"Как играть с буквами"
статья по развитию речи (старшая группа)

Андронова Елена Леонидовна

В вашей семье есть ребенок-дошколенок и вам захотелось научить его читать? Наверное, вы уже приобрели яркий  красочный Букварь для малыша. А может, вы уже пробовали научить его читать, но что-то не получилось? В любом случае эта статья  для тех взрослых, которые хотят помочь своему ребенку научиться читать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Для родителей721.5 КБ

Предварительный просмотр:

В вашей семье есть ребенок-дошколенок и вам захотелось научить его читать? Наверное, вы уже приобрели яркий  красочный Букварь для малыша. А может, вы уже пробовали научить его читать, но что-то не получилось? В любом случае эта статья  для тех взрослых, которые хотят помочь своему ребенку научиться читать.

И еще один важный вопрос. Могут ли занятия по чтению быть вредными для ребенка? Могут - в том случае, если взрослый, организующий эти занятия, не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, перегружает его учебными заданиями вместо естественной для дошкольника деятельности - игры, ставит самоцелью любой ценой научить ребенка читать.

Также родители часто спрашивают меня, когда можно начинать учить буквы с ребенком?  Уже в год малыш способен запомнить и показать пальчиком несколько гласных букв – А, О, У, И. В дальнейшем, если взрослый продолжает знакомить ребенка с буквами, то к 3м годам ваш ребенок постепенно может выучить весь алфавит. Дальше нужно смотреть, насколько интересен мир букв вашему малышу. А также насколько он овладел своим родным языком, все ли звуки выговаривает, понятна ли вам самим речь собственного ребенка.

Родители вправе проконсультироваться у специалиста о речевом развитии малыша и принять решение, когда можно начать процесс обучения чтению!

Умение ребенка узнавать графический образ буквы - одно из важнейших умений, готовящих его к чтению. 

Упражнения и игры с буквами, которые я предлагаю, «кочуют» из одной педагогической системы в другую, от одного педагога к другому, как народные песни или сказки. Поэтому я не указываю их точного происхождения. Но все они прошли проверку практикой и могут пригодиться как воспитателям, так и родителям, для обучения детей грамоте.

1. Буквы можно выкладывать на столе, на полу, на земле из веревочек, спичек, фосолин, палочек, шишек, камешков, макаронин. Таким «рукотворным» буквам можно придумывать соответствующие названия: «каменные буквы», «лесные буквы», «макаронные буквы».


2. Буквы можно лепить из пластилиновых колбасок.


3. «Рисовать» пальцем на спине буквенный знак, который нужно угадать. Если буква отгадана верно, можно поменяться ролями.

4. Берется небольшой подносик с бортиками. В него насыпается мелкий песочек или манка. Рисуйте буквы пальцами на сыпучем материале.




5. Покажите ребенку наложенные друг на друга буквы. Можно раскрасить только одну букву из пары.

6. Читайте сначала закрытые слоги:

А-М, УМ, ИМ.

Потом читайте открытые слоги:

МА, МУ, МО. И простые слова МА МА, ПА ПА.



  • Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира. Поиграйте с буквами со своим малышом.
  • Скорее важна не длительность занятий, а их частота. Будьте последовательными в обучении чтению.
  • Используйте  короткие инструкции, так как ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.
  • Приступайте к обучению чтению, только если устная речь ребенка достаточно развита.
  • Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Чаще делайте паузы.
  • Нежелание ребенка заниматься - знак того, что взрослый превысил возможности ребенка. Остановитесь и подумайте, что сделано не так?
  •  Сравнивайте успехи вашего ребенка только с ним. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка. Самый оптимальный возраст с 5 до 7 лет.
  • Начните чтение с простых букв, слогов и слов. Важно осмысленное чтение.

 

  • Начинайте занятия, только когда у вас и вашего ребенка хорошее настроение: только такие занятия принесут желаемый успех!

Когда ребенок научится читать сам - важно, чтобы у него появилось желание читать больше. В основе этого желания лежит, прежде всего, способность ребенка хорошо понимать то, что он читает, т.е. такая сторона навыка чтения, как осознанность или качество усвоения прочитанного. Именно качество усвоения прочитанного (осознанность) занимает ведущее, главенствующее место в навыках чтения. Ребенок может читать бегло, но не понимать прочитанного, но самое главное в чтении – это качество усвоения. Действительно, чтение осуществляется ради того, чтобы получить информацию, заключенную в тексте, осознать ее смысл, понять содержание.

Понимание прочитанного подразумевает осознание ребенком значения практически всех слов, которые употребляются в тексте, причем как в прямом, так и в переносном смысле. Трудности в осознании прочитанного часто связаны с бедным словарным запасом. Ребенок может не знать значения слов, которые читает, или знает, но не может их объяснить. Если во время чтения вы чувствуете, что ребенок не понимает смысла слова, остановите чтение и объясните ему это понятие.

Ничто не радует родителей так,

как успехи своего ребенка!

Материал подготовила учитель-логопед:

 

Андронова Елена Леонидовна.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с буквами

Прежде чем начать играть с ребенком, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий...

статья " Играя, учим буквы правильно. игры с буквами для дошколят"

В данной статье даны рекомендации для взросллых, занимательные задания и игры для дошколят, которые помугут им изучить буквы и получить первоночальные навыки чтения...

Дидактическая игра для детей: Игры с буквами и словами

Буквы вокруг меняЦель: закрепить знания о буквах; научить концентрировать внимание; расширить словарный запас; помочь развить наблюдательность.Попросите ребёнка оглядеться в комнате и назвать все...

Игры с буквами. Закрепление графического образа буквы

В подборке представлены игры для дошкольников для запоминания графического образа букв. В игровой форме детям предлагается узнать, запомнить ту или иную букву. Материал содержит игры и упражнен...

Интерактивная игра "Игры с буквами"

Игра предназначена для детей старшего возраста.Цель: запоминать буквы, тренировать внимание и наблюдательность....

Дидактическая игра «Найди букву в дорожных знаках». Игра для детей 5 - 7 лет

Учить детей различать дорожные знаки (запрещающие, сервиса, предупреждающие, предписывающие).Формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках.Развивать слуховое и зрительное внимание дете...

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста. " Буква Г, звуки {г},{гʼ}"

Интересные задания помогут ребятам в увлекательной форме познакомиться с буквой Г, звуками, которые она обозначает....