Главные вкладки

    Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования
    методическая разработка по рисованию по теме

    Стефанюк Галина Викторовна

    В материале освещается необходимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Приводятся примеры нетрадиционных техник рисования, способствующих развитию мелкой моторики.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc366.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста

    с помощью нетрадиционных техник рисования.

     «Истоки способностей и дарования детей

    находятся на кончиках пальцев».

    В.А. Сухомлинский  

    Зачем нужно развивать мелкую моторику?

    Развитие мелкой моторики ребёнка – тонких движений кистей пальцев рук - один из показателей психического развития дошкольника, а так же одно из основных направлений по воспитанию у ребенка здоровой речи. Мелкая моторика-основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, пространственные представления. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе. От степени развития моторики зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.

    При недостатках развития мелкой моторики руки дети:

    • Не способны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).
    • Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры).
    • Не испытывают желания рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.
    • В школе имеют очень медленный темп письма.

    Дети много и долго пишут на уроках в школе. Одни учащиеся ощущают дискомфорт в мышцах доминантной  руки, другие – утомление и даже переутомление мышц, как результат их слабости. Это выражается в затекании кисти и пальцев, удерживающих ручку, в лёгком онемении их, возникновении тремора (дрожания), приводящего к написанию вибрирующих линий, букв, цифр и т.д. Такие дети требуют индивидуального подхода. Знание причин трудностей освоения навыка, умение их выделить, своевременная помощь позволяет не осложнять и без того нелёгкий процесс формирования навыков письма. Чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим тренинг, с помощью которого создаётся функциональная база для работы соответствующих анализаторов.

    Для развития и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук предлагаются разнообразные методические приемы:

    1.  Пальчиковая  гимнастика

    2.  Пальчиковые игры

    3.  Система игровых упражнений и др.

       Всё это в комплексе можно использовать на занятиях с дошкольниками по нетрадиционному рисованию. Ведь именно рисование позволяет детям подготовить руку к письму. Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования,  можно научить многому: держать деревянную палочку, поролон тремя пальцами не слишком близко к рисующему концу; добиваться свободного движения руки с палочкой, с печаткой изготовленной из картофеля, поролоном во время рисования.

    Преимущества использования нетрадиционных техник рисования.

    - Использование нетрадиционных техник рисования является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что в свою очередь, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.

    - В нетрадиционных техниках рисования используют необычные сочетания материалов и инструментов.

    - Технология выполнения таких работ интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

    - Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей.  

    - Нестандартные способы рисования помогают воспитателям развить личность ребёнка, научить его выразить своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычайных произведений изобразительного искусства. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка.

       

    Основные нетрадиционные техники изобразительной деятельности по возрастным группам:

    Младший дошкольный возраст

    - рисование пальчиками;

    - оттиск печатками из картофеля, моркови;

    - тычок жёсткой полусухой кистью.

    Старший и подготовительный возраст

    - «ладонная» техника;

    - рисование поролоновым тампоном;

    - оттиск печаткой из ластика;

    - фотокопия – рисование свечой;

    - отпечатки листьев.

    - кляксография обычная и трубочкой;

    - монотопия предметная и пейзажная;

    - печать по трафарету;

    - раздувание краски;

    - расчёсывание краски;

    - рисование нитками;

    - рисование солью;

    - батик (рисование по ткани) и другие.

    Хочется остановить подробнее на нескольких нестандартных техниках.

    ПЕЧАТКА.

    В начале взрослые должны помочь ребёнку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1,5 см. Рукоятка должна быть удобной для руки. А с помощью геометрических печаток можно создавать декоративные композиции, украшать салфетки, стаканчики, сумочки, пакеты для подарков.

    Можно печатку сделать из моркови. Для этого надо взять небольшую морковь, разрезать её пополам  вдоль. В выпуклую сторону моркови вставить пластмассовую вилку. Гладкую сторону макнём в нужную для работы краску и начнём печатать.

    ПОРОЛОН.

    Сгодиться и кусочек поролоновой губки. Им можно как размазать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит при  изображении животных, так как передаёт фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.)

    Учиться рисовать можно не только поролоном, деревянной палочкой, печаткой, но и с помощью обыкновенных НИТОК.

    Первоначально на листе белой плотной бумаги (или на цветном картоне) простым карандашом рисуется контур будущего рисунка, по готовому силуэту нарисованного объекта наноситься клей ПВА из флакона с дозированным носиком, а затем цветными нитками выкладывается изображение. Более мелкие части отдельных объектов (глаза, нос, рот, и т. д.) можно нарисовать фломастером. Данный способ рисования требует просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились. Рисунок получается слегка выпуклым и объёмным.

    Ещё один интересный приём нетрадиционного рисования – ПЕЧАТЬ ЛИСТЬЕВ.

    Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток растения. Один совет тем, кто впервые решил обратиться к технике печатания природными материалами - при печати листьями следует ограничить смачивание кисти водой – густо набранная краска легче ложиться на глянцевую поверхность, предупреждает скатывание краски в капельки.

    Итак, Вы видите, что заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. И главное набраться терпения! Умелыми пальцы станут не сразу, но обязательно станут!

               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста при помощи лепки»

    Консультация для родителей по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста при помощи лепки»...

    Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста при помощи игр с крупой.

    Сегодня существует множество упражнений, приемов и игр для развития мелкой моторики. которые отлично развивают пальчики и мелкую моторику ребенка, а также способствуют пассивному массажу пальцев. Одни...

    самообразование «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования»

    «… Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать.На бумаге, на асфальте, на стене.И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)...

    «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования»

    Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования»...

    Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста с помощью нетрадиционных дидактических игр

    Одним из эффективных методов работы по развитию мелкой моторики являются дидактические игры.Дидактическая игра является разновидностью игры с правилами, созданных специально для активного обучения и в...

    Консультация для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через не традиционные техники рисования»

    laquo;Рука развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальн...

    Семинар практикум для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник лепки и рисования»

    Уважаемые родители предлагаю начать наш семинар с интересной игры «скажи комплимент соседу!»Игра «скажи комплимент соседу» (передаём мяч соседу и говорим комплимент)Тема нашего...