Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности
материал (младшая группа)

Рисование нетрадиционными способами увлекательная, завораживающая деятельность. Использование нетрадиционных техник повышает интерес дошкольников к рисованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_teme_samoobrazovaniya.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение по теме самообразования:

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности»

Актуальность

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Согласно ФГОС ДО одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей в изобразительной деятельности.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

- во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

- во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения;

- в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Рисование, лепка и аппликация позволяют развивать мелкую моторику, создавать изображения предметов и явлений окружающей жизни. А это позволяет выражать своё понимание, эмоциональное отношение к окружающему. Очень рано ребёнок начинает стремиться, самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления. Задача воспитателя дать ребёнку возможность расширить область выражения возникающих у него образов. Целесообразно представить ребёнку материал, научить его умело с ним обращаться. Важно всячески своевременно поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось. Разумно предоставить детям разнообразные изобразительные материалы (карандаши, фломастеры, краски, штампики, печатки, трафареты и многое другое).

Поэтому тему свою считаю актуальной.

Диагностика

Результаты диагностики образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»: продолжать учить различать виды искусства через художественный образ; знакомить с декоративной деятельностью; учить рисовать прямые линии в разных направлениях, перекрещивать их; рисовать предметы, состоящих из комбинаций разных фигур и линий; создавать несложные сюжетные композиции; располагать изображение по всему листу.  

Целью моей работы является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

• способствует снятию детских страхов;

• развивает уверенность в своих силах;

• развивает пространственное мышление;

• учит детей свободно выражать свой замысел;

• побуждает детей к творческим поискам и решениям;

• учит детей работать с разнообразным материалом;

• развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

• развивает мелкую моторику рук;

• развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

• во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата.

Познакомившись с методической литературой различных авторов я нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

• сформировать у детей технические навыки рисования.

• познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

• научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники.

• развивать воображение и творческие способности детей.

• обогащать и расширять художественный опыт детей.

• побуждать ребенка экспериментировать.

• поощрять и поддерживать творческие находки.

• развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.

• воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.

• способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

Составила план работы с детьми на год:

Сентябрь

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

«ветка рябины»

(пальчиковая живопись)

Знакомить детей с техникой рисования пальчиками, развивать инициативу. Закреплять умение различать цвета.

Заготовка кисти рябины, гуашь красного цвета, салфетки влажные и бумажные, паролоновые губки для гуаши. Птичка- игрушка.

Детям предлагается помочь птичкам, накормить их рябинкой. Все кисти рябины приклеиваем к большому дереву и на него садим птичку.

Октябрь

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

«падают, падают листья…» («осеннее дерево»)

(пальчиковая живопись»

Учить рисовать пальчиками (окунать в краску кончики пальцев и ставить отпечатки), развивать чувство цвета и ритма.

Заготовки стволов деревьев на бумаге, гуашь красного и желтого цвета, влажные и бумажные салфетки.

С помощью игровых моментов (помощники осени) подвести детей к рисованию красивых осенних листочков на деревьях. Показать, что крона деревьев похожа на красочный разноцветный салют, а листочки – яркие огоньки.

«едет с поля урожай» (аппликация)

Умение наклеивать готовые предметы, развитие цветового восприятия, сообразительности.

Готовые эскизы банок, шаблоны овальных зеленых огурчиков, круглых красных помидоров. Клей, салфетки.

Беседа о зимних заготовках. Дети самостоятельно определяют (по форме и цвету)  какие овощи мы будем солить на занятии.

Ноябрь

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

«Ежик»

(рисование ватными палочками)

Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость. Знакомство с живописью ладошками, продолжать рисование пальчиками. Упражнять в комбинировании двух различных техник.

Бумага, гуашь коричневого цвета, кисти, заготовки силуэта ежика без иголок. Влажные и бумажные салфетки.

Чтение стихотворения Маршака «Еж». Предложить нарисовать портрет ежика. Объяснить последовательность работы. В конце занятия организуется выставка портретов.

Декабрь

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

«в лесу родилась елочка»

(Рисование методом тычка)

«украсим елочку» (пальчиковая живопись)

Продолжать учить детей рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. Развивать чувство композиции, коллективизма.

листы белого цвета с силуэтом елочки; кисть с жестким ворсом; краска зеленого цвета; стаканы с водой; салфетки. Белая гуашь.

Рассмотреть зимний пейзаж из елей. Поговорить о значимости зеленой красавицы для новогоднего праздника. Предложить нарисовать коллективный зимний пейзаж из зеленых красавиц. Украсить елочку снежинками – пушинками (нарисовать пальчиками белые комочки на ветках).

Январь

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

«снежинки – пушинки за окном» 

(пальчиковая живопись, штампики)

Создание положительного эмоционального фона, развитие творческих способностей детей. Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета (ватными палочками, пальчиками, штампики).

тонированные листы бумаги виде окна на каждого ребенка , гуашь белого цвета, ватные палочки, штампики, влажные и бумажные салфетки для рук.

На прогулке рассмотреть падающие снежинки. Рассмотреть рисунки со снежинками, с метелью. Как снежинки – «белые мухи» падают. Снег падает крупинками или большими хлопьями.

Февраль

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

«снеговик»

(рисование поролоном, обрывная аппликация )

Разнообразить технику рисования паролоном обрывной аппликацией. Умение совмещать техники. Различать размеры фигур. Формирование чувства композиции. Развитие мелкой моторики рук.

Штампы из паролона, белые листы бумаги (или голубая цветная бумага.  Белая, голубая гуашь. Миски для гуаши. Цветная бумага для обрывной аппликации, клей.

Лепим снеговика на прогулке. Определяем из чего состоит снеговик и как будем рисовать. Начинаем с самого большого снежного шара. На него ставим (рисуем) шар поменьше и голова – самый маленький снежный шар. Заканчиваем композицию из снега обрывной аппликацией.  

«Снежинка»

(Рисование крупой)

Познакомить с техникой рисования крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

лист бумаги с нарисованной снежинкой на каждого  ребенка синего цвета; клей; кисти; манная крупа. Бумажные салфетки.

Силуэт нарисованной снежинки аккуратно намазываем клеем. Насыпаем на рисунок манной крупы. Для лучшего приклеивания крупы накладываем салфетку. Излишки крупы стряхиваем с картинки. Данными снежинками украшаем группу.

Март

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

 «Облака» (Рисование по сырому фону, или рисование тампоном)

Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность.

Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон.

Вспомнить, как наблюдали за бегом облаков. Чтение стихотворения Никитина «Тихо ночь ложится». Интересно. Как отражаются облака в озере. Воспитатель показывает способ работы. В конце занятия все любуются очертаниями – отражениями облаков.

«мы рисуем радугу»

(оттиск смятой бумагой или пальчиками)

Развитие цветовой гаммы. Продолжать знакомство с техникой оттиск смятой бумагой.

Листы белой бумаги, гуашь, смятые комочки бумаги, емкости для гуаши (губки).

Рассмотреть радугу, определить последовательность рисования цветовой гаммы. Определить дугообразную форму радуги.

Апрель

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

«подводное царство»

(пальцевая живопись, ладошка, оттиск пробкой, рисование солью)

познакомить детей с различными техниками рисования;

-  развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге, картоне, ткани и др.;

- способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;

- развивать творческие способности и экспериментирование;

- воспитывать чувство прекрасного.

Бумага белого или голубого цвета; гуашь разного цвета; ватные палочки; пробки; соль. Влажные и бумажные салфетки. Губки для гуаши.

Рассматривание картин подводного пейзажа. Поэтапное рисование: по выбору детей рисуем ладошкой рыбку, осьминога или мидузу. С помощью клея и соли изображаем песок на дне водоема. Оттиском пробки обозначаем камушки. Пальчиками дорисовываем зеленые длинные водоросли.

«красивые цветы для пчелки»

(рисование ладошкой и пальчиками)

Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги; Развивать воображение; Воспитывать аккуратность.

Листы белой бумаги, красная и зеленая гуашь, салфетки

Дети выбирают любой цвет для рисования цветка. Делают отпечаток ладошки, рисуем зелень. Пальчиками рисуем пчелку. Дорисовки делаем фломастерами

Май

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

«Салют»

(Рисование методом тычка)

Познакомить детей с праздником «День победа» и неотъемлемой частью празднования – салютом. Упражнять детей в  рисовании методом тычка. Закрепить умение ритмично наносить точки на всю поверхность листа.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

иллюстрации с изображением салюта; листы бумаги синего цвета; гуашь разных цветов в чашечках; салфетки. На листах бумаги нарисована пушка из которой выпускают большой праздничный салют.

Рассматривание картин с праздниками. Определить цветовую гамму салюта. Оставить яркое впечатление от праздника. Умение определить положение салюта на листе бумаги. Использование разного цвета краски для своего рисунка.

«воздушные шарики»

(Оттиск смятой бумагой)

Учить комкать бумагу; познакомить с приемом рисования смятой бумагой; развивать мелкую моторику рук.

Альбомные листы; разноцветная гуашь в мисочках; кисточки; надутые воздушные шарики на каждого ребенка.

С помощью смятой бумаги изобразить шарики разного цвета. Подрисовать ниточки. С помощью рисунка выразить праздничное настроение (настроение праздника).

«желтые одуванчики»

(Рисование пальчиками)

Познакомить детей с новым способом получения изображения. Развивать творческие способности, воображение.

Бумага, трубочки, гуашь, жидко разведенная шампунем.

Внимательно рассмотреть одуванчик. Чтение Серова «Носит одуванчик желтый сарафанчик». Показ воспитателем способа работы.

Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Занятия лепкой, также как и другие виды изобразительной деятельности, формируют эстетические вкусы, развивают чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всём его разнообразии. Для того, чтобы занятия по лепке не были однообразными и надоедливыми, важно практиковать в своей работе разнообразие материала, из которого можно выполнить лепку. Используются пластилин, соленое тесто.

Создание аппликации, это сложный процесс, связанный с умением вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги, раскладывать их на основу, устанавливать последовательность и взаимосвязь объектов по законам композиционного и цветового строя, аккуратно наклеивать вырезанные на бумагу другого цвета. Задача педагога ДОУ дать детям определённый объём знаний, умений и навыков по аппликации, которыми должны овладеть дети в разных возрастных группах для реализации своего замысла и отражения окружающей действительности.

Занятия по рисованию бывают традиционные — это рисование карандашами, кистью, фломастерами, мелками. Но использование нетрадиционных приёмов рисования позволяют детям более умело выполнить заданную задачу. Эти приёмы позволяют ввести ребёнка в творческий процесс и доставить эстетическое наслаждение от своего труда. Использование нетрадиционных приёмов следует использовать по степени возрастания сложности и учитывать особенности освоения детьми.

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинала с младшей группы с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает мне заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

• игра, которая является основным видом деятельности детей;

• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

• живая, эмоциональная речь воспитателя.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста невозможно без интеграции различных образовательных областей: речевое, познавательное, физическое, социально – коммуникативное развитие.

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». Я придаю большое значение общению с родителями, т.к. успех воспитания во многом зависит от единства требований, просвещения родителей в вопросах воспитания ребёнка. Провожу с родителями консультации, беседы по данной теме:

- консультация «Значение рисования нетрадиционными способами»;

- консультация «Зачем детям рисовать»;

- папка – передвижка на тему: «Рисование нетрадиционными способами в семье»;

- консультация «Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

предлагаю вашему вниманию материал из опыта работы по  использованию           нетрадиционных техник рисования...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ « РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ -ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ»

В данной презентации описывается   обобщение педагогическиого опыта. Формировался опыт на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад№86", в рамках раб...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;Пространственной ориентировки на листе бума...

Консультация для родителей на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования...

Консультация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Это правда!Ну что же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать.На бумаге, на асфальте, на стене,И в трамвае на окне!Э. Успенский.Формирование творческой личности детей, в том числе с ограниченными...

Критерии по «Развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов продуктивной деятельности».

Педагогический мониторинг нетрадиционных методов продуктивной деятельности МБОУ СОШ № 198 дошкольное отделение (рисование, аппликация, лепка)Педагогический процесс современного детского...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Д...