Конспект по речевому развитию на тему: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «Зь»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Низовьва Кристина Евгеньевна

Задачи: Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах) ; учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками з и зь.

Развивать  речь детей, фонематический слух.

Воспитывать звуковую культуру речи, чувство товарищества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ОД в средней группе

по речевому развитию

на тему:

«Звуковая культура речи: звуки «З» и «Зь»

Задачи: Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах) ; учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками з и зь.

Развивать  речь детей, фонематический слух.

Воспитывать звуковую культуру речи, чувство товарищества.

Ход занятия:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

В -Ребята, вот мы с вами очутились на чудесной полянке. Как много разных звуков живет здесь: «ш-ш-ш»- шумит ветер, «ж-ж-ж»- жужжат жучки, «р-р-р» рычат разные животные.

-Ой, смотрите кто же это?

Вдруг откуда – то летит,

Наш дружок комарик,

Что-то он совсем молчит

Маленький товарищ.

Воспитатель достает игрушку: комар маленький.

Наступила осень, стало холодно и комарик простудил горлышко. Все насекомые попрятались, а комарик не может найти свою маму, не может её позвать.

Как вы думаете, мы сможем помочь комарику?

-Послушайте какую звонкую песенку поет большой комар «з-з-з-з», его песня громкая, твердая.

-А маленький комарик поет мягко, тихо «зь-зь-зь-зь».

Прежде чем позвать маму комарика нам надо сделать гимнастику для губ и языка.

- Когда мы произносим звук «з», губы улыбаются, а язык прячется за нижними зубами, упираясь в них.

Поэтому мы с вами сейчас будем улыбаться, а ещё вытягивать губы трубочкой, как хоботок комара. Артикуляционная гимнастика

«Улыбка», «Трубочка».

Горлышко – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.(положите руку на горло и пропойте песенку комара)

-Давайте с вами споем песенку большого комара, а теперь маленького. Похожи их песни? А чем отличаются?

-Правильно звуки «з» и «зь» похожи, но и отличаются, звук «з» твердый как в песенке большого комара, а звук «зь» мягкий, как в песенке маленького комарика.

-Давайте еще раз споем песенки комариков.

Восп. – Ребята, нашу песенку услышала мама комарика и прилетела к нам.

Воспитатель показывает большого комара- поют звук «з», показывает маленького комара-поют звук «зь»

-Ребята, комарики предлагают с ними поиграть. Дидактическая игра «Прятки со звуком»

Звуки «З» и «зь»спрятались в словах, я вам буду их называть, а вы если услышите звук «зь», должны хлопнуть в ладоши; а если услышите звук «з»- топните ногой.

Слова: зонт, зуб, зима, завод, зелень, земля, зяблик, зернышко, вокзал.

-Молодцы, какие вы внимательные. Посмотрите, а что это у нас лежит на столах. Давайте пройдем за стол и посмотрим.

На столах у детей разложены карточки с изображением предметов, в названии которых присутствует звук «з» или «зь».

Дидактическая игра «Домик для звуков».

- Перед вами лежат карточки с изображением разных предметов. Комарики перепутали эти предметы и не знают в каком домике живут. Поможем им? У нас есть два домика (нарисованы на доске, те предметы в названии которых есть звук «з»живут в домике большого комара, а в названии которых есть звук «зь», в домике маленького комара. Вам надо будет взять карточку, громко, четко произнести название предмета, так чтобы мы слышали какой же звук в слове «з» или «зь» и отнести его в нужный домик.

Слова«з» -зонт, замок, ваза, таз, кукуруза .

«зь»- корзина, зеркало, зебра, зефир, газета.

-Молодцы, вы отлично справились и все предметы оказались на своих местах.

  «Коза» (проговаривание чистоговорки)

Воспитатель. Сегодня мы с вами разучим чистоговорку «Коза».

Скажите, а в слове коза есть звук З? ( Да) какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)

 За-за-за-за-за

Прибежала к нам коза,

Зы-зы-зы-зы-зы

Ой беда у той козы,

Зо-зо-зо-зо-зо

И поют козлята зо,

Зу-зу-зу-зу

Надо выручить козу.

Рефлексия.

Воспитатель. - Ребята, с кем мы повстречались на полянке?

- Ребята, скажите какой звук мы сегодня учились произносить? (З-зь)

- Каму мы помогли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе ОО «Речевое развитие» по теме: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

Конспект занятия в старшей группеОО «Речевое развитие»по теме: «Звуковая культура речи:дифференциация звуков ц – ч.Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»Цел...

Конспект занятие по речевому развитию на тему: " Звуковая культура речи. Звук [Ц]

Звуковая культура речи. [Звук Ц]. Упражнять детей в произносении звука [Ц] (изолированного, в слогах, в словах).Совершенствовать интонацию, выразительность речи.Учить различать слова со звуком [Ц...

Конспект занятия в младшей группе Тема "Звуковая культура речи: звук в, ф.

Конспект нод "Речевое развитие Тема "Звуковая культура речи: звук  в, ф....

Конспект занятии по речевому развитию на тему: Звуковая культура речи.Звук "Ч"

Цели: научить правильному произношению звука «ч» (изолированно, в слогах, в словах, фразах); Задачи: Образовательные: познакомить со звуком «ч»; научить произносить звук «...