замысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью. Обращается за помощью к педагогу. Ребёнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями

Высокий: проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный. Задания выполняет самостоятельно Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и дорисовывать штрихи до образа.

Владение нетрадиционными техниками рисования.

Низкий: не проявляет интереса к нетрадиционными техниками рисования, рисует только при активной помощи взрослого, не достаточно освоены технические навыки и умения.

Средний: владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого, проявляет интерес к освоению новых техник.

Высокий: владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования пользуется нетрадиционными техниками,  самостоятельно выбирает  тему рисования и получает результат,  быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках.

Пользование карандашами, кистью, фломастерами, печатками и др.

Низкий: может пользоваться  материалами и инструментами только с помощью взрослого.

Средний: знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими правильно.

Высокий: владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования, яркая эмоциональная выразительность.

Имеет представление о декоративно-прикладном искусстве  России

Низкий:  не проявляет интерес к предметам декоративно-прикладного искусства. Затрудняется назвать народные промыслы, не может провести сравнение, называет не все элементы узора, путает цвета и материал, из которого оно сделано.

Средний: проявляет интерес к предметам декоративно-прикладного искусства

Высокий: проявляет интерес к предметам декоративно-прикладного искусства, знает и в основном правильно называет народные промыслы. Описывает подробно, выделяя характерные признаки того или иного промысла, называет элементы росписи, цветового решения.

Лепка

Лепит различные предметы состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки

Низкий:  Передал элементарное сходство с натурой после подробного анализа педагогом. Могут быть грубые нарушения в передаче формы, пропорций. Не всегда использует необходимые приемы лепки.

Средний: В работе передал сходство с натурой после подробного словесного анализа педагогом, может допустить неточности в передаче формы, пропорций. Не всегда использует необходимые приемы лепки.

Высокий: Воспринял натуру в целом, самостоятельно провел ее анализ, в лепке передал внешнее сходство, форму, расположение частей, пропорции, используя необходимые приемы лепки.

Использование разнообразных приемов лепки

Низкий: выполняет работу после показа, допускает  грубые нарушения в симметричном расположении узора, чередовании элементов (цвет, величину, использовал приемы: отщипывание, раскатывание, расплющивание, примазывание.

Средний: выполняет  работу по образцу, заполняет все пространство пластины (углы, края, середину, может допустить незначительные неточности в симметричном расположении узора, чередовании элементов (цвет, величину, использовал приемы: отщипывание, раскатывание, расплющивание, примазывание.

Высокий: выполняет  работу по словесной инструкции, заполняет  все пространство пластины (углы, края, середину, симметрично расположил узор, чередуя элементы, адекватно использует цвет и величину,  подбирая необходимые приемы для лепки: отщипывание, раскатывание, расплющивание, примазывание.

Аппликация

Создание изображаемых предметов из различных готовых элементов из бумаги, подбор деталей по цвету

Низкий:  слабо владеет различными приемами резания бумаги, допускает грубые ошибки при создании изображения предметов из частей, составлении узора из геометрических элементов. Не умеет создавать сюжетную композицию из нескольких деталей, выполнять симметричный узор, плохо владеет способом обрывания, необходима постоянная поддержка и стимуляция деятельности со стороны педагога.

Средний:  недостаточно владеет различными приемами резания бумаги, допускает ошибки при создании изображения предметов из частей, составлении узора геометрических элементов, недостаточно владеет умением создавать сюжетную композицию из нескольких деталей, выполнять симметричный узор на бумаге различной формы.

Высокий: хорошо владеет приемами резания бумаги по прямой, наискосок, преобразования одной фигуры в другие, путем разрезания геометрических фигур на две и более частей, вырезание из бумаги сложенной гармошкой. Умеет вырезать круги из квадратов и овалы из прямоугольников, создавать изображения предметов из частей, составлять узор из геометрических элементов.

Владение способами и приемами  работы с сыпучими материалами

Низкий:  нуждается в помощи создавать простейшие аппликации с сыпучими материалами

Средний: имеет способность воспроизводить простейшие поделки  с сыпучим материалом по образцу с помощью педагога, владеет способами и приемами работы с сыпучими материалами,  

Высокий: умеет создавать работы мозаичным способом в аппликации с сыпучими материалами.

Владение способами и приемами работы с природным материалом

Низкий:  слабо владеет способами и приемами работы с природным материалом.

Средний:  умеет делать игрушки, сувениры из природного материала при помощи взрослого.

Высокий: умеет делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др.), прочно соединяя части.

Диагностика. Подготовительная группа

Низкий уровень — 1 балл.

Средний уровень — 2 балла.

Высокий уровень — 3 балла.

Итоговая оценка:

8 — 12 баллов — низкий уровень.

13 — 20 баллов — средний уровень.

21 — 24 баллов — высокий уровень.

Нетрадиционное рисование

Изображение предметов, композиций, сюжетов.

Низкий: затрудняется в анализе и сравнении предметов; изображает несколько привычных сюжетов, предметов; изобразительные средства выбирает спонтанно, пользуется несколькими приемами рисования; рисунки невыразительны, не выражают позицию автора, с помощью взрослого замечает некоторые недостатки своих работ, вместе со взрослым вносит в них дополнения.

Средний: с помощью взрослого анализирует и сравнивает предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; недостаточно точно передает форму, пропорции основных и дополнительных частей предметов; с помощью взрослого замечает некоторые недостатки своих работ, вместе со взрослым вносит в них дополнения для большей выразительности образа.

Высокий: анализирует и сравнивает предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; рисует сюжетные композиции, изображает предметы по памяти; точно передает форму, пропорции основных и дополнительных частей предметов; использует разнообразные приемы рисования, нетрадиционные техники.

Владение нетрадиционными техниками рисования.

Низкий: использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изоматериалами для создания художественного образа.

Средний: использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога.

Высокий: по собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования. Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа.

Пользование карандашами, кистью, фломастерами, печатками и др.

Низкий: работает карандашами, кистью, фломастерами при помощи взрослого, раскрашивает беспорядочными линиями (мазками, не уменьшающимися в пределах контура).

Средний: часто забывает, как работать кистью, изображение имеет недочеты, раскрашивает  крупными, размашистыми движениями, иногда выходящими за предел контура.

Высокий: свободно владеет кистью, карандашами, фломастерами, раскрашивает  мелкими штрихами, не выходящими за предел контура.

Имеет представление о декоративно-прикладном искусстве  России

Низкий:  определяет вид росписи при активной помощи взрослого, в названиях допускает большое количество ошибок. Затрудняется в выборе узоров. При изображении допускает ошибки (смешение элементов и цвета из различных росписей).

Средний: допускает ошибки в назывании декоративных росписей. При рисовании выбирает и использует 1-2 элемента выбранной росписи.

Высокий: знает виды прикладного искусства, самостоятельно использует все характерные элементы росписей, правильно подбирает соответствующую цветовую гамму, правильно соотносит выбранный элемент. Располагает узор ритмично.

Лепка

Лепит различные предметы состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки

Низкий:  не понимает задания, не планирует деятельность; пользуется стереотипными приемами лепки; изображения недостаточно реалистичны, невыразительны.

Средний: создает замысел до начала лепки, однако не всегда получается результат, соответствующий замыслу; выбирает соответствующие теме лепки изобразительные средства; изображения недостаточно выразительны; проявляет отдельные элементы творчества в процессе лепки.

Высокий: использует разнообразные приемы лепки, создает замысел до начала лепки и реализует его, выбирая соответствующие изобразительные и выразительные средства.

Использование разнообразных приемов лепки

Низкий:  пользуется основными приемами лепки с помощью взрослого, может слепить простые поделки.

Средний: пользуется основными приемами лепки; изображения достаточно реалистичны, но затрудняется в целостной передаче реальных характеристик объекта; при создании сюжетных композиций нуждается в помощи взрослого;

Высокий: пользуется разнообразными приемами лепки; передает характерную структуру и пропорции объектов, характерные движения фигур, достигает выразительности поз; ярко проявляет творчество.

Аппликация

Создание изображаемых предметов из различных готовых элементов из бумаги, подбор деталей по цвету

Низкий:   имеет небольшой набор  изображаемых предметов; до начала аппликации определяет не замысел, а лишь тему в общем виде; изобразительные средства выбирает спонтанно; изображения недостаточно реалистичны, невыразительны; неуверенно пользуется ножницами, технические навыки вырезывания не сформированы.

Средний: создает изображения по представлению и с натуры, при создании сюжетных композиций нуждается в помощи взрослого; придумывает замысел до начала аппликации, однако не всегда получается результат, соответствующий замыслу; технические навыки вырезывания сформированы недостаточно, часто действует неточно, неаккуратно; пользуется основными приемами аппликации; изображения достаточно реалистичны, но не очень выразительны; проявляет отдельные элементы творчества в процессе аппликации.

Высокий: уверенно пользуется ножницами, вырезая формы из бумаги с помощью техник симметричного, многослойного, силуэтного вырезания; пользуется разнообразными приемами аппликации, которые творчески сочетает, нетрадиционными техниками; создает изображения по представлению и с натуры, сюжетные композиции; изображения реалистичны; ярко проявляет творчество.

Владение способами и приемами  работы с сыпучими материалами

Низкий:  не проявляет фантазии, выдумки изобретательности, работает лишь по готовому образцу

Средний: работает по подсказке взрослого, проявляет изобретательность частично (может дополнить поделку, украсить)

Высокий: проявляет самостоятельность, находит свои способы выполнения предложенной темы, способен самостоятельно придумывать и создавать сюжетные композиции из, сыпучих материалов (семена, крупа).

Владение способами и приемами работы с природным материалом

Низкий:  справляется с заданием при значительной помощи взрослого.

Средний:  справляется с заданием при незначительной помощи взрослого, пытается скреплять самостоятельно или с помощью взрослого.

Высокий: знает и правильно использует различные природные материалы, знает  их способы и особенности,  правильно подбирает,  режет,  склеивает, скрепляет, закручивает их для каждого вида изделия, проявляет активность, заинтересованность.

Вывод:

Сравнительный анализ данных, позволяет сделать вывод, что уровень творчества детей дошкольного возраста под влиянием использования нетрадиционных техник в целом показывает позитивные результаты. У большинства детей  в течение года в процессе систематической непосредственно организованной, совместной, индивидуальной деятельности значительно повышается уровень развития продуктивной  деятельности. Диагностика показала существенные изменения в структуре художественного творчества у детей дошкольного возраста. Применение современных педагогических технологий – нетрадиционных техник дают возможность детям  различать нетрадиционные  изобразительные техники. Знать основные закономерности линейной перспективы (линия горизонта, изменение размеров при удалении).  Самостоятельно создать сюжет и проявить желание разнообразить средства художественной выразительности и изобразительности,   дать эстетическую оценку наблюдаемым предметам, явлениям, эмоционально воспринимать красоту природы, картин. Владеть техниками работы, различать произведения изобразительного искусства, выделяя средства выразительности, цветовой гаммы, понимать единство содержания языка художественного образа.

Использование разных форм педагогической работы с детьми ведет к повышению, сохранению и обогащению  эмоционально – чувственного познания  окружающего мира и развитию  творческого  потенциала   дошкольников.

Необходимо продолжать работу, направленную на развитие познавательных процессов, интереса к рисованию, аппликации, лепке повышать уровень работоспособности детей в художественном творчестве.