Cу-Джок терапия в работе учителя логопеда
методическая разработка по развитию речи

Дрекалова Ольга Вячеславовна

Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям в работе с дошкольниками при коррекции речевых нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл su_dzhok_terapiya_v_rabote_uchitelya_-_kopiya.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

СУ ДЖОК ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Перед нами, на современном этапе развития дошкольного образования, актуальными задачами являются повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей, сохранение и укрепление здоровья воспитанников с речевыми нарушениями.

Коррекционно-развивающее направление деятельности дошкольного учреждения по реализации коррекционной работы предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития. Создаваемая коррекционно-образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей.

Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоемкий, требующий от ребенка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это дается очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приемы взаимодействия с воспитанниками.

Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, опыт работы и результативность использования традиционных методов (пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимнастика, логоритмика и т.д.) выявил возможность и необходимость использования в коррекции речевой патологии у детей способов вариативности традиционных и нетрадиционных методов. Одним из таких методов является Су-Джок терапия, который мы активно используем в своей работе.

Су Джок терапия это регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма, в частности, профилактики и коррекции речевых нарушений.

Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому, наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием, в логопедических целях Су-Джок терапия активизирует развитие речи ребенка. На фоне комплексной логопедической помощи этот метод, не требуя особых усилий, оптимизирует процесс коррекции речи детей логопатов и способствует оздоровлению всего организма ребенка.

О необходимости целенаправленной работы в этой сфере написано немало статей, книг, проведено много исследований, с разных сторон освещающих проблему функциональных возможностей кистей рук детей, связь между степенью сформированности тонких движений пальцев рук и уровнем речевого и интеллектуального развития.

Применение Су-Джок терапии в работе логопеда способствует:

¬​ Нормализации мышечного тонуса, стимулированию речевых областей в коре головного мозга.

¬​ Снижению двигательной и эмоциональной расторможенности.

¬​ Совершенствованию навыка пространственной ориентации, развитию памяти, внимания.

Достоинствами Су-Джок терапии являются:

¬​ Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

¬​ Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

¬​ Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

¬​ Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков. (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат)

Мы применяем Су-Джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.

Для осуществления этой формы работы в перспективный тематический план были включены игры, упражнения с использованием элементов Су-Джок терапии.

Предложенные нами упражнения используются на занятии в виде оздоровительных или динамических пауз, и в индивидуальной работе по автоматизации звуков.

Рассмотрим некоторые формы работы с детьми.

Массаж пальцев эластичным кольцом

(Поочередно надевать массажное колечко на все пальцы левой руки –от большого пальца до мизинца, затем на пальцы правой руки)

Птичек мы окольцевали,

Наблюдали, узнавали,

Улетев в какие дали,

Где морозы переждали,

Что пернатые клевали,

Гнезда, где свои свивали.

Где вы яйца отложили,

Как вы бури пережили,

Сколько вы, в конце концов,

В гнездах вывели птенцов?

​ Использование массажного кольца при автоматизации звуков (поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец сначала на правой, затем на левой руке, проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука)

На правой руке:

Раз – царапается кот.

Два – акация растет.

Три – у курицы яйцо.

На четыре – мой лицо.

Пять – царевна на крыльце.

На левой руке:

Шесть – румянец на лице.

Семь – дворец большой стоит.

Восемь – в центре царь сидит.

Девять – к нам с письмом гонец.

Десять – сказке тут конец.

​ Упражнения на развитие навыков пространственной ориентации, тактильных ощущений, ориентировке в схеме собственного тела.

Игра «Лево - право различаю, каждый палец угадаю»

Ребенок называет на какой палец какой руки ему надели кольцо.

Массаж Су-Джок шариком

Предложенный материал из комплекса «Разминка» можно использовать фрагментами.

​ комплекс «Разминка»

Мячик сильно посжимаю

и ладошку поменяю.

(Сжимать шарик сначала правой рукой, затем левой)

«Здравствуй, мой любимый мячик!»-

Скажет утром каждый пальчик.

(Удерживать шарик указательным и большим пальцем, затем средним и большим, мизинцем и большим пальцем.)

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает.

(Крепко сжать мяч указательным и большим пальцем)

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.

(Передавать шарик, удерживаемый большим и указательным пальцами, в соответствующие пальцы левой руки.)

Два козленка мяч бодали

И другим козлятам дали.

(Удерживать указательными пальцами правой и левой руки шарик. Затем средними пальцами и т.д.)

По столу круги катаю,

Из под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу;

Вправо-влево – как хочу.

(Выполнять движения с шариком в соответствии с текстом.)

Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый палец.

(Катать шарик кончиками пальцев сначала правой руки, затем левой.)

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю…

Мяч снаружи, мяч внутри.

По руке качу – смотри!

Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.

Мяч с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Дружит мяч с моей рукой-

Вот я фокусник какой!

(Катать шарик в соответствии с текстом.)

​ Массаж пальчиков половинками шарика Су-Джок

(Поставить кончики указательного и среднего пальцев руки на колючие половинки мячика и «шагать».)

Шаг, шажок, шаг, шажок.

Прошагал наш малышок.

Шаг, шажок, еще немножко,

Дошагал он до порожка.

Литература:

Т.А.Воробьева, О.И. Крупенчук «Мяч и речь» СПб.:ДЕЛЬТА 2001

Горбунова И.В., Иваненко И.В. Су Джок массажеры в логопедической работе. // Логопед ДОУ №2/2014

Т.А. Куликовская Логопедические скороговорки и считалки.- М.:ГНОМ 2008

А. Хараб Лечебные колючки (Су Джок терапия)//Здоровье детей, № 4, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Су-джок терапия в работе учителя-логопеда.

Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах,...

СУ-ДЖОК терапия в работе учителя-логопеда

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании ок...

Методическая разработка: «Использование су джок терапии в работе учителей-логопедов с детьми со стёртой дизартрией».

Известно, что основными целями  применения Су Джок терапии в логопедической практике является нормализация мышечного тонуса, а также опосредованное стимулирование речевых областей в ...

Cу- Джок терапия в работе учителя - логопеда

Нетрадиционные методы воздействия логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Один из таких методов, которые мы используем в своей ра...

Использование пальчиковой гимнастики и элементов су-джок терапии в работе учителя-логопеда.

Данная статья из опыта работы предназначена для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп, а также полезна для родителей. Ведь развитие мелкой моторики рук с помощью нетрадицион...

Су-Джок терапия в работе учителя-логопеда.

СуДжок - метод развивает мелкую моторику, активизирует межполушарное взаимодействие, успешно сочетается с массажем, используемым при дизартрических расстройствах, активизирует развитие речи ребё...

СУ-ДЖОК терапия в работе учителя-логопеда.

Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах,...