«По следам фольклора»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

активизировать речевую деятельность детей, закрепить знания о видах русского народного творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

«По следам фольклора»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: активизировать речевую деятельность детей, закрепить знания о видах русского народного творчества

Программное содержание:

Образовательные задачи:

-закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества;

-учить передавать аппликативным способом эмоциональное состояние – радость;

Развивающие задачи:

- пополнить словарный запас детей;

- развить у детей познавательную активность;

Воспитательные задачи:

-воспитывать у детей стремления к достижению цели;

-развивать интерес к культурным традициям;

Предварительная работа: чтение и рассказывание сказок «Лисичка сестричка- и серый волк», «Царевна Лягушка», «Заяц-Хвастун», «Иван царевич и серый волк», загадывание и отгадывание загадок, чтение и заучивание пословиц, считалок, чтение скороговорок, беседы.

Материалы: Картинки русские народные сказки, музыкальная заставка в «гостях у сказки», мнематаблицы, сюжетно-ролевые игрушки, волшебная коробка (для клада).

Ход деятельности

Воспитатель:

Собрались все дети в круг (встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Воспитатель: (Кто-то стучится в дверь. Принесли письмо)

Воспитатель: Кто же нам его прислал? Что же в нем там написал?

Дети: (Один из детей берет конверт и отдает его воспитателю)

Воспитатель: (открывает конверт и читает письмо) «Здравствуйте, дорогие друзья! Я знаю, что все вы любите приключения и я предлагаю вам отправиться на поиски сокровища. Для этого нужно пройти по следам русских народных сказок. Но скажу сразу, клад найти не просто, он спрятан очень хорошо. На пути вас ждет не мало испытаний! Я вам дам карту, которая укажет вам дорогу. Желаю успехов!

Ваш дедушка фольклор

Воспитатель: Какое странное послание. И какое имя у того, кто отправил письмо необычное - Фольклор.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что такое «фольклор»?

Дети: называют то, что знают (песни, хороводы, потешки, прибаутки, сказки, загадки).

Воспитатель: А вы знаете кто их сочинил?

Дети: Народ!

Воспитатель: Молодцы ребята, вы значите, что такое фольклор. Теперь мы можем отправиться с вами в путь. Давайте посмотрим на карту! Здесь есть подсказки!

Дети: находят подсказку - сумка.

Воспитатель: Наверное, нам нужно найти сумку. Дети находят сумку и достают из нее задание.

Воспитатель: читает первое задание: «Дорогие ребята, для того, чтобы найти клад, вам нужно отгадать загадки и найти те предметы, которые кроятся в ответах:

1. Зоркий глаз и острый слух

У него отличный нюх

К своим ласкается

На чужих ругается (Собака)

2. Вся мохнатенькая

Днем спит

А ночью бродит

На охоту выходит. (Кошка)

3. Хвостик крючком,

Нос пятачком,

В пятачке две дырочки,

Пяточком в земле копается

В грязной луже искупается (Свинья)

4. Каждый вечер, так легко,

Она дает нам молоко.

Говорит она два слова,

Как зовут ее – … (Корова)

5. Идет, идет, бородой трясет,

Травки просит: «Ме-ме-ме,

6. Дай-ка травки мне-е-е». (Коза)

Воспитатель: Ребята, вы все загадки отгадали и нашли животных. Как их можно назвать по-другому, одним словом?

Дети: Домашние животные.

Воспитатель: Почему их называют домашними животными? (Ответы детей)

Воспитатель: Посмотрим на карту и найдем вторую подсказку.

Дети: Вторая подсказка – корзина.

Воспитатель: (читает письмо) «Продолжаем путь и следующее испытание «Скороговорки». Какие скороговорки вы знаете? Проговорите их».

Воспитатель: Ребята, скажите, почему скороговорки назвали скороговорками?

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте встанем в круг. И проговорим скороговорки.

(Дети проговаривают скороговорки, по желанию с повтором на ускорение)

Воспитатель: Хороши ваши язычки, справились со скороговорками.

Идем дальше, где наша карта Что нас ждет впереди?

Дети: «Лисичка сестричка- и серый волк»

(Дети находят домик, письмо)

Воспитатель: (читает письмо)

 «Ребята, а вы любите русские народные сказки?

Дети: да. А какие сказки вы знаете? (ответы детей).

Воспитатель: И задание для вас приготовила Бабушка-Загадушка. Никто на свете не знает так много сказок, как она. Каждый день перед сном она рассказывает их своим внукам. Слушайте внимательно сказочные загадки».

1. Способ есть, но он не прост —

Рыбку я ловлю на хвост.

В проруби её полно…

Всё, пора домой — темно.

Ой, видать улов богат!

Хвост не вытащу назад!

(Лиса и Волк)

2. Захотел Кощей жениться

На красавице-девице.

Не дала она согласье

И случилось с ней несчастье,

И теперь сидит в болоте

Не в шелках и не в почёте…

Кто узнал ту пучеглазку,

Отгадал, конечно, сказку.

(Царевна-лягушка)

3. Кто злодея победил?

Царевну кто освободил?

Седой король иль королевич? —

Героем стал … .

(Иван Царевич)

4. Он командует печи:

«Ну-ка во дворец ты мчи!»

Кто сидит верхом на ней?

Имя назови скорей. (Емеля.)

5. Под столом собачка лает,

Судьбу дочкам предрекает:

«Старикову дочь в злате-серебре везут,

А старухину дочь замуж не берут!»

Кто ответит без подсказки,

Как название той сказки? («Морозко».)

6. Снежные ресницы, снежные глаза,

Беленькая шубка, белая коса.

За подарки детям ответственна она.

С Дедушкой Морозом ходит по лесам (Снегурочка).

7. Гуси-лебеди летели,

Унести детей хотели.

Что за дерево стояло

И ребят от них скрывало? (Яблоня)

Воспитатель: Ребята, посмотрите почему-то яблоня грустная. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы Яблонька не грустила?

Воспитатель: Можно сделать яблоки своими руками из бумаги и приклеить их на Яблоньку.

Воспитатель: Поднимем настроение Яблоньке?

Дети: Да.

Воспитатель: Какую форму и цвет имеют яблоки?

Дети: Яблоки имеют круглую, овальную форму. Цветом могут быть красными, жёлтыми, розовыми, зелёными.

Воспитатель: А у нас на столах лежат квадратные и прямоугольные листы бумаги. Давайте из них вырежем яблоки и листочки и приклеим на яблоню. А мы уже знаем, как это делается. Занимайте места за столами и приступайте к работе. (Воспитатель помогает)

 Воспитатель: У кого готовы яблоки и листочки намазывайте клеем и идемте приклеивать к яблоне.

(Дети отрезают углы у квадратов и приклеивают их на Яблоню.)

Воспитатель: Какие получились яблоки?

Дети: Красивые, ароматные, привлекательные. Очень хочется их съесть.

Воспитатель: Посмотрите, как повеселело наша яблоня. Ребята, вы отлично справились с заданием!

Воспитатель: Продолжаем путь. Что у нас на карте?

Дети: На карте цветы. (Дети находят на полу цветочки)

Воспитатель: (читает письмо). «Дорогие ребята! Пришло время поиграть. Какие народные игры вы знаете?»

Дети: «Ворон», «Прятки», «Салки», «Жмурки», «Горелки», «Красочки», «У медведя во бору», «Кошки мышки».

Воспитатель: В какую игру мы с вами сегодня поиграем?

Дети: «Горелки с платочком»

Воспитатель: Вспоминаем правила игры: все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек. Водящего выбираем считалкой.

Дети парами встают друг за другом…

Ход игры

Играющие говорят хором:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят!

После слов «Птички летят!» игроки последней пары бегут вперед, и кто из них первый возьмет платочек, тот встает с водящим в пару впереди колонны, а опоздавший «горит» (водящий).

Воспитатель: Идем дальше. Следующая подсказка – книга.

(читает письмо) Здесь написаны поговорки и пословицы, но не полностью. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.

Нет друга-ищи, а нашел-… (береги).

Труд человека кормит, а лень… (портит).

Любовь и труд счастье… (дают).

Без труда не придет на стол… (еда).

Старый друг… (лучше новых двух)

Кончил дело… (гуляй смело).

Воспитатель: Хорошую игру нам предложил дедушка Фольклор. Вы справились заданием. Молодцы!

Продолжаем путь. Что у нас на карте? (Доска)

Воспитатель: (читает письмо). «Мои дорогие друзья! Предлагаю вам вспомнить знакомые потешки».

На доске спрятаны картинки (солнышко, водичка, божья коровка, кот, по очереди открываем и вспоминаем потешки. (Ребенок берет картинку)

Воспитатель: Что вы видите на картинке?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Дедушка Фольклор хочет, чтобы мы рассказали потешку о солнышке. Кто знает потешку о солнышке?

Дети по желанию рассказывают.

Физминутка

В темном лесу есть избушка

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)

Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)

В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)

Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)

Нос крючком, (Показывают пальчиком.)

Глаза большие, (Показывают.)

Словно угольки горят. (Покачивают головой.)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Воспитатель: Молодцы! Продолжаем путь. Ребята, посмотрите на карте последняя подсказка. Что это?

Дети: Шкаф.

Воспитатель: Это не простой шкаф. Давайте посмотрим, что за чудеса нас ждут?

Дети открывают шкаф, находят клад-коробку. В коробке письмо от дедушки Фольклора.

Воспитатель: «Дорогие ребята! Вы прошли весь путь по карте, вы много знаете, многое умеете. Все эти знания и есть бесценный клад для вас. Я очень рад и поздравляю вас! А в коробке для вас угощения».

На экране появляются Дедушка Фольклор и Бабушка-Загадушка.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Мы очень рады нашей встрече. Вы отлично справились с нашими заданиями.

Закончились испытания –

Пришло время угощенья!

Не робейте, не стесняйтесь,

Сладостями угощайтесь!

Воспитатель и дети благодарят дедушку Фольклора, бабушку Загадушку.

Воспитатель: Ребята, наше испытание подошло к концу. Вам понравилось наше приключение? Ребята, вы все большие молодцы! Сказочный герой прощается  с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.

Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...

Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.

Материал представляет собой сборник текстов художественных  произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....

Фольклор в детском чтении. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. РЕФЕРАТ

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоцион...

Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.

Познакомить родителей с  с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....

Конспект открытого занятия «По следам фольклора»

Цель: приобщать детей к устному народному творчеству, закрепить знания потешек, называть персонажей сказок по загадкам....

«По следам русского народного фольклора»

Игры-забавы для детей старшей группы...

Конспект По развитию речи На тему: «По следам фольклора» для детей средней группы.

Цель: закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества; активизировать речь детей.Задачи:Образовательные: - закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества;Развив...