Дополнительная общеобразовательная программа интеллектуально-творческого кружка «Грамотейка»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Истомина Ирина Петровна

Дополнительная образовательная услуга

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istomina_i.p._kruzhok_gramoteyka_izmenennyy.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Планета детства»

     Рекомендована  к  утверждению                                                    Утверждаю

педагогическим советом                                                                 Заведующий МАДОУ

Протокол № 1                                                                                  д/с «Планета Детства»

     от «    » августа  20     г.                                                                  ______(Е.А.Павлова)

Приказ № 144/од

«    » сентября 20     г.

Дополнительная общеобразовательная  программа

интеллектуально-творческого кружка

 «Грамотейка» на 2022-2023 г.

(для дошкольников от 6 до 7 лет)

срок реализации 1 год

Образовательная область «Познавательное развитие»

Составитель:  воспитатель

Истомина Ирина Петровна

Тамбовский район

р.п. Новая Ляда

2022 год

Содержание:

I. Пояснительная записка _____________________________________ 3  

II. Учебно-тематический план  _________________________________9

III. Содержание программы    _________________________________ 10

IV. Коррекционно-образовательная деятельность ________________ 18

V. Перспективный план по взаимодействию с родителями  ________ 20

VI. Методическое обеспечение программы  ______________________21

VII. Список литературы_______________________________________ 21

  1. Пояснительная записка

          Обучение грамоте – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых служит устная речь, общеречевое развитие детей. Поэтом при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду.

Требования начальной школы стали выше и более половины детей испытывают трудности в овладении грамотой, не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой. Поэтому занятия по подготовке к обучению грамоте в детском саду – это начальная ступень последующего систематического изучения языка в школе. Для успешного владения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, но и имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Направленность программы:

  • по содержанию – развитие речи;
  • по функциональному предназначению – дополнительное образование;
  • по форме организации – кружковая.

Программа разработана с учётом новых требований к организации воспитательно-образовательного процесса, которые отражены в нормативных документах:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации";

- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28, зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)

- СП1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы  и требования  к обеспечению безопасности  и (или) безвредности для человека факторов среды обитания(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2, зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296);

- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва « Об утверждении ФГОС дошкольного образования» зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №30384 регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).

- Постановлением Правительства Российской Федерации № 706 от 15 августа 2013 г. «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»

- Устав МАДОУ д/с «Планета детства»

Новизна  

         Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.

Направлено на освоение новых для детей способов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, письма, на осознание связей и зависимостей.

Актуальность

        Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам. Структуры, отвечающие за читательские возможности, эволюционируют вместе с общими языковыми способностями. В последнее время наблюдается их «омоложение». И большое число детей начинают учиться читать под руководством некомпетентных наставников - родственников, старших школьников, педагогов. В настоящее время «рынок» педагогических услуг стал весьма разнообразным, но в определенной степени стихийным. Так, например, появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества. Отдельные составители образовательных программ, а также педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки.  

Педагогическая целесообразность

          Целесообразность программы заключается в реализации цели и задач, руководствуясь принципами равноправия, уважения к мнению воспитанников, учета индивидуальных особенностей каждого ребенка, уровня его развития, создания творческой атмосферы, доверительных взаимоотношений в детском коллективе, уверенности в себе.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях особую ценность приобретает развитие способности у ребенка самостоятельно и творчески  мыслить. С этой целью целесообразно сочетать обучение детей на занятиях по обучению грамоте и реализацию ребенком полученных знаний и сформированных умений в новых нестандартных ситуациях.

ФГОС ставит перед нами задачи – обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения и развития, в связи с этим возникла потребность в обучении элементарным навыкам чтения и первоначальных навыков письма для дальнейшего успешного обучения в школе. Главная задача взрослых – это создание условий для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение.

Программа строится на расширении представлений о предметном мире и ознакомлении их с окружающим. Важное место занимает и развитие мышления, ведь развитие речи тесно связано с познавательной основой личности. Решение этих задач строится в программе с помощью изучения основных компонентов языка и речи: проводится работа по воспитанию звуковой культуры речи и подготовке детей к обучению грамоте и письма. Много внимания уделяется грамматической стороне речи.

Отличительные особенности

Программа дополняет компонент образовательной области «речевой развитие». В процессе осуществления воспитательно-образовательной работы  проходит воспитание личных качеств: общительность, вежливость, приветливость, гуманное отношение к живому, патриотизм и уважение к старшим. Важным в данном случае становится не сила убеждения и назидание, а личный пример положительных героев из детских книг и произведений устного народного творчества.

В программе находят место и развивающие элементы. Использование игровых приёмов, упражнений, дидактических материалов, занимательных заданий способствует развитию мыслительных процессов у детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логика, аналитическое и абстрактное мышление, творческие способности, внимательность, волевые механизмы. Кроме этого осуществляется развитие мелкой моторики путём работы с карандашом, ручкой, магнитной азбукой, кассой букв и слогов, игры с природным и бросовым материалом (веточки, пуговички, крупа и пр.) выполнения графических заданий, пальчиковых игр, обводок и штриховок.

Содержание программы способствует  практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.

Цели программы:

  1. формирование основ коммуникации, обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми к овладению письмом и чтением;
  2. развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного и познавательного опыта детей.

Задачи:

Воспитательные:

  1. воспитание самостоятельности при выполнении заданий;
  2. воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.

Развивающие:

  1. развитие слухового восприятия;
  2. развитие графических навыков;
  3. развитие мелкой моторики.

Образовательные:

  1. формирование и развитие фонематического слуха;
  2. учить детей владеть звуковой стороной речи  темпом, интонацией;
  3. знакомство со слоговой структурой слова;
  4. формирование умения правильно строить предложние, использовать предлоги, распространять предложение;
  5. формирование  умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
  6. расширение словарного запаса детей;
  7. обучение чтению;
  8. формирование и развитие звукобуквенного анализа;
  9. подготовка руки ребёнка к письму.

Коррекционные:

  1. создать условия для пополнения словарного запаса, а также        успешной социализации дошкольников;
  2. способствовать преодолению трудностей при овладении навыками звукового анализа и синтеза, письма, умения составлять рассказы из отдельных предложений;
  3. способствовать развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ в дошкольном возрасте.

Характеристика возрастных особенностей детей 6-7 лет

К моменту поступления в подготовительную группу у большинства детей, как правило, звуковая сторона речи развита достаточно хорошо. Они верно произносят все звуки родного языка, достаточно четко — слова, соблюдая при этом нормы литературного произношения; отвечают на вопросы; изменяют в зависимости от содержания высказывания голос, темп речи; правильно пользуются интонационными средствами выразительности.

На данном возрастном этапе дети имеют хорошо развитый фонематический слух. Дети 6-7 лет овладевают умениями адекватно и точно выражать свои мысли, подбирая нужные слова; выполнять операцию классификации – деление основных понятий на группы на основе выявленных признаков (посуда – кухонная, столовая, чайная). Пользуются средствами языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихов, выразительно рассказывают стихотворения, интонационно разнообразно передают их в зависимости от содержания. Используют в речи антонимы, изменяют слова, образуя новые.

Умеют сравнивать самостоятельно предметы между собой, называть несколько существенных признаков сходства и различия. Самостоятельно составляют связный рассказ не менее, чем из 6-7 предложений.

У детей появляются попытки осмыслить значение слов, объяснить их происхождение, сопоставить с другими созвучными словами. Дети упражняются в сочинении рифм, намеренно видоизменяют слова, «изобретают» новые слова.

Постепенно развивающееся языковое чутье, умственная работа над языком приводят к осознанному отношению к речи. Ребёнок умеет составлять предложения по картинке, на заданную тему, по опорным словам, вычленять предложения из потока речи, вычленять слова из предложения, определять количество слов в нем, называть слова по порядку.

У ребенка формируются навыки звуко-слоговой анализа и синтеза слов: учится определяет количество и последовательность звуков и слогов в односложных и двусложных словах, место каждого звука в слове; сравнивать слова по звуко-слоговому составу. Эти умения формируются при специальном обучении и имеют важное значение в овладении чтением и письмом.

В шесть лет дети обучаемы, готовы к систематическому обучению. Это проявляется и в процессе первоначального овладения грамотой, чтением. Дошкольник проявляет интерес к книгам, спрашивает: «Что написано? Какая это буква? Как пишется мое имя?» Все это следует учесть, чтобы вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями.

К моменту поступления в школу словарный запас ребенка включает около 5000 -6000 слов, он правильно употребляет их в речи. Если у ребёнка всё ещё остаются недостатки произношения каких-либо звуков, то необходимо исправить их до поступления в школу. Так как недостатки устной речи могут стать препятствием к успешному обучению ребёнка чтению и письму, стать причиной возникновения дисграфии и дислексии.

Режим реализации программы

возрастная группа

Количество ООД

Длитель-

ность ООД

Форма организа-ции

Срок реализации

Наполняе-мость групп

в год

в месяц

в неделю

Для 6-7 лет

36

4

1

30 мин

групповая

1 год

15 чел.

Состав кружка «Грамотейка» формируется с учётом желаний детей и наполняемостью группы на ООД.

Формы реализации программы

Реализация данной программы возможна при создании ряда условий:

1.Организация развивающей предметной среды:

- создание единого пространства для проведения занятий;

- оснащение комплектами игр и игровых пособий.

2.Организация педагогического процесса с детьми:

- программа может быть использована в любом дошкольном учреждении, независимо от реализуемой программы;

- программа предназначена для работы с детьми 6-7 лет.

Методы  и приемы реализации программы

Методические приемы:

  • дидактические игры и упражнения;
  • словесные и подвижные игры;
  • задания на смекалку и загадки;
  • рисование и штриховка;
  • игры со словами, ребусы, шарады;
  • диагностические методики.

Принципы построения  занятий:

  • системность;
  • учёт возрастных особенностей детей;
  • дифференцированный подход;
  • принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний;
  • принцип постепенного и постоянного усложнения материала;
  • поэтапное использование игр;
  • гуманное сотрудничество педагога и детей;
  • высокий уровень трудности.

Формы организации детской деятельности:

  • групповая;
  • индивидуальная;
  • парная.

Способы и средства реализации программы:

1. игры со словами, звуками, ребусы, шарады;

2. интегрированные игровые занятия;

3. совместная деятельность педагога и детей;

4. самостоятельная игровая деятельность;

5. графические упражнения;

6. словесные игры.

Целевые ориентиры освоения программы

Программа адресована дошкольникам 6-7 лет и рассчитана на 1 год. Учитывая возраст детей и новизну материала, разный уровень интеллектуального развития, для успешного усвоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребёнку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 15 человек. Форма организации занятий – групповая (обучающие и развивающие игры на занятии).

К концу курса дети должны знать и уметь: 

- все звуки и буквы русского языка;

- понятие звук, слог, слово, предложение;

- ударный слог в слове;

- звуки гласные и согласные (твердые и мягкие, звонкие и глухие);

- уметь выделять слова в предложении, определять их место, составлять предложение из набора слов (4-5);

- составлять графические схемы предложений;

- подбирать предложения к схемам;

- уметь печатать слоги, небольшие слова;

- уметь ориентироваться на листе бумаги в клетку;

- проводить звуковой анализ слов из 3-5 звуков;

- давать характеристику звукам;

- делить слова на слоги, считать слоги в слове;

- составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений.

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня интеллектуального развития ребенка;

- формирование у воспитанников таких качеств, как осведомленность, любознательность, сообразительность, умение анализировать, обобщать, сопоставлять, доказывать свою точку зрения;

- дети усваивают мыслительные операции: сравнение, обобщение, классификация, группировка предметов по определенным признакам;

- способны рассуждать, давая объяснение выбору действий;

- дети совершенствуют графические навыки, мелкую моторику, речь, внимание, память, воображение;

- умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое до конца;

- умеют анализировать образец.

Система мониторинга

          Проведение психологической и педагогической диагностики интеллектуального развития детей в начале и конце учебного года.

Диагностика интеллектуального развития

Качественная реализация программы невозможна без определения уровня развития детей. Рекомендуется диагностика психологическая, которая поможет определить уровень интеллектуального развития детей.

Не менее важно и педагогическое обследование, которое показывает качество освоения детьми образовательного материала программы. Педагогическое обследование строиться на основании системы мониторинга.

ФИО

умение печатать слоги

умение определять место звука в слове

звуковой анализ слова

знать гласные и согласные звуки

деление слова на слоги

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

ФИО

составление схемы предложения

ориентировка на листе бумаги

составление слова по схеме

деление предложения на слова

составление предложения по схеме

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Оценка знаний, умений:

1 балл – ребенок не ответил;

2 балла – ребенок ответил с помощью воспитателя;

3 балла – ребенок ответил самостоятельно.

Подсчет результатов:

8-10 баллов – низкий уровень;

11-19 баллов – средний уровень;

20-24 балла – высокий уровень.

II. Учебно-тематический план

п\п

Наименование раздела

Общее количество часов

1

Раздел № 1«Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка»

20

 2

Раздел №2 «Подготовка к звуковому анализу слова»

2

3

Раздел №3 «Развитие звукобуквенного анализа слова»

7

4

Раздел №4 «Формирование первоначальных навыков письма»

7

         Всего 36 часов.  Каждое занятие включает в себя игры и упражнения из разных разделов.  Их сочетание и последовательность определяются целями и задачами конкретного занятия.

III. Содержание программы

Раздел 1. Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.

Задачи:

  1. дать представление о звуках русского языка;
  2. познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением: синий круг - согласный звук, красный круг - гласный звук;
  3. показать детям связь звука с буквой;
  4. формирование навыка чтения открытых и закрытых слогов.

Раздел 2. Подготовка к звуковому анализу слова.

На этом этапе закладываются основы овладения детьми грамотой.

Цель: подготовка детей к овладению звуковым анализом слов.

Задачи:

  1. сформировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания звука в слове;
  2. научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении;
  3. обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими согласными без введения соответствующих терминов. Учить различать их на слух;
  4. введение терминов "звук" и "слово";
  5. научить называть слова с заданным звуком;
  6. воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

Раздел 3. Развитие звукобуквенного анализа слова.

Задачи:

  1. различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный;
  2. учить детей определять позицию звука в слове;
  3. научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки;
  4. учить правильно соотносить звуки и буквы.

Раздел 4 . Формирование первоначальных навыков письма.

Задачи:

  1. развивать умение ориентироваться на листе;
  2. развитие мелкой моторики рук;
  3. овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями;
  4. оптимальным средством развития первоначальных навыков письма являются листы с практическими заданиями, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать (штриховать, закрашивать, соединять, дорисовывать и т.д.).

Календарно – тематическое планирование

Дата

Раздел

Программные задачи

Форма

ООД

Форма подведения итогов

Месяц

Неделя

Тема ОДД

сентябрь

1

1. «Из чего строится наша речь?»

Цель: знакомство с терминами «предложение», «слово», «речь». Дать понятие о составе предложений из отдельных слов. Развивать умение делить предложение на отдельные слова.

Групповая

Консультация  для родителей «Нужно ли готовить ребёнка к школе?»

2

2. «Поющие гномики. Гласные звуки»

Звук [А], буква А»

Учить выделять звука [а] в слове. Закреплять понятие гласный звук. Развивать мелкие мышцы руки, вырабатывать графические умения.

Групповая

3

3. «Гласный звук [О], буква О»

Цель: Учить выделять звук [о] в слове. Развивать умение определять место звука [о] в слове. Упражнять в правильном пользовании карандашом, ручкой. Учить обводить и штриховать по нанесенному контуру.

Групповая

4

4. «Гласный звук [У], буква У»

Цель: Учить выделять звук [у] в слове. Развивать умение определять место звука [у] в слове. Узнавание слова по количеству звуков. Развивать умение штриховать и писать печатную букву у, обводить по контуру.

Учить составлять схему предложения.

Групповая

Круглый стол с родителями «Интеллектуальное развитие ребенка 6-7 лет»

октябрь

1

5. «Чудесные превращения. Гласный звук [ы], буква Ы»

Цель: Учить выделять звук [ы] в слове. Развивать умение определять место звука [ы] в слове.

Групповая

2

6.« Гласный звук [э], буква Э»

Цель: Анализ артикуляции гласного [э]. Учить выбирать слова с данным звуком в слове. Штриховать и писать печатную букву Э, э. обводить овальные фигуры.

Групповая

3

7. «Гласный звук [и], буква И, и»

Цель: Учить определять и обозначать гласные звуки [а], [о], [у], [ы], [э], [и], количество звуков в слове. Развивать умение штриховать и писать печатную букву И,и, обводить рисунок сверху вниз.

Групповая

4

8. «Подружки звуки. Согласные звуки [н], [н`], буква Н, н.»

Д/У «составь слово»

Цель: Артикуляционные признаки согласных звуков. Нахождение звуков [н], [н`] в слове. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Н, н, обводить по контуру. Учить составлять схему предложения.

Групповая

ноябрь

1

9. «Согласные звуки [м], [м`], буква М, м»

Цель: Определение согласных и гласных звуков по артикуляции. Определение твердости и мягкости согласных звуков [м], [м`]. Развивать умение штриховать и писать печатную букву М, м, обводить рисунок по контуру. Учить составлять предложения по схеме, печатать слоги, слова.

Групповая

Анкетирование «Выявление знаний и интересов родителей по вопросам обучения грамоте детей»

2

10. «Согласные звуки [л], [л`], буква Л, л.»

Цель: упражнять в определении звуков [л], [л`] в словах и слогах. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Л, л, обводить линии слева направо.

Групповая

3

11. «Согласные звуки [р], [р`], буква Р, р»

Д/у «Полечи букву»

Цель: Формировать понятие «согласный звук». Формировать представление о том, что согласные звуки бывают твердые и мягкие. Познакомить с буквой Р, научить её выкладывать из палочек, «рисовать» в воздухе. Развивать фонематические процессы, навык деления слова на слоги. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Воспитывать внимание, интерес к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов. Учить составлять рассказ по картинке.

Групповая

4

12. «Согласные звуки [з], [з`], буква З, з» Д/у «Подружи звуки, составь слово»

Цель: выбирать слова к звуковой модели. Учить объединять слова в группы по первому звуку. Развивать умение штриховать и писать печатную букву З, з, обводить рисунок, печатать открытые слоги.

Групповая

декабрь

1

13. «Согласные звуки [с], [с`], буква С, с» Д/у «Узнай звук»

Цель: упражнять в определении места звука в слове. Построение звуковых моделей слова. Штриховка рисунка изогнутыми линиями. Развивать умение штриховать и писать печатную букву С, с. Учить составлять предложение по схеме, рассказ по серии картинок

Групповая

Беседа «Занятия с ребёнком дома, за и против»

2

14. «Согласный твердый звук [ж], буква Ж, ж»            Д/у «Поймай звук»

Цель: упражнять в определении места звука в слове. Упражнять в звуковом анализе слов со звуком [ж]. Обводить волнообразные линии.

Групповая

3

15. «Согласный твердый звук [ш], буква Ш, ш»

Цель: анализировать артикуляцию твердого согласного [ш]. Определять места звука в словах. Упражнять в звуковом анализе слогов со звуком [ш]. Штриховать и писать печатную букву Ш, ш. Делить слова на слоги.

Групповая

4

16. «Составь предложение. Согласные звуки [д], [д`], буква Д, д»

Цель: повторение букв, обозначающих гласные звуки. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Б, б, обводить рисунок, составлять схему предложения.

Групповая

январь

1

17. «Чудесные превращения. Согласные звуки [т], [т`], буква Т, т»

Цель: упражнять в определении места звука в слове. Построение звуковых моделей слова. Штриховка рисунка прямыми линиями. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Т, т, составлять схему предложения.

Групповая

Родительское собрание «Учимся играя»

2

18. «Согласные звуки [г], [г`], буква Г, г»

Цель: упражнять в определении места звука в слове, делить слово на слоги. Построение звуковых моделей слова. Штриховка рисунка прямыми линиями. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Г, г.

Групповая

3

19. «Согласные звуки [к], [к`], буква К, к»

Цель: упражнять в определении места звука в слове. Построение звуковых моделей слова. Штриховка рисунка прямыми линиями. Развивать умение штриховать и писать печатную букву К, к.

Групповая

4

20. «Чудесные превращения»

Д/у «Полечи букву», «Узнай звук»

Цель: упражнять в определении места звука в слове, учить дорисовывать целую букву по её части, упражнять в звуковом анализе слова, учить составлять предложения по схеме, развивать мелкую моторику, графические навыки.

Групповая

февраль

1

21. «Согласные звуки [б], [б`], буква Б, б»

Цель: упражнять в определении места звука в слове. Построение звуковых моделей слова. Штриховка рисунка прямыми линиями. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Б, б.

Групповая

Выставка детских прописей «Наши успехи»

2

22. «Согласные звуки [п], [п`], буква П, п»

Цель: упражнять в определении места звука в слове. Построение звуковых моделей слова. Штриховка рисунка прямыми линиями. Развивать умение штриховать и писать печатную букву П, п.

Групповая

3

23. «Согласные звуки [в], [в`], буква В, в»

Цель: упражнять в определении места звука в слове. Построение звуковых моделей слова. Штриховка рисунка. Развивать умение штриховать и писать печатную букву В, в.

Групповая

4

24. «Согласные звуки [ф], [ф`], буква Ф, ф»

Цель: упражнять в определении места звука в слове. Построение звуковых моделей слова. Штриховка рисунка. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Ф, ф.

Групповая

март

1

25. «Согласные звуки [х], [х`], буква Х, х»

Цель: наблюдать за артикуляцией глухого согласного звука [х]

Групповая

Открытое занятие «В гостях у Незнайки»

2

26. «Согласный звук [ц], буква Ц, ц»

Цель: упражнять в определении места звука в слове. Построение звуковых моделей слова. Штриховка рисунка. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Ц, ц.

Групповая

3

27. «Согласный звук [ч`], буква Ч, ч»

Цель: упражнять в определении места звука в слове. Построение звуковых моделей слова. Штриховка рисунка. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Ч, ч.

Групповая

4

28. «Мы играем. Согласный мягкий звук [щ,], буква Щ, щ»

Цель: выбор слов с мягким согласным звуком [щ`], определение его места в слове. Подбор слов к определенной звуковой схеме. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Щ, щ.

Групповая

апрель

1

29. «Согласный мягкий звук [й`], буква Й, й»

Д/у «Полечи букву»

Цель: выбор слов со звуком [й`] в словах. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Й, й, обводить рисунок под диктовку, учить составлять рассказ по серии картинок.

Групповая

Консультация «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей 6-7 лет»

2

30. «Хитрые гласные. Буква Я, я – в начале слова и как показатель мягкости согласных звуков»

Цель: анализ произношения слов, начинающихся звуками [йа] и обозначение звуков буквой Я. Штриховка и письмо печатной буквы Я, я.

Групповая

3

31. «Буква Ю, ю – в начале слова и как показатель мягкости согласных звуков» Д/у «Узнай звук»

Цель: анализ произношения слов, начинающихся звуками [йу] и обозначение звуков буквой Ю. Штриховка и письмо печатной буквы Ю, ю.

Групповая

4

32. «Хитрые гласные. Буква Е, е – показатель мягкости согласных звуков»

Цель: Наблюдение за особенностью произношения слов начинающихся звуками [й], и обозначение их буквой Е. Штриховка и письмо печатной буквы Е, е.

Групповая

май

1

33. «Хитрые гласные. Буква Ё, ё – показатель мягкости согласных звуков»

Цель: наблюдение за особенностью произношения слов начинающихся  звуками [й], и обозначение их буквой Ё. Наблюдение за звуком [о], после мягким согласных и обозначение его буквой Ё.  Штриховка и письмо печатной буквы Ё, ё.

Групповая

Круглый стол «Интеллектуальное развитие дошкольника 6-7 лет»

2

34. «Знаки. Буквы Ъ, Ь»

Цель: построение звуковых схем. Познакомить с ролью ъ и ь знака в словах. Штриховка букв.

Групповая

3

35. «Мы играем»

Цель: упражнять в определении места звука в слове, в составлении звуковой схемы слова, в подборе слова на заданный звук. Учить составлять предложение по схеме; печатать слоги и небольшие слова.

Групповая

4

36. «Путешествие в страну букв и звуков»

Цель: развитие мелкой моторики, пространственных представлений, сообразительности; обогащать словарный запас, развивать мыслительные процессы, умение различать гласные и согласные звуки, умение находить заданный звук в слове, печатать слоги.

Групповая

IV. Коррекционно-образовательгая деятельность.

Одной из основных функций ФГОС ДО  является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.

В настоящее время в системе образования особое внимание уделяется созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):

  • детей с нарушениями речи;
  • детей с интеллектуальными нарушениями (ЗПР);
  • детей с НФОДА (нарушениями костно-мышечной системы).

Важной психолого-педагогической коррекционно-развивающей задачей является развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ в дошкольном возрасте. Формирование мелкой моторики представляется чрезвычайно важным в свете овладения ребенком навыками самообслуживания, предметной, игровой, трудовой, учебной деятельностью. При формировании мелкой моторики развивается пространственное восприятие, произвольное внимание, память, мышление, воображение, речь, т. е. активизируется вся психическая деятельность ребенка. Таким образом, развитие мелкой моторики из частной и узкоспециальной задачи становится магистральной и одной из главных задач дошкольного периода развития.

Трудности при овладении навыком письма у учащихся с церебральным параличом связаны, прежде всего, с несформированностью или нарушением хватательной функции киста, затрудняющей захват и удержание предмета. Сам акт письма, требующий плавного движения кисти, нарушен за счет слабости мышц, расстройств мышечного тонуса в кисти, насильственных движений, отсутствия возможности последовательного сокращения и расслаблении мышц кисти. Такие учащиеся, при письме обычно держа ручку неправильно, часто в кулаке, письмо выполняется за счет движении кисти, а иногда используются дополнительно движения всей рукой. Пальцы при этом резко напряжены, неподвижны и плотно сжимают ручку. Это приводит к тому, что дети пишут очень медленно, неразборчивым почерком, буквы прыгают по строке, неравномерны ни моли чине, не соблюдаются строчки. Особенно затруднено соединение отдельных элементов букв в целое.

Игра в дошкольном возрасте, будучи ведущей деятельностью, занимает основное место среди методов физического и психического развития детей. Дошкольники с ОВЗ нуждаются в усиленном внимании и помощи взрослых, для развития их познавательных возможностей и ориентировки в окружающей среде. Одним из средств, помогающих в решении этой задачи, могут служить различные игры, подобранные с учетом имеющегося у ребенка нарушения.

Учитывая возраст и особенности воспитанников, в коррекционной работе используются различные игры и упражнения.

Задания, игровые упражнения и дидактические игры, которые можно использовать при подготовке детей к обучению грамоте:

  • уточнить артикуляции звука (узнать по картинкам, по губам);
  • определить наличие или отсутствие заданного звука хлопками, сигналами, картинками;
  • отобрать картинки, игрушки, в названии которых есть изучаемый звук, утрированно его произнося;
  • придумать слова, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в конце слова;
  • узнать, какой звук часто встречается в рассказе, стихотворении;
  • находить в сюжетной картинке предметы или их части, в которых есть нужный звук;
  • раскрасить, обвести те картинки, в названии которых есть изучаемый звук;
  • нарисовать предметы, в которых есть определенный звук;
  • отгадать загадку и выделить первый или последний звук в словах-отгадках;
  • выделить из ряда слов, произносимых педагогом те, в которых имеется заданный звук;
  • выделить из предложения слова с заданным звуком;
  • игры "Следопыты", "Сыщики" - найти в словах звуки по картинкам, показать картинки со звуком, например, [п], [п']. Сказать, где слышите заданный звук;
  • "Кто внимательней?" - угадать, с какого звука начинается слово (булка, пенал, парта, билет, батон и т. д.);
  • игра "Узнай, какое слово задумано?" по первым звукам нарисованных картинок;
  • игра "Кто больше?" - показывается картинка и предлагается назвать те слова, в которых есть определенный звук;
  • "Угадай, какое слово задумано" - детям предлагается поймать звуки и произнести слово Д, Ы, М. Замени Ы на О. Какое слово получится?
  • "Какой звук именинник" (предлагается рассказ, слова, картинки, предметы с часто встречающимся одинаковым звуком) и др.
  • игра «Расскажи о звуке»;
  • звуко - буквенные дощечки.

V. Перспективный план по взаимодействию с родителями

№ п/п

Название мероприятия

Сроки

1.

Консультация  для родителей «Нужно ли готовить ребёнка к школе?»

Сентябрь

2.

Круглый стол с родителями «Интеллектуальное развитие ребенка 6-7 лет»

Октябрь

3.

Анкетирование «Выявление знаний и интересов родителей по вопросам обучения грамоте детей»

Ноябрь

4.

Беседа «Занятия с ребёнком дома, за и против»

Декабрь

5.

Родительское собрание «Учимся играя»

Январь

6.

Выставка детских прописей «Наши успехи»

Февраль

7.

Открытое занятие «В гостях у Незнайки»

Март

8.

Консультация «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей 6-7 лет»

Апрель

9.

Круглый стол «Интеллектуальное развитие дошкольника 6-7 лет»

Май

VI. Учебно-методическое обеспечение:

Для успешной реализации данной программы необходимы:

1.Технические средства обучения:

- атрибуты для занятий (цветные квадраты красного, зеленого, синего цвета, заготовки для звукобуквенного анализа – схемы слов, предложений, словесно – дидактические игры, пособия);

- демонстрационная доска;

- серии картинок с последовательно развивающимся сюжетом.

2.Учебно-наглядные пособия:

- рабочая тетрадь Булдина С.В. «Изучаем грамоту», часть 1 и 2;

- касса слогов и букв;

- серии картинок «Что изменилось?», «Найди отличия», «Что сначала, что потом?», «Что перепутал художник?», «Дорисуй», «Играем со словами»;

- дидактические игры: «Допиши слово», «Звуковые цепочки», «Выпиши по порядку», «Измени слово»;

- цветные квадраты красного, зеленого, синего цвета;

- цветные и простые карандаши.

VII. Список  литературы:

1.        Андрианова Т.М. «В мире звуков и букв» - М.: Астрель, 2013г.;

2.        Галкина «Звуки, буквы я учу!»;

3.        Гоголева Н. А. «Я учу звуки и буквы» рабочая тетрадь М.: Творческий центр СФЕРА, 2010;

4.        Журова Л. Е. «Азбука для дошкольников» рабочая тетрадь М.: Издательский центр Вентана - Граф 2011

5.        Калинина И.Л. «Учим детей читать и писать» - М.: Издательство «Флинта», 1997г.;

6.        Колесникова Е.В. «От звука к букве». Демонстрационный материал и методические рекомендации для обучения звукобуквенному анализу. – М., 2001. – 64с.

7.        Колесникова Е.В. «Я начинаю читать» - М., 1998, 48 с.;

8.        Маханева М. Д., Гоголева Н.А. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2010.

9.        Новоторцева Н.В. «Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. – Ярославль: Академия развития, Академия К, 1999г.;

10.        Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов» - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002г.;

11.        Шастаполова Ю.С. «Подготовка к обучению грамоте старших дошколь-ников – СПб.: ООО «издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2012г.;

12.        Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста «Развивайка»

Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровы...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования по оказанию дополнительных платных услуг по развитию интеллектуально - творческих способностей у детей от 5 до 6 лет "ТИКО - мастера"

Программа «ТИКО-мастера» разработана с целью развития логического мышления детей дошкольного возраста посредством активизации их творческой деятельности ...

Дополнительная образовательная программа интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «ФАНКЛАСТИК: ВЕСЬ МИР В РУКАХ ТВОИХ»

Образовательная программа «Фанкластик: весь мир в руках твоих» нацелена на интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста в интегрированных видах деятельности с приме...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...